Отчёт Путина: благие намерения и ни слова о главном

Aug 01, 2012 19:11




http://www.finam.ru/analysis/newsitem66601/

23.04.2012 12:41, Жуковский Владислав, старший аналитик (ИК "Риком-Траст")
Как всегда двойственное впечатление вызвало выступление Путина в Госдуме, который в большинстве своём сказал правильные слова относительно того, что нужно сделать, но при этом ни слова не сказал о тех проблемах и откровенных провалах в социально-экономической политике, которые стали результатом деятельности нынешних властей.

Назначенные на 1 июля 2012г. скрытая приватизация бюджетной сферы и повышение тарифов естественных монополий на 15-20% спровоцируют рост платности государственных услуг, скачок социальной инфляции на 18% и падение жизни 70% населения, получающих менее 15 тыс. рублей в месяц. Да, с формальной точки зрения доходы населения за последние 11 лет выросли более чем в 9,6 раз, однако с учётом реально инфляции, превышающей 13% в год, рост не превысил 2,1 раз. С учётом крайне высокой имущественной поляризации общества, когда только по официальным данным доходы 10% самых богатых россиян в 16,5 раз превышают доходы бедных слоёв населения (а с учётом скрытых доходов на капитал и от предпринимательской деятельности и вовсе в 35-40 раз) получается, что за последние 11 лет доходы узкого круга чиновников и сырьевых монополистов подскочили в 20-25 раз, а доходы подавляющей части населения выросли менее чем в 1,5-2 раза.

И это при том, что за аналогичный промежуток времени только по официальной статистике проезд в транспорте подорожал в 5,5 раза, цены на электроэнергию выросли в 8 раз, коммунальные платежи подскочили в 13 раз, а отопление стало дороже в 14 раз. С учётом скрытой приватизации бюджетной сферы и роста платности образования, медицины, социальной поддержки и отдыха стоимость жизни выросла в 13-15 раз, а реальные доходы 50% населения, получающих менее 15 тыс. рублей, и вовсе не выросли.

Вступление в ВТО в принципе противоречит планам модернизации экономики: глобальные ТНК и международные банки традиционно рассматривают Россию и слаборазвитые страны в качестве сырьевого придатка, поставщика рабочей силы и рынка сбыта для своей продукции. Ни о каком трансфере высоких технологий не может быть и речи - международные монополии практически никогда не идут на передачу ключевых управленческих и производственных технологий, которые являются основной их доминирующего положения на международных рынках и позволяют извлекать монополистическую ренту.

Российские обрабатывающие производства, объёмы выпуска которых не дотягивают до 60% от 1990г., а износ основных фондов зашкаливает за 75%, задыхаются от ценового шантажа естественных монополий, коррупционных поборов, неподъёмных ставок по кредитам (17-22% годовых) и отсутствия минимальной господдержки. Уже сегодня средняя норма операционной рентабельности в обрабатывающей промышленности (7-10%) в 1,5-2 раза ниже ставки по кредитам, а до 50% в структуре отпускной цены производимой продукции в розничной продаже приходится на транспортные издержки, прибыли перекупщиков и коррупционные поборы.

Безусловно, при желании можно в полном объёме реализовать все озвученные Путиным программы развития промышленности и провести масштабную модернизацию экономики и инфраструктуры даже без увеличения налогового бремени на несырьевые секторы экономики и население, более 70% которого имеют доходы ниже 15 тыс. рублей. Достаточно повысить собираемость налогов с нынешних 65% до общеевропейских 85%, и ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц и социальных платежей, что даст дополнительно более 2 трлн. рублей бюджетных доходов и позволит профинансировать любые начинания в области диверсификации экономики. Сегодня получается уникальная ситуация - 50% населения России, которые, согласно исследованию Института Социологии РАН, находятся за чертой бедности, в реальном выражении платят больше, чем коррумпированные чиновники и сырьевые монополисты. Суммарная ставка НДФЛ и социальных платежей для социально незащищённых граждан превышает 43%, тогда как руководство крупных госкомпаний платят менее 20%, а владельцы бизнеса за счёт вывода прибылей в оффшоры и использования дивидендных схем платят не более 15%.

За счёт ограничения незаконного вывоза капитала, превысившего за последние 11 лет только по официальной статистике $355,9 млрд. или 18% ВВП, можно было бы удвоить объём капитальных вложений в основные фонды, провести модернизацию изношенной на 75% инфраструктуры, в 5 раз увеличить бюджетную поддержку экономики, в разы нарастить расходы государства на науку и НИОКР и возродить наукоёмкие производства, объёмы производства в которых в 3-5 раз ниже 1990г., а загрузка мощностей не поднимается выше 40%.

