Хроники Северной Византии

Mar 03, 2009 15:15

о правлении базилевса Элкиона
Прославился в народе тем, что когда еще был префектом столицы, выступил на ареопаге против базилевса Михаила Характерисмена, и попал в опалу. За это народ его возлюбил и выбрал на народном собрании стратигом. Еще больше народ возлюбил его за один случай, когда некие наемники надели ему мешок на голову и сбросили с моста в реку. В этом подозревали стражников Михаила, но ничего доказать не смогли.
Когда заговорщики заточили Михаила в Тавриде, сначала спас его, а потом сверг и сам стал базилевсом.
При нем от Империи отпали следующие фемы - Эстия, Рутения, Восточная Фракия, Иберия, Албания, Оксания и многие другие, но не в результате восстаний, а по договору со стратигами фем, которые отныне тоже стали базилевсами.
Воевал в Восточной Фракии, Иберии, Трансоксании и с южными варварами, сначала всех побеждал, но в последней войне с варварами потерпел поражение и вынужден был заключить с ними мир и выплачивать дань.
Зато когда в мятежной провинции одной из Славоний иллирийцы подняли бунт, что вызвало большую войну между этой Славонией и Империей Франков, его легионеры вошли в столицу мятежников раньше, чем франкские катафрактарии .
В Империи Франков прославился веселым нравом, однажды помочился на колесо императорской колесницы, другой раз, выпив амфору доброго вина управлял кифаредами, за это его любили их короли - Гельмут Германский, Иаков Французский, Вильгельм Заморский и другие.
В народе же сначала был очень популярен, так как боролся против привилегий патрициев и часто выступал перед народом на агоре, но потом народ его возненавидел за проигранную войну, дружбу с олигархами, которые пришли на смену патрициям, и за то, что многие впали в нищету при его правлении, а солид обесценивался не однажды и во много раз.
Еще многие не простили ему борьбу с народным собранием, которое обвиняло его в деспотизме и тирании, он же им отвечал, что это они хотят вернуть тиранию предыдущей патрицианской династии. Он осадил дворец, в котором укрылось народное собрание и обстреливал его из камнеметов, и за это его многие возненавидели.
В конце правления, ослабленный работой с государственными бумагами (правда, злые языки говорят, что работал он в основном с амфорами вина), усыновил Тита Путона и сделал его преемником (см. его жизнеописание).
Некторые говорят, что он сначала хотел усыновить Сергия, префекта стражников, и даже сделал его своим начальником канцелярии, но потом передумал.

Из его высказываний известно:
"Лягу под колесницу, если цены повысятся"
"Берите столько суверенитета, сколько захотите"
"Вот такая загогулина получилась"

о правлении Тита Путона Высокого
Был помощником градоначальника, по прозвищу Киник, обвиненного в казнокрадстве и сбежавшего в Империю Франков (рассказывают, что Путон, когда стал базилевсом, вернул этого Киника и снял с него все обвинения, но затем отравил. Также утверждают, что Путон приказал отравить сурьмой некоего бывшего тайного стражника, еще царя Скифии и Готии, и послал стражников убить известную прорицательницу). Затем стал начальником тайной стражи у прежнего базилевса и его первым министром, и наконец тот возлюбил его, усыновил и назначил преемником. Тут же началась война с южными варварами, в которой новый Базилевс победил и убил всех варваров, кроме тех, которые сбежали в Империю Франков, но затем помирился с ними и назначил одного из их вождей архонтом Кавказской фемы.
При нем произошло также множество других сражений с варварами, в которых погибло много мирных жителей. Еще при нем утонул один из наибольших дромонов.
Предал суду по обвинению в измене и казнокрадстве троих прежде влиятельных землевладельцев, двое из них сбежали в Империю Франков, один был лишен всех владений и сослан на каторгу.
Хотел воевать с иберами, коие заключили под стражу его легатов, эстами, коих не устраивал один монумент, сооруженный при прежних базилевсах, и фракийцами, коие поставляли плохое вино во дворец базилевса, но потом с ними всеми помирился.
Некоторые утверждают, что только при этом базилевсе народ начал понемногу богатеть, другие возражают, что богатство это проистекает из спекуляций зерном и шелком в Империи Франков, и еще - что богатеют немногие за счет многих, и что лучше всех живут стражники, архонты и фемархи, и что при прежнем базилевсе народное собрание пользовалось свободой, и каждый мог говорить что хотел, а ныне за это преследуют стражники.
То же о нем говорят и в Империи Франков, и еще обвиняют Базилевса в деспотизме, и поэтому укрывают бежавших, обвиненных в преступлениях против величия, измене и казнокрадстве.
Еще при нем стали порицать нравственные пороки, коие (как было сказано) процвели при прежнем базилевсе - такие как пьянство, азартные игры и торговлю изображениями обнаженных весталок.
Правит нами до сих времен, а кто его преемником будет, то пока неведомо, одни говорят о бывшем военачальнике Сергии, другие - о начальнике писцов Димитрии.

Из его высказываний известно:
"Она утонула"
"Замочим в сортире"
"После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем".

В лето 7517 от сотворения мира
базилевс Путон Высокий отверг лесть префекта всего войска византийского Сергия, усыновил начальника писцов Деметриуса Урсуса и назначил его соправителем. Сие немало удивило народ и всех фемархов, ибо доселе не бывало такого соправления в Северной Византии. Деметриус обещал править милостиво и соблюдать законы, что поначалу обрадовало народ, торговцев и землевладельцев. Деметриус сразился с царем Иберии в стране Аланов и победил его, это вызвало неудовольствие варварских королей на Западе, особенно одного из них, Георгия (про сего Георгия рассказывают, что народ той страны его хулил за несчастливую войну с царями Месопотамии и Бактрии и обесценивание монеты, и после его смерти избрали королем некоего эфиопа). Но затем Деметриус встретился с королем франков Николаем и вместе они уговорили царя Иберии заключить почетный мир.
Также в это лето упали цены на оливковое масло, железо, кедр и иные товары, торговля которым с западными варварами приносила немалую прибыль казне, и обесценился солид на треть, а менялы и ростовщики стали требовать возврата долгов, что вызвало разорение и недовольсто народа и торговцев, которые впрочем винят во всем Путона Высокого, и надеются на милость Деметриуса.
Также Деметриус поссорился с царем Скифии и Готии, через земли которого караваны возят оливковое масло в старны западных варваров из-за пошлин, из-за чего караваны не ходили целый месяц. Варвары, использующие масло для обогрева своих жилищ, опечалились этой ссорой, но не решили, следует ли обвинить Деметриуса или царя Скифов, ибо известно было про того царя, что де многие из его людей нападали на караваны и похищали масло, впрочем сам царь сие отрицал.
В сие же лето преставился прежний патриарх и был избран новый, про которого многие говорили, что он многомудр и благочестен, а иные злословили - де нажил он богатства торговлей церковным вином.
Также известно, что Деметриус осудил иконоборчество и обещал Церкви вернуть все, что было у нее отобрано прежними базилевсами-иконоборцами, чему немало порадовался вновь избранный патриарх.

Из высказываний Деметриуса известно пока только одно:
"Не дадим кошмарить башмачников и торговцев в лавках".
Previous post Next post
Up