Попробую рискнуть и сказать пару концептуальных слов.:)
По поводу «поэтического процесса», насколько этот процесс виден по ЖЖ и прочим интернет-окрестностям.
Впечатления от видов поэтического ландшафта примерно такие.
1. Развалины «цеха поэтов» удручают.
Там, где должно быть «экспертное сообщество», не то что бы «мерзость запустения» (люди-то они все, наверное, хорошие), но близко.
2. Наша культурная элита точно так же относится к мировой, как политическая и экономическая. Почему первая подвергается менее суровой критике, чем две последние - непонятно и несправедливо. Больше всего меня порадовало бы явление «культурных диссидентов» (диссидентов по отношению к нынешней версии культурной элиты). Где взять?
3. Два самых прочных, на мой взгляд, препятствия на пути развития поэзии на русском. Первое - русофобия, то есть желание отделить язык и культуру от «этой» страны, «этой» истории, «этого» народа… Не получается. «Этот» народ, в «этой» стране, в ходе «этой» истории развивал «этот» язык и «эту» литературу. Приходится либо все сразу принимать, либо все сразу отвергать. Стремление «очистить» литературу от страны ведет в тупик. По формуле «чемодан - вокзал - Гоа - иероглифы»:)
Второе - желание обитать в неком рафинированном и очищенном, «долгом серебряном веке». К сожалению, серебряный век закончился - в самом лучшем случае, в семидесятые годы. А в девяностые началось что-то совсем другое, и пока это другое, имхо, остается вообще без поэзии на русском. Кроме того, спасающиеся бегством в этот искусственный «долгий серебряный век» имитируют именно рафинированную версию - то, чего никогда не было. «Свистают скворцом» и ничего не хотят знать о современной мировой поэзии, пренебрегая заветами отцов-основателей настоящего серебряного века.
Оба препятствия имеют общий фундамент - желание витать на славном острове Где-то-там. По ту сторону народов, истории, мировой поэзии.
4. Опыт типологии - или на какие полочки расставить сборнички:) (да, мне уже страшно :) )
Первая полочка - долгий серебряный век. Здесь тьмы, тьмы и тьмы авторов :)
Вторая полочка - поэтокульты. Свято место пусто не бывает - отсутствие современной поэзии на русском (см. на первой полочке) обращает многих желающих стать читателями в приверженцев поэтокультов. Признаки - в текстах «ужас-ужас», а приверженцы очень агрессивные. Литературные критики здесь вымерли, как динозавры. Только поклонение, а рассуждения о поэзии невозможны.
Третья полочка - симпатичные люди, пишущие стихи:) Иногда пробуждают надежду, что современная поэзия на русском все-таки возможна. Чаще просто симпатичные:) Условно еще разделила бы по двум сторонам полки на «классиков» и «новаторов». Первые читают стихи на русском, а вторые не только на русском.:) (Мне кажется, кстати, что круг чтения автора можно установить, посмотрев примерно десяток случайно выбранных текстов.)
Про авторов речь будет дальше.
А как насчет полочек и прочих «концепций»? похоже на правду?