Пожалуй, ни один другой музыкальный инструмент не представляет нам такого разнообразия подходов, как гобой. Хотя сейчас, в эпоху глобализации, разницы между национальными культурами нивелируются, посмею все же предположить, что это явление временное, связанное с мировоззренческим кризисом, и я уверен, что при такой скорости развития событий как сейчас интерес к традиционным национальным культурам в весьма недалеком будущем возродится.
В 20-м веке в мире сложились три основные школы гобойного исполнительства: французская, немецкая и американская. Существуют и ответвления, и «гибридные» формы, но основные ветви все же три. Мне довелось общаться с представителями всех школ. Я планирую привести в систему собственные наблюдения и перевести готовые материалы, но на это требуется время, которого остро не хватает. Пока я решил опубликовать беседы и переписку с выдающимся мастером, услышав игру которого еще в 70-х, я был очарован и полюбил гобой на всю жизнь. Это Рэй Стилл (Ray Still). С 1954 по 1993 гг. Рэй работал первым гобоистом одного из лучших оркестров мира - Chicago Symphony Orchestra и в течение всего этого времени преподавал в Nothwestern University. Сейчас Рэю 85 лет, он живет в Аннаполисе, штат Мэрилэнд. С его любезного разрешения я решил сделать перевод и опубликовать некоторые короткие, но важные его высказывания, характеризующие американскую школу игры на гобое. Рэй Стилл не заканчивал консерватории, занимался частным образом у разных преподавателей. Среди них был солист оркестра NBC, которым руководил Артуро Тосканини, Роберт Блум. Получив профессию радиоинженера, Рэй Стилл во время Второй Мировой войны служил на радаре, водил грузовик, работал в разных оркестрах. Вообще, интереснейшая биография, о которой стоит поговорить отдельно. Основоположник американской школы, солист филадельфийского оркестра Марсель Табуто как-то на склоне лет заметил: «Рэй Стилл - единственный из хороших американских гобоистов, не учившийся у меня. Но он все делает абсолютно правильно и даже более того». Среди прочего стоит обратить внимание на то, что Рэю абсолютно чужд принцип зажатого дыхания, так усердно насаждающийся у нас до сих пор. У него есть отдельные подробные статьи на эту тему. Надеюсь, у меня найдутся силы их когда-нибудь перевести. А пока - общение, письма...
Владимир Хробыстов
август 2005 г.
* * *
...Мне сейчас 82, и я не играю много, разве что на уроках. Я всегда стараюсь показывать, даже если это не звучит у меня уже так хорошо, ведь я уже не вожусь с тростями столько, сколько раньше. Владимир, передайте большой привет своему консерваторскому педагогу...
...Все лучшее, что я сделал в музыке, пришлось на возраст между 55 и 65. У меня есть концертная запись Концерта Р.Штрауса, которую я сделал в 70 лет, и это лучшая запись из всех моих. Качество инструмента и правильно сделанная трость - залог успешной игры на гобое...
...Я хочу подарить Вам свою запись Квартета Моцарта, сделанную с Ицхаком Перльманом, Пинкусом Цукерманом и Линном Хареллом. Я еще сделаю копии для Вас, это для меня совершенно бесплатно...
...Иногда старые гобои очень хороши, только бывает, что у очень старых меняется строй - верхний регистр повышается, а нижний - понижается. Я долго играл на двух инструментах, сделанных сразу после 2-й Мировой войны...
...Это точно, ту запись Штрауса я делал после вслушивания во все недостатки моей предыдущей коммерческой записи. Хорошо слышно, что это было очень негибко по темпам, потому что я боялся, что дирижер затянет темпы, и вообще внутреннее чувство было не очень хорошим...
...Мы используем штифты длиной 47 мм. Длина пластины 74 мм в несогнутом виде, соответственно, 37 мм в согнутом. Помещаем готовую форму на штифт, чтобы края смыкались непосредственно перед последним витком нити. Обычно длина заготовки перед началом заточки составляет 73-74 мм, после окончания длина трости обычно не больше 70. Чаще делают даже 69, но я для себя определяю 70. Длина концов - 3 мм, следующие 3 мм - «сердце». «Хребет» идет по всей длине от «сердца» до самой нити. По обе стороны от «хребта» - «окна» с толщиной 0.35мм. Если есть микрометр, которым можно измерять внутри трости, то толщина в середине «сердца» не должна превышать 0.5 мм, по краям 0.4 мм. Концы «сводятся на нет» на последних 0,5 мм. На самых концах толщина в середине 0.1, а по краям - 0.04. Толщина выточенных заготовок в размоченном виде - 0.58 мм...
