Если Вы когда-нибудь приедете в тибетскую страну, то при въезде с вероятностью 99% вам на шею оденут белый шарфик. Затем, путешествуя по стране, Вы увидите несметное количество этих белых тряпок во всех священных местах, на алтярях, на перевалах, и конечно же на других людях. Так что же это за шарфы такие и зачем в Тибете принято их дарить? Давайте разбираться.
Начнем с того, что этот белый шарф в Тибете (и всех посттибетских странах) называется - Хадак. Это, как правило, длинный узкий шарф, который дарят в знак почтения, дружбы и добрых пожеланий. Его преподносят при знакомстве, в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече или проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам, по случаю окончания строительства дома или просто оставляют в святых местах. Короче, его дарят всегда всем и везде при любом удобном поводе и даже без него.
Шарф принято дарить в развёрнутом виде на ладонях обеих рук. Принимают хадак также обеими руками, при этом принимающий должен поклониться, а затем накинуть хадак на шею (но не завязывать как галстук или обычный шарф). Обычно дарящий сам накидывает шарф на шею принимающего. При этом тибетцы обычно желают удачи - "таши деле" (tashi delek), когда дарят хадак другому человеку. Даже если Вам шарф не нужен, не отказывайтесь - примите его в знак уважения.
Ни в коем случае нельзя выбрасывать подаренный хадак - это будет оскорблением дарящего и осквернением его жизненной энергии. Поэтому шарфы принято хранить дома на алтаре.
Но что делать, когда шарфов скопилось много? Ведь их так часто дарят, что через некоторое время их будет просто неимоверное количество, которое просто не будет помещаться в доме, а выбросить-то нельзя...
Оказывается, хадак можно передать другому человеку или повесить его в каком-нибудь храме или святом месте. Очень часто в храмах у статуй Будд вы увидите горы таких белых "тряпок". Так вот, это не тряпки, а пожертвованные паломниками хадаки.
Где только я не встречал эти белые шарфики, путешествуя по Тибету. Их вешают на деревья, завязывают на памятники, оставляют на перевалах, украшают храмы или просто дарят Ламам в монастырях. Так что, если Вы не хотите везти хадак домой как сувенир, то способов от него красиво избавиться, не оскорбляя дарящего, миллион!
Хадак обычно делают из дешевой ткани, но бывают и дорогие шелковые. Иногда на них наносят изображения разных буддийских божеств.
Самые распространенные белые шарфы, хотя они могут быть и другого цвета, при этом каждый цвет символизирует что-то свое:
- Белый - символ чистоты, святости и благополучия. Это самый распространенный цвет, по крайней мере в историческом Тибете.
- Синий - обозначает небо, это символ гармонии, согласия и спокойствия.
- Жёлтый - символ плодородия, достатка, постоянства и жизни.
- Красный - символ безопасности, власти и величия. Кроме того, этому цвету приписываются целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. В Непале мне подарили именно красный хадак.
- Зелёный - символ цветущей земли, плодородия и пробуждения, это символ роста и процветания.
Кстати, Далай-лама дарил (и возможно и сейчас дарит) белые шарфики своим иностранным гостям и дипломатам, символизируя чистоту своих намерений и начало отношений. Как жаль, что на китайских генералов в свое время белые шарфики не подействовали...
И еще, не путайте шарфы "хадаки" с разноцветными флажками, которые тоже повсеместно развешаны в священных местах Тибета. Это лунг-та или "кони ветра", о которых я как-нибудь обязательно расскажу.
Теперь Вы знаете, зачем тибетцы дарят шарф, и что с ним нужно делать. Я лично свои храню дома и у меня их уже три! Правда вот алтаря нету...
Интересно? -
Подписывайтесь в ЖЖ или в
Instagram Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.