Часть чего-то общего...

Aug 22, 2011 22:08




В течение жизни каждый человек испытывает потребность в необходимости  ощущать себя в качестве единицы некоего социума, части чего-то общего. При успешной идентификации психологическое состояние быстро становится комфортным, и общение доставляет истинное удовольствие.
В момент изменения социального статуса, а для женщины еще и в период беременности, при наличии младенца (до года), ребенка 2-4 лет (то есть зависимого существа), потребность в самоидентификации усиливается, так как часто резко меняется круг общения. Поэтому, наверное, и пользуются такой популярностью курсы для беременных, группы раннего развития детей и т.п. А потом, выходя на работу, мамы, вернувшись в привычный круг, обсуждают садовские или школьные «заморочки» своих чад…

А вот если в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями (в моем случае с аутизмом) ощущается серьезный вакуум в общении. Потому что матери подобных детей чувствуют неловкость, даже стыд, замыкаются на проблемах ребенка и становятся «людьми одной темы». Вдобавок, на первом этапе (после установления диагноза) мать испытывает серьезное психологическое давление со стороны врачей и специалистов (это еще повезет, если специалистов), родственников, знакомых и соседей. Работать по специальности (если нет няни) чаще всего не удается. В любом случае, маме такого ребенка приходиться умерить карьерный аппетит.
Сталкиваясь с проблемами в общении (а ведь ребенок с аутизмом сам по себе, в силу специфики своего состояния, не способствует формированию привычных в нашем понимании форм общения) мать такого ребенка резко сужает круг социальных контактов, что в крайних ситуациях приводит к тяжелой депрессии (схожей, пожалуй, с послеродовой).

К чему это я? А к тому, что в этом году мне очень повезло, потому что мы на 12 дней нынешнего августа попали в летний лагерь, который организовали специалисты центра «Наш солнечный мир».
Я наконец увидела жизнь взрослых «детей», 16-17 летних подростков (похожих на Андрюшку) с проблемами в коммуникации, которые с трудом получают удовольствие от общения с другими людьми . А некоторые - с большим трудом. Я смогла поговорить с их мамами (удивительными, самоотверженными, неунывающими женщинами), которые вот уже 17-20 лет воспитывают своих непохожих детей. Я почувствовала себя готовой «встать в их строй». Значит, и у меня произошла эта самоидентификация. )) А ведь еще совсем недавно мне казалось, что таких мам мало, очень мало. Какое счастье, что я заблуждалась!
В летнем лагере я (наконец!!!) увидела, с какой радостью Андрюшка начал пытаться просто играть с другими детьми, подбадривать проигравших, радоваться при победе в команде. Да, несомненно, его реакции еще зачастую остаются гипертрофированными, избыточными, но все же они АДЕКВАТНЫ происходящему.
Да и у меня (наконец!!!) прорвалась та оболочка, которая отделила меня от привычного социума 8 лет назад. Ведь до того момента, когда Андрюше исполнился год, его поведение в отношении других людей (детей и взрослых) было в пределах привычных норм. Ключевое слово «ПРИВЫЧНЫХ». Потому что привычными они было для меня и моей семьи. Мы всегда пытались наладить социальные контакты. Больше всего мне нравилось, вырвавшись из московской жизни, за 12 -14 летних дней совместного (чаще всего летнего) отдыха с родителями, заводить новые знакомства (у костра, на волейбольной площадке, в походах и на экскурсиях).
Летний лагерь дал мне возможность вспомнить те принципы, по которым налаживалось такое общение, и дал возможность Андрюшке попробовать их осознать и использовать. Ведь в обычной жизни только дети способны подойти к незнакомому ребенку на площадке, завязать разговор, включиться в игру и через 2 часа расстаться «закадычными друзьями». Совместные проекты, ежедневные, веселые, увлекательные, необычные, требующие слаженной работы в команде - вот то, что способствовало социализации Андрюши. Он даже выступил в спектакле в роли Петуха (с большим вниманием отнесясь к костюму), пел со мной и с Асей под гитару ("Березки подмосковные шумели вдалеке...") на концерте, смотрел проект "ежевечерние новости лагеря" со всеми детьми (не нуждаясь в том, чтобы я постоянно была в зоне его видимости), качался на качелях с "другом"...
У него действительно что-то изменилось в самоощущении, он понял, что он ОДИН ИЗ, а не СОВСЕМ ОДИН.
А Асе я сумела объяснить, что она одна из тех детей, у кого любимый братик или сестричка болен, и поэтому о нем надо заботиться. Есть вещи, которые можно очень быстро объяснить и понять, если видишь перед глазами живой пример.

У меня же много раз за эту смену было чувство настоящего восторга... Например от 45-минутного «фольклорного тренинга» с родителями и педагогами. Становишься вновь веселым и беззаботным ребенком, когда, пытаясь выполнить условия какой-нибудь игры (в основе - ручеек, бояре, хоровод), сначала путаешься в руках и ногах, не можешь взаимодействовать слаженно, а потом вдруг ощущаешь себя….
И вот тут мне вспомнились строчки из стихов Али Кудряшевой:
«… Есть время - оно для каждого очень разное, когда становишься частью чего-то общего, допустим где-то на громком звенящем празднике, а может, в ночь пробираясь по лесу ощупью, твои движенья становятся слишком плавными, и руки неловко застыли, мелодий полные, и значит, здесь твоя нота, одна, но главная, сыграй ее, ну, пожалуйста, так чтоб поняли…».

Наш Солнечный Мир, впечатления

Previous post Next post
Up