...Я не играю на тростях с большим входным «окном». Форма пера трости, конечно, играет роль. Когда я использую трости длиной 69 или 70 мм, они издают без гобоя «крик», состоящий из двух тонов «до», отстоящих один от другого на октаву. Для этого используется очень свободный амбушюр без поддержки зубов (как шимпанзе, вытягивающий свои губы вперед), и трость обхватывается на расстоянии 2/3 от концов до нити. Трость не должна издавать хаотичного набора тонов, но строго октаву до-до. Затем, уже с инструментом, я не тороплюсь скорее набрасываться и издавать звуки. Лучше положить трость на середину эпителия нижней губы, сверху кладется верхняя губа, и не надо никаких подворачиваний и давлений! Это положение амбушюра сродни положению при свисте. Я использую очень свободное положение нижней челюсти, и никогда не давлю на трость, наоборот, стараюсь как можно больше открыть ее, чтобы дать ей возможность больше, полнее вибрировать. Я никогда не «кусаю» трость, я направляю усилия в противоположную сторону. Спрашивайте меня без стеснения. Я люблю делиться тем, что знаю сам...
...Я не верю в перманентное дыхание. Мы с ним забываем, как дышать красиво и правильно, оно раздражает слушателей. Я разработал упражнения для своих студентов, на которых они учатся дышать без какого-либо зажатия дыхательных мышц (расположенных сразу под ребрами, в подгрудной области и на спине), задача которых - выдыхать воздух нежно, спокойно. Диафрагма не делает ничего для выталкивания воздуха. Она лишь реагирует на работу других мышц. Я могу играть одну фразу без перемены дыхания минуту и еще 5-10 секунд, насколько требует выразительность музыки. Обычно больше не требуется. Для примера можно послушать запись Седьмой симфонии Шостаковича с Бернстайном и нашим оркестром. Она была сделана незадолго до моего ухода на пенсию, когда мне было 73. Там хорошо слышны очень длинные фразы. Бернстайн взял ужасно медленный темп (примерно 62 вместо авторских 92), но это было сделано «живо», и это, мне кажется, одна из моих музыкальных удач. В Первой Симфонии Шостаковича на том же CD играет мой ученик Майкл Хенох...
...Шея «надувается», если вы играете таким способом (на высоком давлении) долгое время, но, если вы будете приучать себя к новым, более рациональным навыкам, это пройдет.
Очень важно вот что. Ощутите, что вы стоите строго перпендикулярно земной поверхности с чувством огромной тяжести, и таким образом полностью расслабьтесь перед началом игры. Это надо делать с ощущением себя настолько высоким, насколько возможно. Это может показаться несовместимым, но это не так. Голова балансирует на позвоночнике, и вы полностью готовы к старту. Сначала делайте это стоя, затем, когда укрепятся правильные ощущения, можно делать это и сидя. Затем гобой приходит к вам, вы -король! Вы не пристегиваетесь к гобою и не меняете состояния, поднося его к амбушюру. Дыхание приходит к вам автоматически, когда вы представляете визуально длину фразы...
...Мои трости более узкие, чем те, что обычно встречаются в Европе. А иногда я даже слегка подтачиваю их по бокам, чтобы добиться более высокого «крика»...
...В увертюре к «Шелковой лестнице» Райнер требовал полностью играть стаккато, кроме первого такта, где три первые три ноты слигованы (как у Тосканини). И в точности так же во втором проведении. Я полностью старался исполнить то, что он хотел, и я играл это одинарным штрихом, потому что в то время еще не знал, что существует двойное стаккато. Мне пришлось обратиться к двойному штриху уже в 70-летнем возрасте, когда язык стал терять подвижность. В этом двойном штрихе я стараюсь задействовать только кончик языка, а не среднюю и заднюю его части...
...Я могу удерживать фразу, не прерывая дыхания, более минуты. Но я никогда не делаю этого, потому что это не музыкально и заставляет слушателей страдать. Да, я беру дыхание во всех возможных местах, исключая случаи, когда мне абсолютно не требуется смена воздуха, или когда дыхание может разорвать линию. К примеру, на последней строчке первой страницы Концерта Моцарта, где серия восьмых пауз между мотивами из трех восьмых. Я дышу только в одной из них. Пусть ваше тело подскажет, где вам нужно сменить воздух (если вы играете при максимальной расслабленности и минимальном напряжении, особенно в дыхательных мышцах)...
