Во всех районах возникновения древнейших цивилизаций на Земле, от которых сохранились письменные документы, обнаруживаются записи астрономического содержания. Эта эпоха по всей Земле датируется примерно 3 тыс. до н.э. С нее начинается исторический (записанный в собственной письменности данного региона, народа) период развития астрономии.
Письменность позволяла хранить и систематизировать получаемые из наблюдений сведения об окружающем мире. Появилась возможность устанавливать сложные и глубокие закономерности астрономических явлений, которые требовали длительных наблюдений в течение десятилетий или веков. Знания стали преемственными, объединяя творческие усилия далеких друг от друга поколений.
Известны несколько древнейших очагов цивилизации:
- Междуречье (по-гречески Месопотамия) между реками Тигр и Евфрат (на территории нынешнего Ирака) с древнейшими городами-государствами Шумера, которые сменило аккадо-вавилонское государство;
- древнейшие государства хеттов на полуострове Малая Азия (на территории современной Турции);
- Египет на севере Африки;
- Микены (на юге Греции) и остров Крит;
- Индия и Китай на Дальнем Востоке.
- древнейшие цивилизации меньших масштабов и более изолированные существовали и в Новом Свете. Это - индейские цивилизации (тольтеков, майя, ацтеков и др.) на территории нынешних Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса; а в Южном полушарии - на территории Перу в Южной Америке, в Австралии.
Общей для всех древнейших цивилизаций была теснейшая связь практической астрономической деятельности с формированием антропоморфной мифологической картины мира, для которой было характерно одушевление и обожествление светил, что стало основой первоначальных форм религии - астральной. Небесные «знаки» и указатели использовались в обслуживании как хозяйственных, так и духовных - культовых, религиозных, идеологических нужд общества. А для этого требовалось уточнение календаря и развитие наблюдательной астрономии. Слежение за небом рассматривалось как прикладная часть главной тогда теоретической «науки» - астрологии, и служило для расшифровки тех или иных небесных явлений, положений и перемещений светил как божественных знамений и указаний для жизни государства.
Лишь спустя тысячелетия, с накоплением устойчивых наблюдательных сведений о закономерностях небесных явлений начала работать и внутренняя логика развития знаний. Как при всякой творческой работе, зажигался внутренний источник творческой энергии человека: стремление узнать новое начинало превышать требуемое для достижения конкретной практической цели. Появился «чистый» интерес к «лишнему» знанию, к познанию ради самого познания. Это привело к специализации - появлению деятельности по выработке нового знания, к развитию астрономии уже в качестве конкретной науки.
Важно отметить, что различие между цивилизациями сказалось на организации астрономической деятельности. Было сходство, но было и различие. Отличались цели астрономической деятельности, а следовательно, методы решения конкретных задач, описания и моделирования движения светил. Особенно резко различались в этом отношении, с одной стороны, государства с сильной централизованной (политической и жреческой) властью - Вавилон, Египет; императорский Китай, а с другой - нецентрализованные Греция и отчасти Индия.
Особое место занимает Древний императорский Китай, где придворная бюрократизированная служба занималась регистрацией небесных явлений с астрологическими целями. Но иногда эта деятельность приводила к удивительным взлетам натурфилософской мысли. Напротив, в древнегреческой и древнеиндийской астрономии поражает чрезвычайно глубокая космическая натурфилософия. Именно такие регионы с развитой свободой мысли, - конечно, при прочих благоприятных обстоятельствах - становились очагами формирования науки в наиболее полном ее выражении как синтеза наблюдений и теории, вплоть до философского обобщения знаний. Синтез вавилонской и египетской весьма точной наблюдательной астрономии (хотя и подчиненной прикладным целям) и развитых там математических методов с древнегреческой натурфилософией (не без влияния на последнюю древнеиндийской и персидской - зороастрийской - натурфилософии) привел к небывалому взлету науки в античную и особенно эллинистическую эпохи в Греции. Древняя Греция стала тем очагом, в котором начала формироваться общемировая наука в современном смысле - как экспериментально-теоретическое знание, опирающееся на точные наблюдения и математический вычислительный и моделирующий аппарат.
Здесь можно прочитать все лекции "Краткой истории астрономии"
https://vlad-moiseev.livejournal.com/5669.html