Без смены экономической модели демографических проблем не решить

May 28, 2012 15:26



http://kprf.ru/content/106613.html

Владислав Жуковский, независимый экономист для KPRF.RU

На днях Росстат подвёл итоги социально-экономического развития России по итогам первых 4 месяцев 2012 г., который не только подтвердил худшие опасения экономистов об усиливающемся охлаждении российской деиндустриализированной экономики, которой не в силах помочь даже высокие цены на нефть, но также вызвал крайне неоднозначную реакцию по основным социально-демографическим показателям.

Помимо усилившегося обвала в производственном секторе, о чём наглядно свидетельствует 6-кратное падение темпов роста промышленного производства с 8,2% в 2010 г. до 4,7% по итогам 2011 г. и едва заметных 1,3% в апреле 2012 г. и рекордный за последние 3,5 года вывоз капитала (24% федерального бюджета за последние 7 месяцев) на фоне 35% роста цен на нефть, достаточно негативные тенденции наблюдаются в социальной сфере.

Мало того, что реальные доходы населения падали весь 2011 г. на фоне скачкообразного роста цен на нефть и лишь к концу года их удалось вытянуть в зону роста на 0,8% на фоне бесконтрольного вливания в бюджетную систему 2,5 трлн. рублей, так ещё и этот рост на деле оказывается фикцией. Если не считать среднюю температуру по больнице и перестать суммировать доходы сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников с нищенской заработной платой 60% населения, получающих менее 15 тыс. рублей в месяц, то получится, что с учётом ростом тарифов ЖКХ и платности услуг реальные доходы населения упали на 5-10%. И даже рост доходов на 2,2% по итогам января-апреля 2012 г. с учётом реальной инфляции в лучшем случае компенсирует ценовой произвол монополий, удорожание продовольствия и безудержный рост тарифов на коммунальные услуги, проезд, медицинское и социальное обслуживание.

Однако нельзя не отметить весьма существенное (на 4,2%) снижение количества умерших россиян с 503,2 тыс. человек в январе-апреле 2011 г. до 486,6 тыс. человек в аналогичном периоде 2012 г. Вкупе с ростом рождаемости на 5,8% (с 424 до 451,7 тыс. человек) это позволило добиться более чем двукратного снижения показателя естественной убыли населения - с 79,2 до 35 тыс. человек.

Это стало наилучшим показателем естественного движения населения за последние 20 лет «рыночных преобразований», на протяжении которых российское население ежегодно вымирало темпами в 850-1300 тыс. человек на фоне либерального погрома социальной сферы и промышленности. Всё это время Россия уверенно держала пальму первенства по абсолютному показателю чистой убыли населения в мире - аналогичными темпами население России вымирало только в период Гражданской войны и нацистской оккупации.

Одновременно с этим буквально за один год коэффициент рождаемости подскочил с 12 до 12,7 человек на 10 тыс. жителей России, коэффициент смертности опустился с 14,3 до 13,7 человек, а коэффициент естественной убыли упал более чем в 2,3 раза - с 2,3 до 1 человека на 10 тыс. граждан России.

За период 2002-2012 гг. вопреки многим откровенно провальным инициативам правительства были достигнуты определённые позитивные результаты в области демографической политики - коэффициент смертности упал с 16,2 до 13,7 человек на 10 тыс. граждан, коэффициент рождаемости подскочил с 9,7 до 12,5 человек, а показатель естественной убыли населения сжался с чудовищных 6,5 до 1 человека на 10 тыс. граждан. За период 2000-2011 гг. масштабы вымирания России упали практически в 4 раза - с 958,5 тыс. человек ежегодно до 239,5 тыс., что также вызывает определённый оптимизм.

Безусловно, определённый вклад в улучшение общей демографической ситуации в России внесла политика государства, которое было вынуждено вернуться к исполнению своих социальных обязательств перед населением после банкротства политики ультраправого либерального фундаментализма и фактического разрушения системы социального, медицинского и пенсионного обеспечения в период социально-экономического упадка середины 1990-х годов.