Если говорить о расширении возможностей гобоя - стоит ли играть каприсы Паганини или сонаты Шуберта? Мне кажется, лучше попробовать сыграть несколько Фантазий Телемана для флейты соло, они все написаны в гобойном диапазоне. Они развивают не только технически, но и музыкально. И помогают становлению верных навыков дыхания и амбушюра...
...Я очень хорошо знал Юрга Шафтлейна (бывший первый гобоист Венского филармонического оркестра). Было большим потрясением, когда я узнал о его смерти, ведь он был еще такой молодой! Мы играли дуэты у меня дома - он на своем венском гобое, а я на моем французском Loree. Я попробовал его гобой и понял, что венский гобой - совсем другой инструмент. Он больше похож на барочный гобой, такой легкий по дыханию, нижние ноты берутся на глубоком пианиссимо, очень высокий строй. Хотя у нас обоих главная идея игры - пение на инструменте, мы понимаем это совсем по-разному, особенно в сольных вещах. В оркестре это не так заметно. В большинстве случаев мне нравится звук венских гобоистов, особенно в туттийных пассажах деревянной группы. В соло они часто звучат слабовато. Впрочем, там много разных первых гобоистов. У них 4 первых гобоиста в Венской Опере, они же составляют штат Венской Филармонии, меняясь местами, такая вот ротация интересная...
...Я согласен насчет громкости как определяющего фактора в музыке сегодня. Если обратиться к записям Фрица Райнера с Чикагским оркестром, какой там баланс! Это было так прозрачно, что было слышно каждого!...
...Теперь я живу в Аннаполисе, это на 900 миль ближе к вам... Если бы не было России, мы бы все сейчас говорили по-немецки, или нас вообще бы не было. Что бы ни говорили о Сталине, великий русский народ отстоял Сталинград и уничтожил нацизм. Это был величайший подвиг в истории. Если бы Гитлер тогда победил, он затем направил все свои усилия против Англии, и, вероятно, победил бы. Отчасти его поражению способствовала его собственная недальновидность и глупость, а также русская зима. Русский народ - великий народ, это народ Чехова, Достоевского, Толстого, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Тургенева, Стравинского. Ваш народ больше всех остальных знает, что такое ужас войны...
...Я ездил на
фестиваль в Лимерик «Летняя музыка на Шенноне», поэкспериментировал со своим гобоизмом. Фестиваль предназначен в основном для студентов музыкально-педагогических специальностей, но было и несколько хороших концертов. Довелось поиграть со скрипачом Хосе Луисом Гарсиа, он 27 лет был концертмейстером Английского Камерного Оркестра, а неделю назад приехал в Ирландию из Испании, где перенес опасную операцию, у него был рак кишечника. Многие его студенты тоже приехали, есть очень хорошие, один из России, занимается у него с 12-летнего возраста.
Я играл двойной Концерт Баха с канадцем Сиднеем Хамфризом, 202-ю Кантату с певицей из Дублина, не очень подходящей для Баха, зато солисты (скрипач, виолончелист) были первоклассные. Еще играли 11-й Дивертисмент Моцарта, который мы часто играли в Чикаго и записали с Джулини. У меня все получается очень неплохо, и я решил снова начать исполнительскую работу, хотя мне уже 83. Я усердно поработал и открыл некоторые новые принципы эффективной работы на инструменте (в основном связанные с моей прошлой практикой изучения игры на гобое через вокал), которые помогают играть с еще большей легкостью, чем когда-либо раньше.
Я хочу собрать барочный ансамбль здесь, в Аннаполисе, записываться с ним в моей собственной студии и продолжить работать над книгой, которой я занимаюсь уже лет 35. Может быть, свои CD буду продавать через Интернет. Насколько я помню, Леон Гуссенс играл на гобое до 93-летнего возраста. Попробую и я, вдруг получится?
У нас здесь, в Аннаполисе, отличный дом. Пока мы были в Ирландии, моя дочь Сьюзен и внучка Лиз переоборудовали домашнюю студию. Теперь здесь так приятно работать! Жаль, не было времени съездить в Германию, надо привести в порядок машинки для изготовления тростей, но надеюсь и это решить в этом году. Я отослал их мастеру из Ирландии, которая «евро»-страна. Мне предлагают съездить в Японию в октябре, после свадьбы внучки. Мэри (супруге Р.С.) не понравилось в Ирландии, наверное потому, что она почти не видела там ничего, не успели никуда съездить. Я все время занят чем-то, и это так прекрасно!
© Рэй Стилл, Владимир Хробыстов, 2005