метеорологические полеты во время WW2

Nov 23, 2013 23:51

Читаю книгу Михаила Зефирова с соавторами "Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции люфтваффе".
Название дурацкое, почему-то часто книги подобной тематики выходят под совершенно желтыми заглавиями. Однако контент отличный.

Одна из глав мне показалась особенно интересной, она посвящена работе эскадрилий метеорологической разведки.
С 1938 года несколько специальных самолетов с измерительной аппаратурой в любую погоду, в том числе и при полном отсутствии видимости, совершали ежедневные полеты на высоте 6400 метров над огромной территорией, собирая данные о температуре, давлении, влажности, ветре и некоторых других параметров. На борту находились профессиональные метеорологи, которые вели постоянное наблюдение за облаками и ветром. К 1941 году ложилось 11 стандартных маршрутов, которые проходили до Шпицбергена на север, до 16 градуса западной долготы на запад над Бискайским заливом. Часть маршрутов проходили над Северным морем, над Средиземным морем, над Баренцевым морем до Новой Земли и полуострова Канин, над Черным морем. С подобной регулярностью некоторые их этих районов даже сейчас не обследуются.
Интересно, доступны ли эти данные для анализа и включены ли в базы данных? Информация накоплена совершенно уникальная, причем собранная на колоссальных территориях с разрешением в 24 или 12 часов, и еще до наступления эпохи потепления климата.

Еще одна любопытная деталь, о которой я раньше не слышал - оказывается, сводки погоды немцы тоже передавали с помощью Энигмы, этой знаменитой немецкой шифровальной машины. Поэтому англичане охотились за метеорологическими судами, стараясь захватить Энигму, и однажды им это удалось, в руки шифровальщиков попали шифровальные таблицы с описанием положения дисков Энигмы, что позволило понять принцип ее работы и расшифровать коды. Оказывается, именно эта находка на метеосудне сыграла ключевую роль в расшифровке, а вовсе не захват машины на подводных лодках.

климат, Германия, война, базы данных, история

Previous post Next post
Up