Невероятно, но он настоящий! Настоящий паровоз, который едет на паровой тяге и дымит так, что порой ничего вокруг не видно. Никакой электроники, и ведь работает. Да, умели раньше делать! Скажу честно, я ехал в Рускеалу не столько посмотреть горный парк, сколько прокатиться на этом ретро поезде. Раньше я такие видел только в кино, а здесь увидел наяву, потрогал и даже подкинул угля.
Раньше в горный парк “Рускеала”, который как-никак считается главной достопримечательностью Северного Приладожья, можно было добраться только на машине или автобусе. Но год назад РЖД решило пустить в Рускеалу небольшой экспресс по старой заброшенной ветке. И раз уж парк туристический, то и поезд тоже решили сделать туристическим. Пусть достопримечательностью будет не только сама "Рускеала", но и способ туда добраться.
Вот так 1 июня 2019 года появился ретро поезд “Рускеальский экспресс” - настоящий паровоз, который топят углем, а в движение его приводит водяной пар. Это отличная возможность окунуться и прикоснуться к частичке прошлого, нашего с Вами прошлого, и почувствовать себя хотя бы на час аристократом дореволюционной России. И пока весь мир заражался коронавирусом, я катался на ретро поезде.
⠀
Поезд отправляется рано утром со станции Сортавала. Несмотря на то, что отправление в 10-40, паровоз начинают "топить" с шести утра, ибо нужно время, чтобы котел прогрелся, водичка превратилась в пар и давление достигло нужных значений. А пока в кабине лопатами работают кочегары, на улице машинисты в парадной форме с улыбкой приветствуют туристов, садящихся на поезд.
Все проводницы тоже одеты в историческую униформу. Т.к. на улице зима и -15, то и форма зимняя и теплая. Я сначала подумал, что это какая-то военная форма, но оказалось, что это стандартные шубы северных проводников первой половины прошлого века. Да-да, это советская форма, а не царская, но в этом поезде решили разбавить царский стиль советскими нотками, и по-моему получилось неплохо.
Давайте зайдем в вагон и посмотрим, что там внутри. Это, конечно, не царские вагоны, а бывшие СВ вагоны вагоностроительного завода «Аммендорф», которые прошли капитальный ремонт и обрели винтажный облик. Интерьер вагонов, по словам проводников, выполнен в стиле конца 19, начала 20 веков. Я в те далекие времена еще не существовал, поэтому остается только верить на слово.
Т.к. ехать всего час, то все купе сидячие и рассчитаны на 6 мест. На мой взгляд вполне уютно. И, несмотря на ретро стиль, в каждом вагоне есть современные розетки и даже USB-зарядки.
А изюминкой поезда является его вагон-ресторан. Он просто шикарен!
Но мест здесь мало, поэтому столик желательно бронировать заранее. По сути, можно даже не брать купе, а ехать здесь, в ресторане. Пить чаёк, закусывать калитками и любоваться карельскими лесами в окошке...
И снова смешение стилей - в дореволюционном ресторане на столике стоит сталинский светильник с гербом СССР.
В фирменном поезде все фирменное - даже традиционные железные подстаканники (которые при желании можно приобрести) и кубики сахара здесь с логотипом "Рускеальского экспресса".
А теперь самое время в прямом смысле "прикоснуться" к поезду и заглянуть в его кабину.
Несмотря на громадные размеры самого паровоза, его кабина оказалась очень маленькой и тесной. Как видите здесь все просто. Котел, пара приборов, несколько рычагов и вентилей и много-много тяжелой физической работы, ведь уголь этот поезд кушает быстро и много, только и успевай забрасывать. А еще здесь очень грязно. Все в саже и копоти, так что в белом сюда лучше не входить.
Приборная панель состоит из двух приборов. Первый показывает уровень воды, а второй - давление в котле. Давление в паровозе - самое главное, и за ним нужно внимательно следить.
А вот и сам котел. Я почему-то думал что он будет намного больше. Пользуясь случаем, я попробовал закинуть пару лопат угля - ох и непростая это работа. Во-первых - жарко, во-вторых - тяжело, а в-третьих - надо еще попасть в эту маленькую дырочку. Так что за внешней красотой поезда стоит тяжелый черный труд машинста.
Средняя скорость ретро паровоза 40-60 км/ч, но машинист мне шепнул на ушко, что при желании и благоприятных условиях можно и сотку выжать. Ну да, мы же смотрели "Назад в Будущее" и видели как это делается. Здесь конечно, этого никто делать не будет, ибо машина старая, может от таких нагрузок и развалиться.
В настоящее время на станции Рускеала нет "кольца", на котором поезд мог бы развернуться. Поэтому обратно в Сортавалу состав тянет другой паровоз, который идет следом задним ходом. Но в этом году обещают сделать разворот, так что второй поезд будет ненужен. Точнее он будет нужен, но на всякий случай. Поезда-то старые, могут и сломаться.
Короче, было классно! Спасибо РЖД за то, что вкладывает деньги в такие проекты.
Если захотите также прокатиться на Рускеальском Эксперссе по Карелии, то милости просим. Поезд отправляется каждый день утром в 10-40 из Сортавалы, едет час до Рускеалы, а назад отправляется вечером в 17-30, что идеально подходит для однодневной поездки в горный парк. Билет стоит от 300 рублей в одну сторону, детям и пенсионерам скидки. Расписание подстроено под "Ласточку" из Питера, а с недавнего времени к этому ретро-поезду можно прицепиться прямо из Москвы. Два вагона из столицы едут до Сортавалы в составе обычного поезда, а затем перецепляются к ретро-поезду до Рускеалы. Назад процедура повторяется, но в обратном порядке. Так что Рускеала из Москвы в этом году стала намного ближе!
А закончу я словами песни, которая почему-то приходит в голову при виде этого чуда техники:
«Наш паровоз, вперед лети!
В Коммуне остановка,
Иного нет у нас пути,
В руках у нас винтовка.»
Интересно? -
Подписывайтесь и заходите в мой
Instagram (@vladimirzhoga)
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.