Немного юмора для разгона. Из Луксора эти замечательные фото (храмовый комплекс Аменхотепа III - 14 век до н.э. и Рамзеса II - 13 век до н.э.). Все очевидно, и все строительство Египта на виду. Нельзя высекать фигуры вверх ногами, но запросто можно перепутать верх-низ у формы при штамповке великих египетских барельефов.
Многие это видят. В том числе главный египтолог отечественных сетей Андросов-Senmuth - ниже два его фото. Правда, сетевой египтолог считает, что это сделали безголовые египетские реставраторы. Ну да, реставраторы такие глупые, что приперли блок незнамо откуда и поставили рисунок вверх ногами, вклинив эти пятки в пусть плохонький и облезший, но все-таки совсем другой барельеф)) Куда только смотрят организаторы реставраций ученые, ЮНЕСКО и Верховный совет древностей Египта - SCA!
Это строители. Издержки спешки в канун сдачи объекта ученым для открытий. Больше некому.
Барельеф Нового царства - определили египтологи сети. Вдавленный он, в отличие от выпуклых барельефов Древнего Царства. Это новый фараон, предположили сетевые египтологи, использовал для своего ритуального сооружения (а в Луксоре, Карнаке и т.д. только ритуальные сооружения для поклонения!) блоки от разобранной им постройки старого фараона. Ерунда, конечно. Какой фараон или архитектор фараона потерпит незнамо чьи ноги пятками вверх на своем священном барельефе ритуальной стены? Идея еще абсурднее, чем безмозглость реставраторов. А ведь они еще и раскрашивались, эти священные барельефы и стены - хором считают египтологи сетевые книжные...
Не подходит никакое объяснение, кроме одного: так сделали строители, в условиях сумасшедшей гонки, когда утром сказали - вечером сделали, и вечером же ломовая бригада идет засыпать сооружение с прижатой к нему формой грунтом. Гонка, спешка, неизбежный бардак.
А если вы присмотритесь к блоку ниже этих перевернутых ног, особенно на заглавном снимке, то увидите, что сдалбливание перевернутой фигуры все-таки было после ее нанесения. Сначала делались попытки соскоблить инструментом вроде полукруглой стамески, затем сбивальщик барельефа начал работать тупо, подряд, елочками и лесенками, сантиметр за сантиметром, широким долотом... Очень был сердит представитель мастерового состава, давший указание сдалбливать, раз так тщательно и старательно сдалбливали. Но и эта работа не была доделана, целый блок с нетронутными перевернутыми ступнями остался в стене. С исполнением указаний непосредственных руководящих лиц непосредственными исполнителями ручных работ под финиш великой стройки, как и с качеством, царил бардак...
Практически весь Египет так и сделан: спешка, брак, недовыполненные идеи, измененные планы, недострой. Распавшиеся блоки. Рассыпавшиеся стены. Обвалившаяся штукатурка. Колонны без фундамента... Брак проектов объектов, сразу строившихся как памятники - прочтите о шоке, испытанном учеными, обнаружившими после падения в 1899 году 11 грандиозных карнакских колонн от грунтовых вод липовые фундаменты, т.е. практически отсутствие таковых - как они стояли-то 3,7 тыс. лет? - помноженный на брак исполнения...
Но есть среди бракованных недостроев Карнака совершенно особенный памятник. Мало того, считаю, что это важнейший памятник данного комплекса. Не по величию, архитектурному ордеру, размеру и пр., а по концептуальному значению. Любуемся.
Важнейший памятник Карнака
Замечательная группа колонн и архитрав в Карнаке, в уголочке, куда не водят экскурсантов.
Слева первый пилон, справа северная стена главного храма Карнака, на которой решили оставить городушки строителей - в реале, остатки деревни коптов - в науке. За спиной фотографа тот самый Храм Сети II, благословленный куратором древнеегипетских строек товарищем Видуа в 1820 году и появившийся на планах и в натуре в 1859 году, о чем говорилось в прошлый раз. Направо от фотографа, вдоль стены основного Храма Амона-Ра, до второго пилона, отделяющего этот первый двор от гипостильного зала, стоят 18 колонн, включая эту, якобы недоделанную, и вторую, полуготовую, у второго пилона, плюс две полуколонны, построенные как одно целое с пилонами.
