WikiLeaks: то, что сделало мир другим

Dec 22, 2010 23:38


WikiLeaks: то, что сделало мир другим - новый материал в ВК.

Один из ключевых признаков современной реальности заключается в беспрецедентном профиците информации. В середине 1950-х гг. Карл Дойч определял информацию как «бесконечный, но управляемый поток». Наивный оптимизм, С точки зрения сегодняшнего дня - наивный оптимизм. «Информационный потоп» все более затрудняет поиск действительно нужной информации, определение ее достоверности, способы ее классификации и анализа. Внешнеполитическая информация также обесценивается. Для того, чтобы появилась сенсация, нужно что-то по настоящему новое , взрывное для массового сознания. Сенсационность WikiLeaks во многом преувеличена. Большинство открытых «секретов» известно  специалистам по международным отношениям, не говоря уже о  профессионалах, искушенных в тонкостях дипломатии. Тем не менее, это - сделано, это - читают и это - интересно.

Австралиец Джулиан Ассанж и его информационно-сетевой проект надолго завладели вниманием мировой аудитории. Лидеры США настаивают на суровом наказании Ассанжа, а его сторонники собираются на сетевых пространствах «в последний бой за демократию». В этом материале мы оценим WikiLeaks как феномен современности и сделаем некоторые выводы из происходящего.

Сокрушение «мягкой силы»

Двадцать лет назад гарвардский профессор, известный специалист по международным отношениям Дж. Най сформулировал популярное понятие «мягкой силы». Термин был быстро подхвачен политологами и журналистами и распространился по всему миру. Все достаточно просто: «мягкая сила» - это нематериальное, идеологическое влияние, способность государства (США) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение, а не подавление. Особенно примечательно то, что основной составляющей «мягкой силы» американский ученый называл внешнюю политику, при условии, что она обладает моральным авторитетом. Соотечественники профессора очень гордились такой теоретической находкой, полюбили эту концепцию, постоянно совершенствуя её. Только Дж. Най издал на эту тему более десятка книг. По всему миру защищены десятки диссертаций. Сегодня все это уже не так актуально. История с WikiLeaks свела американскую «мягкую силу» до минимального уровня. Недаром произошедшее уже успели назвать «11 сентября американской дипломатии».

Конфуз с персональными последствиями

Так получилось (как и почему - отдельная история), что в свободном доступе оказались тысячи секретных документов, в основном - дипломатические донесения из посольств США по всему миру. Сначала были опубликованы  так называемые «Иранское» и «Афганское» досье, затем - достаточно скандальные  документы, показывающие настоящий стиль американской дипломатии - двойные стандарты, антидемократические стратегии, не уважение к «дружественным» политикам. Какую бы выдержку не сохраняли официальные лица в Вашингтоне, понятно, что случился большой конфуз с персональными последствиями. Лучшим подтверждением этого является начавшаяся череда отставок во внешнеполитическом и силовых ведомствах США. Стало очевидно, что некоторым послам и другим «особо отличившимся сотрудникам», подзабывшим, что такое дипломатический такт, придется подыскивать новые должности.

Секрет Полишинеля

Интересно, что никаких суперсекретных сведений на сайте не появилось. Любой человек, причастный к внешней политике или просто интересующийся этой темой, вряд ли найдет на WikiLeaks информационные бомбы. Геополитических откровений для публики тоже маловато, а для специалистов их нет в принципе. С точки зрения разведывательных служб, это «секрет Полишинеля», маскирующий известные факты под большие тайны. Зато - множество нелицеприятных персональных характеристик известных международных фигур и их окружения. Такое впечатление, что опубликованы не дипломатические депеши в «Вашингтон, округ Колумбия», а стенограммы развязных бесед у барной стойки. Похоже, что дипломаты как эталон сдержанности, аристократической выдержки и предельной тактичности остались на страницах книг и в кадрах старых кинолент. После публикаций WikiLeaks этот образ значительно изменился. Позвонив коллеге, несколько лет живущему в США, я попросил выразить реакцию американцев на происходящее одним предложением. Ответ был таким: «Как такие люди могут реализовывать нашу внешнюю политику»? Недоумение и разочарование, вот, пожалуй, две главные эмоциональные характеристики патриотичных американцев.

По Кипру нa WikiLeaks данных немного. В основном, кипрская проблема упоминается в телеграммах посольства США из Анкары. Ничего нового: ремарки о провалившемся плане Кофи Аннана, пессимистичное видение перспектив дальнейших переговоров между лидерами двух общин.

Добровольцы первой мировой

Кроме эмоциональных последствий феномен WikiLeaks зафиксировал две важные тенденции. Первая и самая важная заключается в том, что мир стал информационно избыточным, а интернет пространство - абсолютно неконтролируемым. Принципиальный урок заключается в том, что как только информация попадает в сеть остановить ее распространение невозможно. После закрытия первоначального домена WikiLeaks, сайты - копии стали появляться почти каждый день. Госдепартамент США пытается бороться, но способы довольно неуклюжи, и обречены на неудачу. Например, на прошлой неделе президенты (ректоры) ведущих американских вузов получили рекомендации ограничить доступ студентов к скандальному сайту и запретить цитирование его материалов в своих блогах и аккаунтах в социальных сетях.

Вторая тенденция связана с появлением и успешным развитием принципиально новых форм социальной оппозиции. Задержание основателя сайта Ассанжа освободило колоссальную энергию его многочисленных сторонников, среди которых, например, Президент Бразилии да Сильва и верховный комиссар ООН по правам человека Н. Пиллей. Здесь я не буду касаться вопроса виновности/невиновности австралийского подданного. Наверняка каждый из заинтересованных читателей имеет свое мнение. По его словам, он просто курьер, «приносящий людям не очень хорошие новости». Интереснее другое: тысячи сторонников Ассанжа протестуют, не выходя из дома. Минимум демонстраций, никаких горящих автомобилей и «коктейлей Молотова». «Вcего лишь» объединение в сетевые группы, поддержка WikiLeaks в социальных сетях и Twitter, попытки обрушить сайты правительств, одобривших задержание Ассанжа. Добавим сюда атаки на серверы крупнейших платежных систем, заморозивших пожертвования его сторонников. Становится очевидным, что эффективность таких сетевых протестов намного выше, чем битвы на улицах. WikiLeaks действительно сделал мир другим, показав потенциал социальной энергии, подпитываемой идеологией свободы и гласности. Первая мировая кибернетическая война началась быстро и эффективно. Несколько перекликов мышками в разных частях света раскололи значительную часть населения планеты на два враждующих лагеря.

Код Ассанжа

История с WikiLeaks - это современный кибернетический триллер, не уступающий по интриге романам Дэна Брауна. Наверняка по мотивам этого феномена будут написаны книги и сделаны экранизации. Австралиец уже обеспечил длительный интерес к своему проекту и возможность неплохо заработать на мемуарах. Журнал «Тime» по итогам голосования читателей объявил его человеком года. Однако борец за свободу информации и его сторонники утверждают, что главная интрига впереди. Счетчик на сайте показывает, что на всеобщее обозрение выложено немногим более тысячи документов из четверти миллиона. «Лавину компромата не остановит даже моя смерть, - уверен Ассанж, - Если со мной что-нибудь случится, активисты WikiLeaks предоставят всем желающим код к файлу под названием «Страховка» (по состоянию на 14 декабря доступен на www.wikileaks.ch). Предположительно, там ранятся наиболее «горячие» и болезненные для Вашингтона материалы. Пока же  к зашифрованной тайне может приобщиться любой желающий.

wikileaks, Ассанж

Previous post Next post
Up