Однако результаты могли бы быть ещё более заметными - ежегодная чистая убыль населения в размере 240 тыс. человек выглядит просто катастрофой в условиях, когда валютные резервы превышают 520 млрд. долл., на счетах Минфина без дела лежит порядка 6 трлн. рублей, а сырьевые монополии захлёбываются от нефтедолларовой выручки.

Уже сегодня вымирание населения могло бы смениться чистым приростом на 150-200 тыс. в случае, если бы правительство не шло на осознанную приватизацию бюджетной сферы, коммерциализацию государственных функций и разрушение социальных лифтов, а стимулировало создание рабочих мест за пределами МКАДа и городов-миллионников, и боролось с примитивной сырьевой структурой экономики. Для этого нужно не на словах, а на деле создавать условия для достойной жизни не только кремлёвских чиновников и приближенных к власти сырьевых олигархов, а для всего населения России.

Тем не менее, за общими весьма позитивными и обнадёживающими цифрами статистики скрывается целый комплекс неразрешённых серьёзных социально-экономических проблем. Несмотря на тот факт, что на протяжении последних 8 лет наблюдается устойчивая тенденция к преодолению ускоренного вымирания населения России и выхода из состояния «русского креста», спровоцированного 10-кратным падением уровня жизни населения и 2-кратным обвалом в экономике в 1990-е годы, на многие вопросы и вызовы государство так и не смогло дать адекватных ответов.

Прежде всего, в глаза бросается сохранение чудовищной ситуации с самоубийствами - Россия по-прежнему входит в тройку стран с наиболее высоким уровнем суицидальной активности, которая остаётся на рекордно высоких уровнях даже, несмотря на широко разрекламированный рост уровня жизни населения. Несмотря на снижение количества самоубийств на 5,2% за последний год (с 6,8 тыс. в январе-апреле 2011 г. до 6,5 тыс. в аналогичном периоде текущего года), по итогам первых четырёх месяцев 2012 г. от суицидов погибло больше людей, чем от убийств (4 тыс.), случайных отравлений алкоголем (2,9 тыс.) и всех видов несчастных случаев на транспорте (5,1 тыс.).

Определённый оптимизм вызывает снижение смертности от внешних причин на 7,8% (с 46,6 до 43,4 тыс. человек), болезней системы кровообращения - на 4,5% (с 286,6 до 276,4 тыс.), болезней органов дыхания - на 19% (с 21,1 до 17,3 тыс.), отравлений алкоголем - на 21,6% (с 3,6 до 2,9 тыс.), убийств - на 9,6% (с 4,4 до 4 тыс.), инфекционных и паразитарных заболеваний - на 9,8% (с 8,7 до 7,9 тыс.). Безусловно, такого рода динамика снижения смертности вызывает оптимизм, однако Россия по-прежнему занимает лидирующие позиции в мире по смертности от внешних причин: аварий, несчастных случаев, алкоголизации, наркомании, убийств, суицидов и т.д.

Уже сегодня можно было бы существенно снизить масштабы заболеваний и смертности от социально-обусловленных болезней, по которым Россия по-прежнему занимает самые высокие места в мире наряду со слабо развитыми странами Африки, Азии и Латинской Америки. Для этого необходимо, чтобы власти отказались от монетизации льгот, отменили поправки в ФЗ-83, легитимизирующие ползучую приватизацию бюджетной сферы и рост платности базовых социальных услуг, решили проблему очередей и поборов в садиках, поликлиниках и школах, создавали рабочие места за пределами сырьевых отраслей и финансовых спекуляций.

При этом крайне важно не на словах, а на деле реализовать программу доступного жилья, которое сегодня даже с учётом неподъёмной ипотеки могут позволить себе менее 20%. Для этого требуется, как минимум, ограничить коррупционные поборы в отрасли, на долю которых приходится до 40% в цене квадратного метра, и сверхприбыли застройщиков, которые при полном попустительстве властей продолжают строить низкокачественное и откровенно опасное для жизни жильё.

Также критически важно гарантировать всем гражданам получение минимального прожиточного минимума (6,2 тыс. рублей), с его ускоренным доведением до 12 тыс. рублей. В настоящий же момент складывается удивительная ситуация, при которой Конституция де-юре гарантирует каждому гражданину России право на достойную жизнь, а проводимая нынешним руководством страны социально-экономическая политика не создаёт для этого никакого экономического и ресурсного обеспечения - более 11% населения не получают даже этот многократно заниженный минимум.