Памятник здесь - вот этот закуток, куда лезет редкий турист. Но исключительно важный для египтологов, сетевого египтологического актива, всей истории. Неспроста же виднейший цеховик инициировал дополнение в проект именно в этом уголке - об этом позже.
У древнеегиптян это типа полторы незавершенных колонны и часть стены. У современников - наглядный пример древнеегипетских технологий и современных реконструкторских-реставраторских усилий.
Сначала посмотрим на доделанные колонны и спросим и уважаемого Senmuth`а, и египтологов: неужели на это сподобились реставраторы? Или это сознательная демонстрация безрукости?
[Умникам, превыше всех источников знаний ценящих Википедию]Умникам, превыше всех источников знаний ценящих Википедию, сообщу: что бы там ни писали, а алюминий в промышленном объеме выпускался с 1820-х годов на алюминиевых заводах Германии. О чем широкая публика знала, хотя бы из Энциклопедии промышленных знаний.
[И в очередной раз предлагаю вменяемым людям забыть про геополимерный бетон]И в очередной раз предлагаю вменяемым людям забыть про термин геополимерный бетон. Никто его не заливал на памятниках истории. Уже сам термин - чистый вброс для ярлыков и дискредитации любых реальных исследований. Ни грамма бетона нет в памятниках Египта, кроме новейшего реставраторского, а полимеры используются только с 20 века. Бетон - это бетон. Искусственный гранит - это искусственный гранит, принципиально другая технология. Строительные смеси - это строительные смеси... А залить любые формы объемом больше куба в принципе невозможно. Возможно только постепенное, последовательное, порционное докладывание мокрой массы смеси в форму, при схватывании (частичном затвердении) ранее положенных порций, в последовательности дно-стенки-середина, с забутовкой или вложением армировочных элементов в оную...
Вторая колонна крупно: полоски, штыри, уголки, профиль, весь набор строителя, работающего с армированным литьем. Открывайте полное фото и любуйтесь.
Архитрав, связывающий колонны со стеной храма, являет собой откровенный пример использования все того же листового металла, по виду и свойствам дюраля или дюралевого сплава, подчеркнуто откровенно и халтурно влепленного.
Из кубической капители колонны торчит арматурина, держащая уцелевший клок штукатурки. В перекрытии, связывающем архитрав со стеной, демонстративная чугунная балка - прекрасный набор!))
Подобная, но наполовину уже как бы обработанная колонна плюс полуколонна при втором пилоне построены на противоположной стороне ряда колонн.
Хотя с первой колонной, конечно, никакого сравнения, первая - шедевр! Замысел шедевральной колонны как наглядного полуфабриката египетских камнетесных технологий, продолжают и две стены Храма Сети II, не видимые широкой общественностью и туристскими экскурсиями.
Это глухая северо-западная стена Храма со стороны пилона. Действительно, зачем тесать, если в узком проходе бегают только мыши, а из двуногих лишь особо интересующиеся Египтом?
А это северо-восточная сторона стены Храма со стороны колонн. Сюда хотя бы заглядывают иногда... - вот, держите, интересующиеся, наполовину обработанная стена!
Не правда ли, замысел великолепен! Наглядная демонстрация того, как делались великие колонны: складывались камни и обтесывались вкруговую. И как делались стены с барельефами: складывались из грубо вырубленных камней, которые стесывались начерно, и на них вырезались барельефы и письмена набело.
Хотя с исторической точки зрения замысел абсурден. В науке угловой Храм сделан фараоном Сети II (1200-1194 гг. до н. э). Колоннаду, кроме незавершенных колонн, сделал через почти три века фараон Шешонк I (943-922 гг. до н. э.). Пилон и полторы незавершенных колонны - еще через почти шесть веков фараон Нектанеб I (380-362 г. до н. э). С логической точки зрения эти построения истории рассыпаются в прах. Фараонам следовало сделать наоборот: сначала поставить колонны, все 18, включая шедевральную недоделанную, затем перед ними поставить Храм. Согласитесь, это проще, чем ставить Храм и доделанную колоннаду, а потом карячить в закутке, куда и туристы почти не лезут, еще полторы исполинские колонны.
