Древние царства Армянского нагорья.
На севере Передней Азии действовал торговый путь металла, который простирался от Канеша (город на востоке Малой Азии) до Ашура.
С данным путем были связаны более трех десятков населенных пунктов
Армянского нагорья, из которых экспортировались многочисленные металлы:
золото, серебро, медь, олово и т.д. В клинописных записях, найденных в
Канеше упоминаются десятки армянских царств: Цупана (Софена), Тегарама
(Тогарма), Хах(ум), Тугриш и др..
Армянское нагорье в древние времена
Царство Митанни. В XVI веке до н. э. на юго-западе
Армянского нагорья и на севере Междуречья было создано индоевропейское
царство Митанни со столицей Вашшуканни. Это царство играет значительную
роль в Передней Азии начиная с конца XVI века до н. э.
Цари Митаннии наподобие египетских, вавилонских, хеттских владык
носили титул «Великого царя». Влияние Митаннийских царей
распространилось на востоке до долины рек Бохтан и Большой Заб, на
западе до берегов Средиземного моря и гор Киликийского Тавра.
Цари Митаннии были индоевропейского происхождения. Об этом
свидетельствуют не только их имена, но и почитание ими индоевропейских
богов. Митаннии было суждено вступить в вооруженное столкновение с
Египтом, так как последний, начиная мстительную войну против гиксосов,
направил удары против Митаннии.
Митанни находилось в длительном военном конфликте с Хеттской
державой, находящейся в Малой Азии. Его падение же было связано с
ударами развивающейся Ассирии в XIII веке до н. э.
Царство Хайаса (Hayasa). В Хеттских клинописных
записях в связи с событиями XV-XIII веков до н. э. упоминается страна
Хайаса. В основе данного топонима лежит самоназвание армянского народа.
В Хеттском языке топонимы образовывались с помощью частички а(са) ,
то есть Хайаса означает «Айк, Айястан». Хайаса упоминается в западных
частях Армянского нагорья. Одним из наиболее важных центров Хайасы
являлась Кумаха - в будущем Ани-Камаха Высокой Армении, где находился
мавзолей армянских царей.
Хайаса последний раз упоминается в конце XIII века до н. э. О
завершении истории Хайасы в науке есть две точки зрения. Согласно первой
- падение Хайасы должно было произойти в конце XIII векадо н. э.
Другая версия гласит, что Хайаса продолжала существовать, однако
более не упоминалась под хеттским названием «Хайаса», так как в XIII
веке до н. э. Хеттская держава пала.
Хайаса имела свой царский двор, армию и мифологические центры. Хайаса
выводила армию, состоящую из 700 колесниц и 10 тысячной пехоты, что
представляло собой значительную силу по тому времени.
Также она имела свой пантеон. Исходя из упоминаний хеттскими
источниками армяно-хеттской переписки, Хайаса имела царский архив, со
своими книжниками, которые вели государственную письменность.
Страна Наири. В Ассирийских источниках область озера
Ван и обширные территории к югу и западу от него именовались обобщенным
названием «Наири».
Топоним «Наири» впервые упоминает царь Ассирии Салманасар I (первая
половина XIII века до н. э.). О мощи Страны Наири свидетельствует тот
факт, что Салманасар I был вынужден в приграничных городах поставить
особые части для предотвращения наирийских нападений на Ассирийские
территории.
Страна Наири и 40 их предводителей (которые в источниках упоминаются
как цари) упоминаются в записях преемника Салманасар I Тукулти-Нинурта
(XIII век до н. э.) и через полтора века Титглатпаласара I (XII-XI вв до
н. э..).
Следует отметить, что, несмотря на то, что предшественники пишут о
завоевании и подчинении Наирийских царств, Титглатпаласар I называет
Наири «просторной, свободной и неизвестной» страной.
Ассирийские цари говорят о «больших городах», «богатствах»,
«многочисленных лошадях, мулах, стадах коров и бесчисленное количество
сельскохозяйственного имущества», что говорит о власти и богатстве этой
страны.
Двумя веками позже из записи Ассирийского царя Ашшурнасирапала II (IX
век до н.э.) узнаем, что он организовал четыре похода против Наири, и
там вовсе не говорится не о каком-то союзе нескольких стран, но об одной
объеденной стране-государстве.
Упоминаются «в стране Наири 250 городов с мощными крепостными
стенами». Наири как единое государство упоминается также его преемником
Салманасаром III (IX век до н.э). Именем «Наири» свои страны называли
правители Ванского царства (Биайнили, Урарту, Арарат) в своих записях на
ассирийском языке.