О легендарной "тройке" и ап. Павле в Послании Галатам 2:9.

Oct 29, 2015 19:51

Как известно, в Послании Галатам Павел описывает свою эпохальную для него встречу с «тройкой», с «почитаемыми столпами» в Иерусалиме.

«Гал.2:9 и, узнав о благодати, данной мне, «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения».

Общепринятое понимание, что это были - Иаков Ахмара, называемый братом Господним, Пётр и Иоанн. Именно с ними Павел делится содержанием проповедуемого им евангелия свободы. Судя по тому же Посланию Галатам, Павел имел достаточно радикальное отношение к «обычаям отцов», а к назначению и происхождению закона Моисеева практически гностическое. Вместе с тем, не смотря на опасения, он находит там поддержку. Но не у всех. Была там и некая пришедшая откуда-то группа, которые для Павла была «лжебратьями» и рабами. И ни на какие уступки Павел им не пошёл и не собирался.
Однако в той же самой второй главе Павел описывает свой конфликт с Петром в Антиохии. Когда Пётр буквально «трансформировался» после прихода неких «инспекторов» от Иакова. При этом этот самый Иаков без сомнения считается тем самым Иаковом Ахмарой, он же «брат Господень». И здесь рождается конфликт и противоречие, так как Иаков предстаёт пред нами тем самым вождём «лжебратьев», инспекторам которым Павел вероятней всего и пожелал успешной кастрации (что затушёвано в Синодальном переводе).
Но что же произошло с Иаковом Ахмарой, поддержавшим с Петром и Иоанном совсем недавно Павла в его радикальной проповеди?         
Реконструкция Послания Галатам исключает Ахмару из «главы» инспекторов как и самих инспекторов Гал.2:12
http://spinavig.s62.in.ua/ihcr_jud_the_epistle_to_the_galatians_reconstruction.htm#2_11

Однако для такого варианта реконструкции, как отмечается у Детеринга, нет 100% оснований, вариант спорен, это лишь решение реконструктора, возможно как попытка и решить это самое противоречие.

Есть идея о другом варианте решения этого конфликта.

Итак. Как ни странно в Евангелиях мы встречаемся также с «тройкой», с приближёнными к Учителю учениками. Это как ни странно также - Иаков и Кифа и Иоанн.  Только Иаков не совсем тот, а скорее совсем не тот, но брат Иоанна Заведеев.

Это те, кто был на горе и видел преображение Христа.
Матф.17    1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце,
Это те, кто видели Его общение с Ильёй и Моисеем, и кому Христос  доверил эту тайну «до времени»,  Матф.17:9. Это те кто слышали « Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.».
В Евангелии от Марка начальник синагоги по имени Иаир просит Иисуса исцелить его умирающую дочь. Когда Иисус подошел к дому, девочка уже умерла. Но Иисус отослал всех плакальщиков и  с Ним остались только родители девочки, а также опять тройка самых приблежённых -  Петр, Иаков и Иоанн. Только они видели, как он воскресил девочку (см.: Мк. 5:21-24, 35-43) и до времени хранили эту тайну Христа.
После Тайной вечери Иисус вышел в Гефсиманский сад молиться. Он оставил всех учеников, взяв с собой только Петра, Иакова и Иоанна, и только они видели сокровенную скорбь Его души и молитву (Мк. 14:32-34).
Евангелие нам говорит об очень близком круге из двенадцати, которым Христос доверял личное. После воскресенья именно Пётр, и браться Иоанна и Иаков раскрыли тайны, хранимые ими до времени, и тайны эти должны были стать частью далее Евангельских повествований.