И сам Храм с такими стенами следовало сделать после пилона и всех колонн, а не до него. А то получается, что необработанная стена, смотрящая в пилон, восемь веков стояла с безобразными необработанными камнями у всех на виду, пока не нашелся фараон, который прикрыл ее пилоном... Как объяснят это уважаемые египтологи и Senmuth? Мое объяснение простое: бардак в цехе был и есть, в том числе в главной постановке - истории.
Судя по всему и Храм-то понадобился для легализации этой типа незавершенной колонны; без него она выглядит в этом дворе величайшего храмового комплекса мира совсем безумно. Заходишь в величайший двор, а тут на тебе - первая же колонна не завершена! Безобразие, куда только смотрели фараоны ХХХ, XXXI династий и 18 Птолемеев!.. Для такого недодела автоматом требуется закуток. Вот в чем состоял реальный замысел, доведенный полпредом цеха истории товарищем Видуа до карнакских прорабов в 1820 году.
Если для цеха создателей истории этот Храм и полторы незаконченных колонны в глухом углу стали демонстрацией камнетесной технологии древних египтян, то для цеха хранителей истории, он стал демонстрацией реставраторской безголовости и недееспособности. Причем, также абсолютно сознательной, талантливой демонстрацией. На которую можно списывать и все остальные огрехи формовочно-армировочной технологии Карнака. Хранители демонстративно оставили и выпятили и листовой металл, и армирование-бутование всяким хламом, наглядно показывая, что все такие вещи, открывающиеся в Карнаке на каждом шагу, происходят от безголовости реставраторов. Это отличная идея защиты древнего Египта и всей истории.
Про осознанность действий реставраторов говорит также и то, что они в этом углу были, работали очень старательно, только не на демонстрационных колоннах. Вот, прямо у колонн, прекрасно зареставрированная стена, отличное качество; один из мастеров даже не удержался и оставил два знака, похожих на еврейские буквы, оттиснув по сырому - возможно, инициалы свои.
В реале реставраторские грехи, разумеется, имеются только в архитравах. А колонны делали строители - и законченные (реставраторы просто взяли на себя их грехи), и незавершенные.
Незавершенка именно такой и задумывалась, но и с этим замыслом напортачил прораб. Мысленно удалите лишнее, обтешите колонну - и увидите, что она станет вдвое тоньше остальных колонн. Ну и какой фараон потерпит такое безобразие? Зачем ему позориться перед потомками, завершая колоннаду нормальных толстых карнакских колонн своей тонкой колонной? Не будет, конечно. Расчетная толщина - явная грубая ошибка строителей памятника. При том, что противоположная, полуготовая колонна у второго пилона - нормальной толщины, без ошибки)) Ну да цех всегда найдет где накосячить...
Эти камни стопкой в колонне-незавершенке делали, как все другие, твердеющей смесью в формах, сымитировав затем грубую наружную обработку. Иначе, без форм, не получить на "незавершенных камнях" таких кольцевых форм.
А посмотрев внимательно, мы найдем и типичные следы формовочных технологий. И привычную проволоку в литье.
И пазы с потеками на полуколонне. Причем потеки вовсе не от раствора - здесь его не применяли, а отливали один блок на другом, чтобы "не вошло лезвие ножа".
И дырки от чугунных изделий в стене, как и сами чугунные изделия...
Экскурс в исторические планы Карнака вполне подтверждает нормальную логику строительства полутора недоколонн. Реальное время постройки вполне наглядно прослеживается.
Английский епископ-египтолог Поукок издал в 1743 году план из времени, когда Карнак в проекте был еще Храмом Юпитера. Вдоль северной стены N стоят 14 колонн. Недостроенных нет.
В книге датского капитана Нордена 1755 года недостроя нет, a в рядочке cтоят 10 колонн.
