О первостепенном добре и второстепенном зле. Достоевский и революция

Jul 28, 2016 16:39


"Раскольников в романе Достоевского рассуждал так: убив процентщицу, вредную, никому не нужную старуху, которая и сама-то должна скоро умереть, он на её деньги сделает много добра (поможет матери, сестре, сможет сам закончить образование и т.п.). Конечно, и по его рассуждению убийство есть преступление, т.е. зло, но зло небольшое, незначительное по сравнению с тем добром. которое он собирается сделать. Роковая ошибка Раскольникова заключалась в том, что он первичное зло (нарушение заповеди Божией - "не убий") считал злом второстепенным, а вторичное добро (помощь матери, сестре и себе) - добром первостепенным.
 Социальные мотивы преступления Раскольникова позволяют нам рассматривать это преступление как своего рода символ "русской" октябрьской революции (пророком которой был Достоевский). Государственный строй Царской России представлял собою соединенние первичного добра и вторичного, второстепенного зла. А революция несла на своих знамёнах второстепенное добро (обещание якобы благодетельных социально-политических реформ) и несомненное первостепенное зло (уничтожение религии и Церкви как основы Русской Государственности)."

( проф. И.М.Андреев, "Русские писатели XIX века")



"Преступление и наказание", рис. Солиджона Маматкулова

добро и зло, литература

Previous post Next post
Up