Основная проблема России состоит в том, что уже более 20 лет мы втянуты в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена, которая в принципе делает не выполнимыми все планы по модернизации, и нынешние власти не пытаются выйти из неё. За период 2000-2011гг. из страны было вывезено невосполнимого природного сырья в объёме $3,17 трлн., тогда как потери от импорта китайского ширпотреба и литовских сырков превысили $1,9 трлн., чистые потери от импорта услуг превысили $204,3 млрд., а от оплаты труда иммигрантов - $53,6 млрд. Сюда же стоит добавить накопленный за последние 11 лет незаконный вывоз капитала за рубеж российскими сырьевыми монополистами и коррумпированными чиновниками, превысивший $355,9 млрд. или 18,9% ВВП. А также убытки от выплаты процентов и дивидендов глобальным финансовым спекулянтам и ТНК, оцениваемые в $267,2 млрд. или 79% федерального бюджета, которых вполне достаточно, чтобы в течение 6 лет покрывать дефицит Пенсионного Фонда или в 3 раза нарастить бюджетные расходы на поддержку национальной экономики и провести комплексную диверсификацию экономики.

В результате искусственного поддержания дефицита денежного предложения, вывозы за рубеж сотен миллиардов долларов валютных резервов и хронического нежелания развивать отечественную банковскую систему российские компании и банки плотно сели на иглу внешних займов и только в 2011г. понесли чистые убытки от уплаты процентов и дивидендов иностранным кредиторам в размере $50,7 млрд. Всего же с начала 2000г. объём ЗВР увеличился с $29,2 до $565 млрд., а размер корпоративного внешнего долга подскочил с $23,3 до $513,4 млрд. Другими словами, с начала под наукообразные лозунги об "управлении валютными рисками" и "абсорбировании избыточного денежного предложения" под 2,5-3,5% кредитовались бюджетные дефициты наших стратегических конкурентов, финансировался научно-технический прогресс американских и европейских ТНК, а затем отечественные банки занимали их под 8% и ссужали российским компаниям, находящимся в условиях 20-летнего инвестиционного кризиса, под 13-15%.

Однако премьер ни слова не сказал о том, что за последние 20 лет Россия, по сути дела, превратилась в сырьевую колонию и рынок сбыта для продукции глобальных ТНК с разрушенной обрабатывающей промышленностью, деиндустриализированной экономикой и деградирующим научно-техническим потенциалом. При этом Банк России, превратившийся в валютный обменник и филиал Федеральной Резервной Системы США, лишь усугубляет инвестиционный кризис своим нежеланием отвязать эмиссию рублей от притока "нефтедолларов" и иностранных кредитов и наращивать монетизацию экономики с нынешних 41% до общеевропейских 85% и 170% в КНР. Хроническое нежелание денежных властей осознать тот факт, что инфляция в России носит не монетарный характер (избытком денежного предложения), а спровоцирована огромными непроизводительными издержками - коррупция, ценовой произвол транспортных и сырьевых монополий, неподъёмные ставки по кредитам, засилье перекупщиков, устаревшие технологии, а также крайне высокий износ основных фондов и инфраструктуры, достигающий 75-80%. И искусственное сжатие денежного предложения и вывоз валютных резервов лишь усугубляют инвестиционный кризис в несырьевых отраслях, разгоняет инфляцию издержек и способствуют деградации экономики.

Ключевая проблема современной России состоит в том, что вся вертикаль власти и общество в целом парализованы судорогой коррупции, которая блокирует все, даже самые благие намерения нынешних властей выйти из состояния колониального "сырьевого придатка" Запада, прекратить проедать национальное богатство и приступить к возрождению наукоёмких производств. Необходимо как минимум снизить масштабы коррупции, которая только на госзаказе в 2011г. превысила 3,5 трлн. рублей, а в купе с рынком "обналичивания" и незаконным вывозом капитала превышает отметку в 5 трлн. рублей или 10% ВВП. В противном случае, не стоит удивляться тому, что только за последние 3,5 года из России утекло более $340 млрд. или 18,2% ВВП, а незаконный вывоз капитала превысил отметку в $173,7 млрд. или 52,1% федерального бюджета 2011г.