У Вивана Денона, бывшего в Египте в 1798 году, издавшего план в 1802 году, недостроя нет, в рядочке 11 колонн.
В 1820 году, мы помним, в Карнаке был Vidua.
В 1828 году Шомпальон зафиксировал в отчете, увидевшем свет в 1835-45 годах, все 18 нынешних колонн, включая незавершенку, и 2 полуколонны при пилонах. После этого схемы не менялись, и колонны, разумеется, тоже. То есть, уверенно можно сказать, что первые трое рисовали от фонаря, изобразив только идею таких колонн. В реале либо еще не было никаких, либо закладывались первые. К 1828 году они были сделаны в сегодняшней комплектности.
Но Храм Сети I при Шомпальоне еще не был построен, под него просто зарезервирована территория. Появится Храм Сети II только 30 лет спустя - см.прошлый "морок".
Таким образом, сначала строители памятников истории строили колонны вместе с незавершенкой, потом Храм, а не наоборот))
Если смысл демонстрации недодела цехом создателей истории вполне понятен без экскурсий, то замысел цеха хранителей истории откроется при осмотре Карнакского храма. Полно признаков формовочных технологий, тех же арматур. Просто потому, что невозможно уследить за всеми открывающимися на таком огромном объекте.
Все смотрят на статую фараона: какая она большая и величественная!
И никому не интересна часть от фараона вот с этим чугунным профилем и прутом.
Но если посмотреть на целого фараона слева и зумировать, то славная железяка будет видна под локтем. Заделать и замазать под цвет!
Хороший ракурс аллеи бараноголовых сфинксов.
Но следить надо за отщелкиванием и вовремя замазывать открывающийся каркас. Есть металлопластик, а рога у бараноголовых - металлорог!
Вот такими профилями и держатся на теле колонн великие древнеегипетские барельефы. Этот профиль - подлинный древний Египет, а не реставраторский. Просто потому, что нельзя, не разрушая, снять барельеф и поставить обратно, насадив на профиль. И барельеф, т.е. огромный, тяжелый штукатурный слой, выпуклый и глубокий - Древнее Царство! - не может висеть без таких опор, без них он упадет и рассыплется еще при постройке.
Как его сделали древнеегиптяне, так и торчит, а реставраторы только замазали щели и пазы между формами, которыми оттискивался барельеф на колонне.
Железяка в толще сегмента - не реставраторская, а чистый древний Египет. Сегмент связан единым барельефом с другими сегментами. Реставраторские замазывания прекрасно видны, часть монолита сегмента над этой железякой отпала после реставрации.
Не очень видный фараон, еще и без головы. Но отпавший низ бороды с открывшимся каркасом компенсирует недостатки!
Армирование больших форм из смесей неизбежно в силу законов природы, без него монолит не переживет и строителей. Но у него есть противное свойство: отщелкиваются участки поверхности, близко расположенные к металлу.
Вот что бывает с неармированным литьем. Бюст Рамзеса II в Луксорском храме, якобы расколовшийся при долгом пребывании в песках времен и во тьме веков. Хороший снимок, того же Андросова - Senmuth`а.
Но вот это место надо было снять подробно, зайдя правее насколько возможно, с другой стороны. Наверняка там есть полосочка под выемками; не зря же туда засунули постороннюю плиту, не имеющую отношения к Рамзесу. Очень серьезные подозрения, что памятник таким расколотым и готовился, для чего еще при заливке были вложены профили, по которым пойдет разлом. Просьба к тем, кто будет знакомиться с Луксором, снять этот разлом головы Рамзеса с другой стороны.
Сбитые барельефы бракоделов
Посмотрим еще один вид бракоделания, который уже немного показывался в Рамессеуме - частичное или полное сдалбливание барельефов.
Больше всего этого неудачного творчества, предназначенного для переделывания, с подготовкой поверхности для повторного нанесения барельефа находится в Храме Исиды на священном осторове Филе. Начат Птолемеем II (308-245 гг.до н.э.), достроен импрератором Каракаллой (188-217 гг.н.э.).
