Так как сейчас постигаю азы журналстики в магистратуре, то приходится иногда писать критический материал на медиа-контент. Есть у нас региональном нижегородском канале замечательная передача, предлагаю вам прочитать и оценить мою рецензию на неё. С передачей можно ознакомиться здесь -
http://www.volga-tv.ru/avt/pr3/?pda=0 Без галстука.
Программа «Без Галстука» выходит на телеканале «Волга» уже на протяжении десяти лет. Самые успешные представители нижегородской элиты каждую неделю приходят в гости к Роману Скуднякову, чтобы в неформальной обстановке абстрагироваться от политики и рассказать о себе что-нибудь интересное.
Программа начинается с заставки, которая демонстрирует нам уровень графического дизайна тысяча девятьсот девяносто шестого года. С первых же минут мы окунаемся в эту теплую атмосферу перестроечного ретро. Нечто яркое, рябящее и неоправданно истыканное геометрическими фигурами, вперемежку с всплывающими изображениями ведущего, движется по экрану слева направо и в обратную сторону. Если не знать ведущего в лицо, то можно решить, что ненароком перестроил телевизор в режим машины времени, и, через мгновение, Игорь Угольников начнет одну из своих многочисленных передач того периода.
Когда заставка заканчивается, мы оказываемся в скромной студии городского телеканала: два стула, журнальный столик, много свободного пространства и панорама Нижнего Новгорода фоном. Стоит отметить, что из сезона в сезон, декорацию меняют, стараясь идти в ногу со временем. С первого же кадра начинаешь понимать, что заставка подсознательно готовила зрителя к страданиям. И если не зрителя в целом, то его глаза точно. Сейчас, спустя доброе десятилетие в эфире, картинка не настолько ужасна, как в, уже достаточно далеком, две тысячи десятом или одиннадцатом году. Тогда же нам приходилось наблюдать за бесконечным мерцанием, которое являлось следствием того, что ведущий носил костюмы в мелкую вертикальную полоску. Я не знаю, смотрит ли хоть кто-нибудь из причастных к этой передаче свои выпуски, но такую элементарную ошибку исправили только к двенадцатому году.
В передаче используется всего три операторских ракурса, два из которых - это очень близко снятые лица участников программы. Настолько близко, что становится немножечко стыдно от того, что наблюдаешь, будто в увеличительное стекло, за морщинками человека или выступающими на лбу капельками пота.
Чтобы окончательно оформить поражение зрения, как средства восприятия, мы можем вдоволь полюбоваться монтажом, который без всякой логики и какого-либо сглаживания, резко меняет ракурсы один за другим. Причем, в арсенале оператора не так много вариантов. Со временем, происходящее начинает напоминать карусель с движением: лицо - крупный план - лицо - крупный план - лицо. Вот так бесхитростно и без участия какой-либо фантазии поставлен процесс съемки и монтажа передачи. И после просмотра становится плохо уже не физически, а морально. Потому что больно признавать, что отечественные университеты - кузницы кадров, готовят таких халатных специалистов.
Если вы все еще не переключили канал, то можно разобраться и в смысловой составляющей шоу. Программа состоит из нескольких рубрик, все они определенным образом структурируют эфир или помогают вернуть в нужное русло разговорившегося гостя, но настолько слабо отличаются друг от друга, что даже просмотрев с десяток выпусков, вы вспомните лишь парочку. Первая такая запоминающаяся рубрика - это «Все дело в галстуке», в которой дизайн-стилист Ольга Рыхлова на словах пытается приобщить нижегородцев к модным мировым тенденциям. Примечательно, что, рассказывая обо всем, она совершенно не предлагает зрителям взглянуть хотя бы на частичку того субъекта, который так увлеченно описывает. Вот и остается уповать на слуховое восприятие визуальных образов.
Интересно также, что в первых выпусках передачи, в рамках рубрики нам рассказывали интересные факты о галстуках, но очевидный просчет авторов - факты быстро закончились, а новые, судя по всему, рождались в творческих муках.
Вторая рубрика - это «острый» вопрос от зрителей или ведущего. Как может ошибочно показаться из названия, никакой провокацией и остротой тут и не пахнет. Внимательный зритель заметит, как Роман Скудняков из передачи в передачу умудряется превратить эту рубрику в завуалированный комплимент гостю. И если не вопрос, то ответ уж точно. Играючи, он переиначивает любую формулировку в очередную «сладкую» лесть, и с натянутой голливудской улыбкой преподносит как потенциальную импровизацию.
