Последний месяц Европа эмоционально обсуждает перспективы подписания ACTA (Anti-Counterfeiting Trade Agreement) - торговое соглашение по борьбе с контрафактной продукцией. В середине февраля десятки тысяч протестующих вышли на улицы городов в Европе. 11 февраля, демонстрация, правда, не очень многочисленная была замечена и в Никосии. Молодые люди в пиратских одеждах несли плакаты с надписью «Stop AСTA!» Похоже, акция имела определенный успех, так как Кипр все ещё не ратифицировал закон. Впрочем, как и другие коллеги «по неприсоединению» в ЕС: Германия, Нидерланды, Словакия и Эстония[1].
Влиятельное глобальное правозащитное сообщество
Avaaz собирает подписи под обращением к Жозе Баррозу с требованием заблокировать процесс ратификации ACTA. «Стена» Европейского Парламента на Facebook раскалилась от дискуссий. Своим мнением делятся сотни людей:
- Пожалуйста, остановите принятие ACTA! Неужели вы не понимаете, что отнимаете у нас частичку свободы - пишет пользователь из Германии.
- Это не тот случай, когда «плохие полицейские парни» нарушают права и свободы граждан…Многие из нас рассматривают интернет как последний бастион свободы, но одновременно осуждают преступность. Если интернет стал новым «обществом», виртуальной реальностью, мы должны обеспечить в нем безопасность и предотвратить ущерб его гражданам! - возражает бельгийский оппонент.
Кто ещё не знает: ACTA предусматривает конструирование единой транснациональной системы контроля за соблюдением авторских прав на аудио и видео контент, книги, фотографии и другую интеллектуальную собственность. Это - европейское продолжение недавних американских дискуссий по поводу SOPA (StopOnlinePiracyAct) и PIPA (ProtectIPAct). За океаном ратификация актов пока отложена, не столько из-за протестов, сколько из-за негативной реакции гигантов онлайн индустрии, в том числе Facebook и Google.
Противники закона уверены, что он существенно ограничит свободу слова и дискуссий в интернете (не совсем понятно как) и главное - предусматривает обыски персональных медианосителей без санкции суда. Последнее теоретически означает, что на таможне могут посмотреть ваш лэптоп, iPhonили iPad на предмет пиратской начинки.
Конечно, с такими радикальными следствиями закон вряд ли имеет шансы на успех. В цифровом веке люди ревностно относятся к содержимому своих лэптопов. Однако компромисс по поводу досмотра личных гаджетов можно найти. В целом же, по моему мнению, закон необходим. У меня очевидный экономический аргумент: распространение пиратского контента лишает прибыли и, соответственно, вынуждает сокращать рабочие места многие компании в кино и звукозаписывающей индустрии. В период роста безработицы и европейского кризиса это критически важно. Знакомые в московском издательстве подтвердили: из-за распространения копий на трекерах и торрентах пришлось свернуть проект озвучивания книг известными актерами. С финансовой точки зрения это потеряло всякий смысл. Есть и этическое измерение вопроса: несут потери наши любимые писатели, исполнители, чтецы аудиокниг. Оправдано ли наносить ущерб тем, кого мы любим и почитаем, чей талант доставляет нам столько удовольствия?
Тем временем в России по поводу ACTA глубоководное молчание. Никаких дискуссий. Несмотря на то, что ЕС наш крупнейший внешнеторговый партнер. Несмотря на то, что Россия занимает второе место в мире по производству контрафактной продукции и, возможно, первое - по её потреблению. Сами понимаете, статистика здесь весьма условная. Кроме того, очевидно, что эта тема затрагивает два из четырех общих пространств сотрудничества России и ЕС - «общее экономическое пространство» и «пространство свободы, безопасности и правосудия».
Отношение россиян (даже в академической среде) к интеллектуальной собственности могу проиллюстрировать историей из собственного опыта. В одной из социальных сетей «нашлась» бывшая однокурсница, преподающая политологию в одном из провинциальных ВУЗов. В ходе переписки отправил ей для ознакомления уже опубликованную научную статью. Через какое-то время получил радостное сообщение о том, что моя работа выходит в научном сборнике некоего технического университета в городе N. Какое счастье! Наверное, сделано было не со зла, но общаться больше почему-то неинтересно.
То самое, отсутствующее в России «правовое общество» начинается именно с активных дискуссий на актуальные и значимые социально-экономические темы. И поменять свою гражданскую природу, выработать свой демократический код человек может только сам, с помощью роста собственной культуры и немалых усилий. И это - намного сложнее, чем от скуки ходить на всенародные митинги, делая «забавные фоточки», бросаться под ноги ОМОНу в псевдоэпилептических припадках и проклинать существующую власть.
Такие вот «дискуссии», уважаемые читатели. Действительно, смешно, если б не было так грустно.
[1] По данным Европарламента на 21.2.2012