У историков барельефы сдалбливали христиане, пришедшие при императоре Юстиниане и сделавшие из Храма Исиды церковь. Логика как бы есть: в истории язычники в первые века христианства всячески притесняли христиан, пытали, сжигали, кормили ими львов на аренах, христиане соответственно фанатели и мракобесничали - сожгли Александрийскую библиотеку, разрушили Серапеум и другое языческое бесоблудие...
Естественно, чушь. В чем легко убеждаемся, глядя на фасад пилона. Фото 1900 года.
Все физии сбили, а нечеловеческую физию бога Гора - уж куда бесовее! - оставили, она типа не оскорбляет чувства верующих.
Одетый фараон Птолемей XIII, собравшийся принести богам Исиде, Хатхор, Гору пучок пленников в жертву, сбит, а фактическая обнаженка рогатой Исиды оставлена. Ну и как понимать христианских фанатиков?
Верхние фигуры. То же самое: один в мужской одежде сбит, другой оставлен. Женская обнаженка наполовину сбита в одном случае, в другом оставлена, у пятерых богов и людей физиономии сбиты, у одной рогатой богини оставлена... Никакие фанатики с мракобесами так не сделают.
Делали это сами создатели барельефов. А понять, почему они это делали, помогут чертежи и эскизы отчета Шомпальона по экспедиции 1828-29 годов - фактического цехового проекта, где идеально вычерчены, снабжены размерами и разрезами памятники, которые только через 20-30 лет будут раскапываться учеными. Фасад первого пилона, например, выглядит так.
Сравниваем проект и исполнение. Впадаем в ужас.
Вопрос, какое изображение первично, в проекте или на пилоне, думаю, не стоит, все очевидно. В проекте фигуры хоть и в дренеегипетской стилистике, но пропорциональны. У исполнителей получились полные уроды. Ножки тоньше рук, головы шире живота, руки длинней ног, и длина рук разная - это-то как умудрились наваять?? Однозначный брак, который следовало исправить, сдолбив фигуры и части фигур, нанеся оттиск новыми формами.
Сравним нижнюю группу проекта и пилона на фото 1850 года - оно хоть худшего разрешения, но особенности фигур передает намного лучше.
У строителей получилось полное уродство. Естественно, сбить это к амоновой матери и переделать! Предварительно оторвав автору форм руки и приставив их к нужному месту.
Помимо цеховых чертежей, отчет великого египтолога Шомпальона, как положено, включал и эскизы.
Тот же первый пилон.
На фотографиях 1850-х годов практически ничего не изменилось, только грунта убавилось.
Но барельефы еще проектные. Посмотрите - люди как люди, даже те, которые с клювами, вполне нормальные, древнеегипетские. А что натворили прораб с мастером форм после 1828-29 годов??
Вот поэтому и сдалбливали их творчество в Храме Исиды. Но формовать новые барельефы не стали; цех решил списать сбивание на фанатиков-христиан.
Лагерь строителей
В прошлый раз показывались строители древнего Египта - тягловая бригада в Карнаке. Этот труд, перемещение строительных смесей и грунтов - основная, главная и важнейшая часть строительства памятников древнего Египта.
Великий археолог Пентлбери, открыватель города Эхнатона, демонстрировал наглядно, как работали древнеегипетские строители.
Тот же женский пол, такой же надсмотрщик с палкой и, видимо, функционер по связям с общественностью.
Фото слегка подкрашено - так делали на египетских фото в 1840-х. О том же периоде говорят и отсутствие построек города Гизы, фактически сросшегося с Каиром еще в 19 веке, и детали самого Сфинкса. На снимке со схожего ракурса 1916 года видно, что показанная линия успела обветшать и посыпаться.
Есть на первофото с Гизы (утверждается, что это 1851 год) и вот такая "прорабская", наспех сделанная безопалубным способом из смеси, и вооруженная охрана при ней. Обратите внимание на уровень песка на пирамиде Хефрена, он значительно выше, чем на последующих фото.