Если абстрагироваться от изрядно перебарщивающего мимическими и речевыми средствами выразительности ведущего, то от передачи даже можно получить удовольствие. Интересные гости увлеченно рассказывают малоизвестные случаи из собственной биографии, сам Скудняков, как правило, хорошо готов к эфиру, его текст пестрит интересными фактами, но релевантность их поражает. Между делом, он может упомянуть о памятнике клизме на Кавказе или спросить мнение гостя о нелепом высказывании на одном из многочисленных форумах в интернете. А может и вовсе ни с того ни с сего начать читать вслух стихи. Но тем не менее, домашнюю работу авторы выполняют ответственно, и вроде бы все худо-бедно органично вписывается в общую картинку беседы.
Об актуальности шоу сложно судить, все носит очень стихийный характер. Если звезды сходятся, то поднимается вопрос, волнующий общество в данный момент, а если нет, то беседа ведется, как обычно, в своей вакуумной атмосфере добра, без политики и остросоциальных проблем. В этом и проявляется основной посыл передачи - показать жизнь «видных» людей города, так сказать, «без галстука». Но все равно, диалог идет редко не о профессиональной деятельности гостя студии. Что-то личное, срыв покровов и действительно каверзные вопросы даются в исключительно маленьких дозах.
Так же, как и псевдопровокационная рубрика, так и вся передача пронизана насквозь политкорректностью в бесхребетной степени. Здесь даже сложно поднять вопрос о профессиональной этике, потому что уже невозможно представить, как этот милый «детский сад» вообще может выйти из-под контроля. Угодить пытаются всем, даже тем, кто и не подозревает, что им пытаются угодить. Шоу невинно настолько, насколько это возможно в принципе.
Единственный камушек в огород этичности авторов можно кинуть, уличив их в неприкрытой и безоговорочной любви к главе области. На полных правах руководителя пресс-службы Нижегородской области, Роман Владимирович Скудняков возвышает назначенного, а затем и выбранного народом, законного и легитимного, губернатора области Валерия Павлиновича Шанцева до небес, доходя в этом деле до абсурдного подхалимства. Несмотря на главенствующие аполитические беседы, тема Шанцева поднимается с завидной периодичностью, взмахом левой руки он решает извечные проблемы ЖКХ, а правой - реструктурирует долг Нижегородской области до абсолютного минимума. В редкие минуты отдыха умудряется остроумно шутить на сцене местного «Камеди Клаб» и вообще всем пионерам пример. Очень похоже, что тема губернатора с лихвой компенсирует отсутствие назойливого продакт плейсмента в программе и прибавляет зрителю уверенности в завтрашнем дне, ведь с таким человеком у руля мы точно не пропадем.
Что касается непосредственно глав Нижнего Новгорода - Олега Валентиновича и Олега Александровича, то, чтобы узнать об их существовании, зрителю придется терпеливо дожидаться выпусков с их участием. Если задуматься над этим вопросом, то все выглядит достаточно логично, ведь передача не политическая, а до великих губернаторских дел Олегам как до луны пешком. Так что и говорить тут нечего.
Если размышлять о том, откуда у передачи ноги растут, то за примерами далеко ходить не надо. В этот раз обошлось даже без Запада, копировали формат программы отечественного производства за авторством Иринаы Зайцевой. Фантазии не хватило не то, что на разработку новой идеи или адаптации западного продукта, а даже на название. Вот и представляется телезрителю брат-близнец, да еще и полный тезка. Только слабенький какой-то, хиленький, не исключено, что и с умственными отклонениями. Вместо теплоты домашнего уюта - пустая студия со скучным задником, историческую справку заменяет коротенькая выписка из «Википедии», а раскрытие характеров отсутствует, как класс, так же, как и выводы после бесед с гостями.
Так и выходит раз в неделю, из года в год эта замечательная передача, в которой ведущий упражняется в заискивании перед всем, что движется, а гости, не ставя под сомнение его искренность, рассказывают свои истории. Все это приправлено бесконечным акцентированием внимания на галстуках.
Если то, кому выгодна эта передача мы уже поняли, то для кого снята тоже более-менее очевидно - собирают электорат по крупицам в лицах заложниках телевизора.
Я искренне надеюсь, что Роман Владимирович, как интеллектуал и высокообразованный человек здраво воспринимает критику, тем более, если верить его словам, то он её не просто воспринимает, а даже любит. Поэтому он не должен отказать в вежливой просьбе освободить эфирное время для более талантливых коллег-журналистов. Ибо эволюция нижегородского телевидения прервалась, как развитие популяции богомолов в средней Азии.