Уже более 20 лет в России существует система самовоспроизводящегося суженого воспроизводства и паразитического проедания национального богатства, которая выражается в бесконтрольной распродаже природных недр и вывозе "нефтедолларов" в фешенебельный страны для демонстративного потребления узким кругом приближенных к власти сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников. Системный кризис, в который валится Россия, маскируется высокими ценами на нефть и инфляцией "нефтедолларов", позволяющей имитировать рост уровня жизни населения и деловой активности в сырьевых секторах экономики.

На протяжении последних 11 лет происходило ускоренное проедание национального богатства - средние темпы рост импорта на протяжении 2000-2011гг. превышали 22,7%, тогда как прирост выпуска продукции обрабатывающей промышленности в среднем не поднимался выше 5,5%. Другими словами, на каждые 10 рублей прироста потребления населения 8 рублей уходило на покупку импортной продукции и лишь 2 рубля направлялись в доходы отечественной промышленности. Именно этим проеданием "нефтедолларов" и был обусловлен мифический рост уровня жизни населения - темпы роста розничной торговли в среднем превышали отметку в 22,5%, что и позволяло маскировать усиливающийся спад в обрабатывающей промышленности, деградацию экономики и снижение уровня жизни большей части населения на фоне безудержного роста тарифов естественных монополий, ЖКХ, транспорта и энергетиков. Не случайно доля импортной продукции на прилавках розничных сетей в среднем превышает 50%, а в крупных городах-миллионерах зашкаливает за 75-80%.

Мало того, что на протяжении последних 11 лет из каждых 10 рублей прироста потребления российских граждан 8 уходят в карманы глобальным ТНК и производителям китайского ширпотреба, и лишь 2 идут на поддержку отечественной промышленности, так ещё и всё это потребление, главным образом, осуществлялось за счёт роста долговой нагрузки на население. Если средние темпы роста номинальной заработной платы за период 2000-2011гг. не поднимались выше 25%, то прирост кредитов населению превышал 55%.

Другими словами, на фоне усиливающейся социально-экономической дифференциации населения и имущественной поляризации общества, при которой доходы 10% богатого населения в 45-80 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных слоёв населения, именно рост кредитной нагрузки позволял создавать иллюзию роста потребления и повышения уровня жизни.

Наблюдавшийся более 11 лет потребительский бум мало того, что не имел товарного обеспечения и покрывался за счёт наплыва импортных товаров, так к тому же он был безресурсным и необеспеченным доходами - из каждых 10 рублей прироста потребления 6,8 рублей обеспечивались за счёт новых кредитов и лишь 3,2 рубля обеспечивались доходами населения. И без того бедное население втягивали в долговую кабалу.

Правительству необходимо в срочном порядке перестраивать свою экономическую политику, переориентироваться с модели проедания "нефтедолларовых" доходов и ускоренного завоза импорта на развитие отечественной обрабатывающей промышленности и стимулирование выпуска наукоёмкой продукции. Только в 2011г. из $522 млрд. "нефтедолларовых" доходов, полученных за счёт вывоза минерального сырья и полуфабрикатов, более $462,2 млрд. или 88% ушло на оплату импорта товаров ($322,2 млрд.), а также покрытие чистых убытков от импорта услуг ($35,9 млрд.), выплату доходов иностранным кредиторам и инвесторам ($50,7 млрд.), оплату труда иммигрантов из Средней Азии ($9,4 млрд.), а также незаконный вывоз капитала ($42,2 млрд.). Те $59,8 млрд. или 12% "нефтедолларовых доходов", которые остаются, либо вывозятся правительством за рубеж и вкладваются в финансирование бюджетных дефицитов наших стратегических конкурентов, либо оседают в карманах монополий и коррумпированных чиновников, либо направляются на финансовые спекуляции и надувание пузырей на фондовом рынке.

нефтедоллары, произвол монополий, потребительский пузырь, сколковщина, Россия, безработица в России, преступная халатность, гайдаровщина, либеральные микки-маусы, произвол чиновников, обвал рубля, либерасты, вымирание населения, проедание нефтедолларов, экономика, развал жилищного фонда, долговой кризис, технологический упадок, потребительский бум, гастарбайтеры, вторая волна, промышленный спад, кредитный пузырь, Путин, спекулятивная экономика, вторая волна кризиса, деградация экономики, вымирание России, падение уровня жизни, финансы, развал промышленности, упадок науки, отказ от модернизации, нефть, слом экономики трубы, демшиза

Previous post Next post
Up