Есть вот такой странный лагерь на Гизе - считается, 1851 год. Однотипные, единого образца, фабричного производства палатки на одинаковое число жителей, однотипное одеяние обитателей. Которых практически нет, кроме группы детей, а двое взрослых больше похожи не на жителей, а на охрану. Ну да и детки прекрасно таскают строительный грунт. В корзину возьмут меньше, поэтому таскать им надо быстрее - археолог Пентлбери показывал... А еще кто-то чешет с изрядным грузом мимо палаток. По росту ребенок, девочка, груз для нее - дело привычное.
В 1849 году древнеегиптянки попали в объектив на уносе грунта с пирамиды Снофру в Мейдуме (26 век до н.э, старше Хеопса, сына и преемника Снофру).
С 1850 года до нашего времени линия строительного грунта, существенно снизившись после 1849 года, оставалась в одной поре.
Фотографии с последнего этапа достройки памятников Египта крайне редки, хотя в разных частных коллекциях они, без сомнений, есть.
Гораздо лучшее представление о житье-бытье рабсилы древнего Египта дают раскопки.
В 1908 году археологи раскапывали объект у пирамиды Менкаура, названный ими храмовым поселением. Отсняли и описали. Нашли артефакты - произведения искусства, отправленные в фонды музеев. После сезона раскопок зарыли и забыли. Сейчас сюда кидают мусор с мусульманского кладбища. По простой причине: ни в какую матрицу он не лепится и науке ни в каком виде не нужен. Потому что каждым своим метром и деталью он говорит, что это строительный лагерь, где содержалась в скотских условиях рабсила памятников древнего Египта. А такие вещи науке не нужны.
До раскопок ученые имели план, он же проект как бы незаконченного храма.
Нормальная практика цеха строителей. Лагерь расположен в самом храме и по ходу жизни строителей в нем они его же и строят, наращивая постепенно колонны и стены, засыпая храм и поднимая свои временные постройки. Такие лагеря в храме эпоха фотографий застала в Пальмире - "деревня местных жителей Тадмор" непосредственно в Храме Баала; в Луксорском Храме. Все основные Храмы Египта отсняты первыми фотографами с остатками лагеря на памятниках - строениях Храма.
Бросили раскапывать объект на этой стадии. К этому моменту стало понятно, что от всего первопроекта сделаны только основания для колонн - они и сейчас есть, и их может посмотреть любой желающий, и мощная стена по периметру - для содержания рабсилы.
Кто может жить в таких клетушках. Жрецы и храмовые мастера - привилегированное, как учит история, сословие Египта? Нет. Только рабочий скот.
Тесновато в клетушках. Хотя можно, если лежать по диагонали, вытянуться в рост.
Объявить это храмом или храмовым поселением - смелое решение. Реальные стены и отсеки говорят о том, что в строительном лагере тоже было разделение на черную рабсилу и не совсем. Привилегия в виде чуть большей жилплощади, видимо, давалась кустарям, делавшим египетский ширпотреб, рабсиле, занятой более квалифицированным трудом, нежели "бери больше - тащи дальше", буграм-бригадирам черной рабсилы.
Мощная стена по периметру лагеря значительно выше всех остальных построек и выше человеческого роста. Между ней и внутренними постройками пустая полоса. Со стены просматривается и лагерь, и окружающая местность. Толщина гарантирует от незаметных попыток раскопа. Назначение такой стены - содержание подневольной группы людей внутри периметра. По первоначальному проекту ей надлежало быть внешней стеной храмового комплекса.
Коммуникации лагеря-городка. Сточная канава для вывода нечистот.
Подобие улочки. Кто-то живет в рядочке - отсеке с перегородочкой, а некоторые ощущают себя людьми и стремятся хотя бы формально отделить свое стойло.
Похоже на проходной двор или проходную комнату. И на давнюю советскую практику "уплотнения". Хотя ходить тут особо некуда...
На тысяче с лишним фото с раскопок "храмового поселения" нет ни одного следа перекрытия или каких нибудь остатков кровли. Рабсила жила в стенах под открытым небом. Дожди на Гизе идут нечасто, в году раз и не каждый год. Но когда шли, жилось особенно интересно. Никто, кроме подневольной рабсилы, в этих клетушках жить не будет.