«16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. 17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» 2Пет.1:17,18

Поэтому хочется сделать логическое и естественное предположение, что среди двенадцати были особо «почитаемые столпы», тройка приближённых учеников, и именно с этой самой тройкой встречается апостол Павел. Эта та самая изначальная Евангельская тройка, которая  открыла тайны остальным апостолам, именно её знали как приближённых к Спасителю, это те кто был на горе преображения и в Гефсиманском саду. Именно она логично должна была почитаться и именно о ней должны были говорить как о тройке Учителя. Так и должно было быть после воскресения, так оно и было.И в этом случае никакого внутреннего конфликта в Послании Галатам - нет. Есть "тройка", что имеет известный всем статус - Пётр, Иоанн и Иаков Заведеевы. С ними и общается Павел. А есть лжебратья, они же ревнители закона Моисеева, и есть Ахмара - вероятно их глава.

Однако каким-то немыслимым вселенским курьёзом толкователи усматривают уже иную "тройку", в которую входит человек, что не был учеником, а Учителя вообще считал умалишённым, который не был на тайной вечере, но тем не менее каким-то образом становится частью тройки приближённых.

Допустим, что это так и на место Заведеева попал совершенно другой человек.  Тогда когда и как это произошло? Разумно предположить, что после смерти Иакова, брата Иоанна, согласно существующих датировок не ранее 44-48 года. Однако тут начинается странности.

1. Почему-то вдруг после гибели Иакова Заведеева потребовалось, чтобы тройка почитаемых была «восстановлена»? Ради некой мистики числа 3?
2. Ладно, восстановили число 3. И на место Иакова приходит … тёска, не кто-то там, а именно тёска. И тройка восстанавливается не только по «числу» но и по именам.
3. Этот тёска при этом с Учителем не был, а какой смысл водиться с умалишёнными? ;)  Но он вдруг входит в «тройку» и становится во главе общины.

Все эти странности могут найти своё объяснение тем, что Павел встречался именно с той самой известной и за пределами Иерусалима евангельской тройкой, в которой находился именно Иаков Заведеев. Павел при этом  в письме Галатам и не предполагает объяснять мол, вы ж не подумайте ненароком, что я под тройкой столпов имею в виду не тех самых Кифу, Иоанна и Иакова Заведеева, но совсем другого Иакова, пусть он даже не был среди двенадцати. А тот Иаков, так его убили, и я про него не могу писать никак, поэтому пишу вот про этого, и он так вот чудом вышло, стал вместо того.

Таким образом, все эти чудесные странности решаются просто. Ахмара никогда не был третьим, он третий только в головах читателей НЗ. То были Пётр, а также братья Иаков и Иоанн. Именно они принимали Павла, но … совершенно в другом «офисе», т.е. не в том, где находился Иаков Ахмара.

А что был за "офис" у Ахмары? Назовём это пока загадкой, но не простой, но именно исторической, которая потребует отдельного рассмотрения.

Пониманию этой естественной вещи мешают некоторые моменты. Один из них - датировка смерти Иакова Заведеева, 44 год.
Если вычесть из этой даты 14 лет упомянутые Павлом в Послании Галатам - получаем 30 год. Это год обращения, который является проблемным. В принципе есть некие расчёты, что показывают ошибку в вычислениях года распятия Христа, когда оно произошло - в 27 - 30 годах. В принципе обращение Павла возможно, хоть и выглядит ранним.

Недавно мне попалась интересная публикация, в которой подверглась критика исторических сведений (для истории это нормальное явление), в результате которой делается вывод, что гибель Иакова Зеведеева может датироваться 48 годом. Источник: http://ec-dejavu.ru/h/Herod.html

Таким образом встреча Павла со столпами могла происходить в 48 году, а его обращение - 34 год. С учётом неточности летоисчесления - как раз несколько лет после смерти и воскресения  Спасителя.

Второй проблемный момент - это параллельно изложенная история встречи Павла с Ахмарой и Петром в Иерусалиме, что описана в Деяниях, так называемый Иерусалимский Собор. Предложенная же мной версия превращает окончательно и бесповоротно тот Собор в альтернативную историю из параллельной вселенной, что никогда не пересекается с нашей. Однако пока хочется  лишь отметить, что параллельность эта - она и так существует без предложенной здесь мной версии, но этот момент для отдельной публикации, как и про историческую загадку Ахмары.

Раннее христианство

Previous post Next post
Up