Сисадмины в фирме нахимичили что-то с моим рабочим сервером, поэтому позволю себе отвлечься от непосредственной работы.
Решил продолжить список параметров культуры, доступных для сравнения формальным образом (начало тут
http://vlad-kosarev.livejournal.com/237449.html). Вероятно, напишу еще несколько постов на эту тему, поэтому заведу тэг "сравнение культур", под которым буду собирать свои представления о способах описания культуры общности людей и методов сравнения таких культур друг с другом. Посты постараюсь структурировать очень формальным образом: название параметра, его определение, представление в опроснике и в конце - дискуссия о связи с другими параметрами и с уже полученными данными. Иногда посты буду предворять ссылками на тексты, которые стимулировали появление текущего поста.
Правильно подобранные параметры должны быть напрямую измеряемы в виде числа или балла и не включать в себя сложных понятий как добро, зло, хорошее, плохое и т.п., поскольку сложные понятия затрудняют трактовку и анализ ответа.
В перспективе, правильно подобранные параметры должны быть извлечены из баз данных электронной переписки или социальных сетей автоматическим способом.
Выбор сегодняшнего параметра отчасти навеян этим:
http://sapojnik.livejournal.com/2125603.html"Вот Вы у меня - один из лучших комментаторов. Но и Вам, оказывается, свойственна та же "лагерность" мышления. Чуть только тот, кого Вы читаете, залезает "за флажки" Вашей раз и навсегда установленной картины мира - все, он "пропагандист", "продался" и т.п.
Это главный изъян совкового мировосприятия - из-за чего, в частности, никогда не возникают широкие коалиции. Нетерпимость колоссальная - не зря у нас едва ли не самым ругательным словом, вызывающим бурю отвращения со ВСЕХ сторон, является "политкорректность". А в итоге каждый сидит в своей песочнице с парой-тройкой таких же как он несчастных - и все дружно воют на луну, "как же тяжко жить нам в стране быдла и пропагандонов".
Это было бы даже умилительно и вызывало бы жалость и сочувствие - если бы не продолжалось 25 лет подряд без какой-либо надежды на прогресс."
Итак.
Параметр:
- наличие опыта публичных выступлений
- способ подбора слов для выступления.
Определим публичное выступление как любое обращение к незнакомым людям или к одному человеку в письменной или устной форме. В предполагаемом опроснике нужно ответить, сколько раз в год (как вариант за последний месяц) респондент обращался к незнакомому человеку или аудитории.
Публичные выступления можно разделить на три группы - просьба вверх по иерархии, приказ вниз по иерархии и обращение вбок по иерархии (обращение независимо от иерархии или внутри своего иерархического слоя). Именно такое обращение вне иерархии я бы выбрал для включения в наш параметр, хотя можно включить и все три, но тогда отличая их друг от друга.
Способ подбора слов для выступления определим с помощью двух ответов в опроснике - как совершенно свободный или с использованием уже известной формальной структуры обращения.
Обсуждение.
Вторая часть мозаики для этого поста тут (когда-то я уже упоминал это исследование
http://vlad-kosarev.livejournal.com/105628.html):
http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Analit_doc_reforms/Glava_8.pdf Аналитический доклад Института социологии РАН "Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров)", глава 8, c. 150
"Данные проводившегося на протяжении почти двух десятилетий мониторинга постсоветского российского общества определённо указывают на то, что для всех социальных групп российского общества важнейшей ценностью является свобода. Начиная с 2001 г. 60% наших респондентов и более солидаризировались с тезисом, что свобода - это то, без чего жизнь теряет смысл (рис. 8.3). По данным настоящего опроса таковых насчитывается примерно 64%, а среди молодёжи до 30 лет - 70-75%. Противоположную точку зрения («главное в жизни материальное благополучие, а свобода второстепенна») разделяет лишь чуть более трети опрошенных.
Однако семантика свободы в российском социуме существенно отличается от либеральной традиции Запада. Для большинства россиян свобода - это «воля», возможность быть самому себе хозяином, жить, не оглядываясь на внешние ограничители.
Соотношение между теми, кто придерживается такого понимания свободы, и носителями либерально-правового сознания (свобода - это жизнь в регулируемом законом правовом поле, VK) на протяжении многих лет составляет почти не подверженную колебаниям пропорцию - 2:1. Устойчивость этого соотношения наводит на мысль о том, что это - одна из социокультурных констант, или, если использовать терминологию синергетики, параметров порядка, характеризующих российский социум в его специфических характеристиках в масштабе так называемых «длинных времён»."
Стремление к "воле", к полной безграничной свободе у двух третей российского общества на протяжении многих лет - это факт, установленный с помощью социологических методов. Этот факт можно рассматривать с разных сторон, но он совершенно точно связан со структурой публичной жизни в обществе. Понятие свободы и воли формируются внутри общества как результат взаимодействия членов этого общества, и свобода одного человека сделать что-то одно с необходимостью ограничивается свободой другого человека сделать что-то противополножное. В результате наступает противоречие, которое нужно уметь разрешать наименее затратным способом. Предложенные выше параметры как раз и должны были бы собрать данные о том, как структурирована публичная жизнь общества и перейти от описательного термина "свобода", с которым трудно формально работать, к измеряемым и доступным для более глубокой статистической обработки параметрам.
Мои же личные впечатления говорят о том, что в России стремление к безграничной свободе - это следствие малого опыта публичных выступлений и отсутствие широко принятой в обществе системы общения с незнакомыми людьми. Отсутствие такой общепринятой системы ведет к увеличению агрессии между людьми и препятствует образованию союзов и групп, как было замечено Сапожником в процитированном в начале тексте применительно к политическим союзам. Отсутствие системы общения вызывает страх перед коммуникацией с незнакомым человеком, который приводит к агрессивному поведению (особенно у подростков). Этот страх и агрессия еще больше усиливаются на фоне того, что люди не владеют в достаточной степени тем предметом, который собираются обсуждать.
Для сравнения - в Германии общению учат в школах, на протяжении всего обучения с младших классов существует множество заданий, для выполнения которых ребенок должен долго говорить перед слушателями на заданные темы, причем эти темы он должен сам предварительно освоить.