Если сюда добавить общее количество безработных граждан (5,9% экономически активного населения), а также тех, кто вынужден трудиться неполный рабочий день, либо находится в неоплачиваемых отпусках и имеет задержки по выплате заработной платы, то получается, что реальный уровень безработицы зашкаливает за 20%. В условиях, когда 60% населения имеют трудовые доходы ниже 15 тыс. рублей в месяц и едва сводят концы с концами, не стоит удивляться чрезмерно высокой заболеваемости социально обусловленными болезнями (алкогольная и табачная зависимость, наркомания, заболеваемость сифилисом, гепатитом, общее ухудшение иммунной системы и т.д.) и беспрецедентно высоким количеством самоубийств.

Если бы нынешние власти действительно имели желание преодолеть эти негативные тенденции в социально-демографической ситуации, то это можно было легко сделать за 3-4 года. Только за счёт повышения собираемости налогов с нынешних 65-70% до общеевропейских 85% и ограничения масштабов коррупции (3,5 трлн. рублей ежегодно), можно с лёгкостью увеличить доходы бюджета в 1,5 раза, профинансировать социальные расходы и гарантировать достойный уровень жизни населения. Тогда даже самые смелые планы и предвыборные обещания нынешнего президента окажутся не лозунгами, а реальной программой действий и будут реализованы.

Помимо этого принципиально важно решить проблему колоссальной имущественной дифференциации населения и концентрации прибылей и национального дохода в руках сырьевых и инфраструктурных монополистов, а также финансовых спекулянтов и коррумпированных чиновников. Уже сегодня только официальный разрыв в уровне доходов 10% малообеспеченных и наиболее состоятельных граждан России превышает отметку в 16 раз, а с учётом скрытых доходов от предпринимательской деятельности и капитала, а также коррупционных прибылей эта пропасть возрастает до 65-80 раз.

А до тех пор, пока в России у 60% населения ежемесячные доходы не дотягивают до 15 тыс. рублей, а средняя заработная плата в нефтегазовом секторе, добывающих отраслях и финансовых спекуляциях только по официальной статистике в 3-4 раза превышает оплату труда в обрабатывающих производствах, наукоёмких секторах, образовании и медицине, ни о какой модернизации и выходе из состояния сырьевой колонии говорить не приходиться. А без слома архаичной, феодальной и паразитической системы проедания нефтедолларов в принципе невозможно создать перспективы для достойной жизни населения и возродить социальные лифты.

В противном случае уже в ближайшее время немногочисленные позитивные тенденции в социально-демографической ситуации в стране могут оказаться сломлены усиливающимся обвалом в производственном секторе и исчерпанием модели «экономики трубы». Стагнация темпов роста экономики на отметке в 4,3% на протяжении последних 2,5 лет на фоне 6-кратного обвала темпов роста промышленного производства, беспрецедентного вывоза капитала (более 80 млрд. долл. за последние 7 месяцев) и реального снижения уровня жизни подавляющей части населения на 7-10% на фоне скачкообразного роста тарифов естественных монополий и платности услуг наглядно об этом свидетельствуют.

сырьевые олигархи, нефтедоллары, твиттерёныши, скрытая безработица, произвол монополий, потребительский пузырь, инфляция, Кризис, геноцид, Россия, безработица в России, провал модернизации, структурная деградация, либеральный погром, кириенковщина, бегство капитала, гайдаровщина, либеральные микки-маусы, произвол чиновников, либерасты, Медведев, экономика трубы, проедание нефтедолларов, потребительский бум, технологический упадок, промышленный спад, либеральные фундаменталисты, Путин, печатный станок, спекулятивная экономика, либеральный угар, деградация, инвестиционный кризис, спад, экономика айпэдов, сырьевая колония, упадок науки, сырьевой придаток, деградация инвестиций, деградация рынка труда, слом экономики трубы, криминальные доходы, нефть

Previous post Next post
Up