Больше всего эти кольцевые формы похожи на водный резервуар и склад продовольствия. Здесь возобновлялся водозапас, сюда привозилось зерно, спаржа, какие-нибудь корнеплоды. При них обитало ответственное лицо, пользующееся доверием администрации, из самой же рабсилы. Склад отделен от жилых построек пространством и небольшой стеной.
Часть стены периметра, предназначенной еще для храма, штукатурена. Голыми руками, по обычаю.
Мебели никакой не положено в таких легерях, только тряпки. Но если кто-то сделает столик, это не возбраняется.
На фото выше обратите внимание на материал стен. Самолепленные кирпичи. Стены делались из всякой дряни, а иной раз просто складывались, самими же лагерниками. Иной раз чистая формалистика, а не стены...
Со стены вниз, к жилым отсекам, ведет лестница. По ней доставляли воду и продукты, ходила на работу и с работы рабсила.
Основания для колонн. Все, что есть от первоначального проекта Храма, запланированного до того, как сюда поместили лагерь.
В лагере нашлось много артефактов. Скульптур и обломков скульптур.
Ни при каких обстоятельствах, никакими естественными наращиваниями культурных слоев не могут скульпутры оказаться в земле в таких положениях, на такой разной высоте, под такими углами. Кроме одного случая: их сюда доставляли и бросали по ходу закапывания лагеря. Высота стен, напомню - рост человека.
А кое-что и раскалывалось по ходу бросания...
Среди артефактов есть явные полуфабрикаты. Стандартные болванки-отливки, заготовки для дотачивания и доделывания. Может, привезли и свалили вместе с другими, а может и какой-нибудь древнеегипетский скульптор сидел здесь и дотачивал. Почему нет? Древнеегипетский ширпотреб - однотипные изделия без особой художественной ценности - представлен в музеях и фондах очень масштабно; значит, и методы поточного производства должны быть масштабными.
Ведро с твердеющей смесью. Осталась не использованной. Спешно сворачивали лагерь. Неожиданно и для мастеров или бригадиров, распоряжающихся такими видами работ...
Посуда бросалась, билась прямо перед эвакуацией и засыпанием лагеря. По виду - неказистые плошки строителей. С собой разрешили взять только узел с тряпьем.
Били посуду и прямо в ходе засыпания. Ну какой это культурный слой, если стены максимум - по пояс? Еще одно подтверждение спешного закапывания с набрасыванием артефактов по ходу дела.
Это не может быть культурными слоями, никто не живет и не работает в низких стенах. Все эти черепки просто бросались сюда с песком.
Сама посуда слишком разная, чтобы случайно оказаться вместе в любом реальном объекте. Есть порфировая алебастровая, гранитная, базальтовая посуда для музеев - ее привозили при ликвидации лагеря. Есть кривая, самолепленная глиняная и алебастровая посуда рабсилы, ею же и деланная судя по всему - для использования.
Многие ушли, аккуратно оставив посуду. Интересно, что им сообщили, когда скомандовали: с узлами на выход!
На последнем снимке обратите внимание на бракованную плиту, приспособленную под перекрытие.
Вот такими предметами, из которых можно делать заточки и другие полезные вещи, вряд ли снабжали обитателей лагеря, но в бракованных изделиях с памятников истории эти железяки есть.
Обломки сосудов, статуэток, малых форм вперемешку, кучей - это может быть только производственный брак.
Возле самого лагеря молодое, маленькое мусульманское кладбище. Скорее всего и возникло при лагере.
Но хоронили там не каждого. Кого-то бросили в лагере в закуток. О чем это говорит? О том, что не все строители шли на мумии, как во времена "полей мумий" в 18 веке; что не вся рабсила - местные мусульмане. И о статусе и нравах, само собой.
Сейчас кладбище разрослось, деревья стали большими. На не нужный науке памятник мусор с него летит.
Группа энтузиастов пытается очистить и облагородить памятник и повторно привлечь к нему внимание науки и общества.
[ставлю это, куда деваться...]Сейчас многие блогеры собирают донаты. До сих пор воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. Яндекс-кошелек 410013946572302.