Здравствуй Танечка, здравствуй милая!
Не так-то легко писать тебе путевые записки после того, как уже приехал, но у меня осталось что-то около 25 тысяч снимков из своего путешествия и, получив очередной заказ от тебя или тех, кто читает эти письма, я худо-бедно могу восстановить в памяти события давно минувших дней. Сегодня я напишу тебе о чае. Не о чайной церемонии, об этом и написано много и применяется она в Китае редко, а о чае как таковом.
Знаешь, Танечка, китайцы чай пьют всегда, везде и по любому поводу. Они и воду-то, нормальные китайцы, не шибко жалуют и часто можно видеть как китаец, находящийся вне дома заливает сырую, но очищенную воду из бутылки в свою кружку с чаем, которую всюду за собою носит.
А здесь вот:
http://vlad-hunrider.livejournal.com/97874.html фоточки к письму
Русское слово «чай» происходит от китайского «ча» 茶, правда этот иероглиф в разных провинциях произносится по-разному, но смысл везде один и показать жестами если что, можно. Но белый человек в Китае может вообще чай не просить. Чаще всего тебя и пригласят, и напоят, и накормят, ну а чай на любом столе есть всегда. В особенности на юге, в особенности в провинции Фуцзянь. Вообще один из самых знаменитых сортов китайского чая - «пуэр», который собирается не с чайных кустов, а с диких чайных деревьев. При этом считается, что чем старше дерево, тем дороже и серьезней чай. Чай Шу Пуэр, то есть черный пуэр кроме всего прочего можно хранить долго и это считается неплохим капиталовложением. Самые дорогие партии такого чая могут доходить до десятков тысяч долларов за 100 грамм. Но пуэр растет на склонах гор в провинции Юннань, где меня черти пока не носили, и он очень дорог, что не позволяет считать чай из этой провинции настоящим китайским чаем.
Настоящая чайная столица Китая - городок Анси 安溪 в провинции Фуцзянь. Именно этот небольшой город поставляет на рынки Китая основные сорта того самого настоящего китайского чая, к которому мы все уже привыкли. Городок, кстати очень интересный, более или менее сносные фразы по-русски я услышал именно здесь, ты откуда, спрашивает меня местный буддистский монах «цум элосы» говорю, типа из России я, а он мне тут же «я русский!», из чего можно заключить, что русские здесь случаются не редко. Потом на такой же вопрос на чайной площади, есть такая, мне также сказали «я - русский» и попытались сразу угостить пивом, из чего опять же можно заключить, что русские в Анси, провинции Фуцзянь обычно приезжают самые обыкновенные. В Анси есть огромный чайный центр на чайной площади, хотя официально она так и не называется, но как еще будут называть промеж себя люди площадь, вокруг которой этот самый центр построен, и на которой стоит трехэтажный каменный чайник? То-то!
Но самое интересное это как чай растет, а он, скажу я тебе, дорогая растет божественно. Представь себе горы, в которые когда забираешься, не можешь понять, где ты вообще находишься. С одной стороны вроде бы Карпаты или даже Алтай - в горах-то хвойные растут, банановые пальмы в горы не лезут, ибо высотное районирование, а бамбук, он, понимаешь, когда на него сверху смотришь, вполне может сойти за березовую или там осиновую рощицу. Вокруг водопады, красота, одним словом совершенно некитайская и даже населенных пунктов никаких нет. А как только перевал форсируешь, да на южном склоне оказываешься, так вроде бы тут же в Китай возвращаешься.
Палатку здорово ставить на чайных плантациях - никаких тебе кровососущих насекомых. Площадка под палатку опять же всегда есть - в отличии от равнины, где рисовые чеки, на которых спать как-то не получается здесь всегда вырубается и лелеется полоса у леса, где деревья вырубаются, чтобы чайные кусты в тень не прятались. Ну и для нас, для сов, опять же удобство - чуть свет появляются крестьяне-сборщики чая и от их шараханий ты, хочешь, не хочешь, а проснешься. Они тебя, кстати, никак не потревожат, даже если ты именно на его участке палатку разбил. Спит человек, чего же ему мешать, но, будучи людьми, по природе своей любопытными, они, даже если и собирались в этот день пойти на дальний конец поля, станут работать поблизости, чтобы узнать первыми кто же из этой джампы вылезет. Вот и стоят они поблизости, чай собирают и галдят, естественно, обсуждают что за цзысинчхэ (велосипед) такой навореченный, что за джампа (палатка) такая необычная, потому как обычная в этих краях из бамбуковых веток.
Ты же слышала, наверное, что чай собирают только утром и вечером, когда солнце не жарит, так вот, верно это. Причем утром, сразу после росы собирают самые свежие самые лучшие и соответственно дорогие листочки, а вечером, что останется. И вот ведь какой момент - каждый чаевод знает что с его кустов чай выходит сразу нескольких сортов, а чайный лист созревает не сразу, поэтому в течении долгого времени многие и многие китайцы собирают ранним утром и поздним вечером драгоценные листья, а днями сидят в домах своих и перебирают, и сушат и делают руками своими самый вкусный и самый полезный чай в мире.
Надо, надо мне Танечка как-нибудь свозить тебя в места эти прекрасные, чтобы прочувствовала ты, что восток, действительно дело тонкое и поспешать здесь надо медленно, а лучше и вовсе не поспешать. А думать об этом правильно и неспешно можно или в ташкентской чайхане, или в китайской чайной.