Jan 01, 2008 04:26
День восьмой
1 апреля 2006
Утром смазываю свои раны мазями и где необходимо делаю перевязку. В принципе все зажило как на собаке, но самая безопасная из ран начинает беспокоить. На правой руке на локтевом сгибе у меня небольшая ссадина. Более глубокие раны уже зажили, но эта маленькая потертость заживать не хочет, согнул, разогнул руку и кровь выступает вновь. Эта рана окончательно заживет только через месяц и доставит мне еще множество неудобств.
Выезжаю из Гуанчжоу в полдень. Чтобы не испытывать вновь неприятного путешествия по перегруженным автострадам, беру генеральный курс на юг и еду по небольшим улочкам. Насколько Гуанчжоу не понравился мне при въезде в город, настолько влюбляюсь в него при выезде. После продолжительного путешествия по городским окраинам, где люди приветливые, попадаю в местный «горзеленхоз». На огромных площадях расположены цветники, горшки с деревьями «бансай», кадки с огромными баньянами. Подхожу к хозяйке и спрашиваю сколько стоит «денежное дерево» высотой сантиметров 40, она тут же предлагает купить его за 60 юаней, что-то около 8 долларов. Я бы взял, но куда его деть? Интересуюсь ценой за огромный фикус, для обхвата ствола которого потребовалось бы трое - 6 тысяч юаней. Тоже не дорого. Какое должно быть раздолье «новым китайцем», желающим заниматься ландшафтным дизайном на своих участках.
Прихожу к выводу, что местные женщины вовсе не страшненькие, просто я ни рожна не понимаю в их красоте. Когда тебе улыбаются и предлагают испить чаю за неспешной беседой на короткие ноги уже не обращаешь такое внимание. Постоянно пересекаю каналы и канальчики, наблюдаю огромное количество мостов. Километров пять еду вдоль одного из рукавов Жемчужной реки. Движение такое, что не могу понять, как это у них не случаются ежеминутные кораблекрушения.
Все-таки китайцам повезло с географическим положением. Хуанхэ и Янцзы накрывают своими бассейнами всю Поднебесную, а ведь рек более мелких тоже не мало.
Скоро выезжаю на 105-ю автостраду (все автострады, номер которых начинается с сотни, идут из Пекина) и продолжаю движение на юг. Хотя, опять же по карте, все 130 км от Гуанчжоу до Аомыня (Макао) должен проходить через несколько городов и множество деревень, на самом деле весь этот путь пролегает сквозь сплошной город. Так как много времени потерял в Гуанчжоу после падения, еду весь день и всю ночь.
中山
Zhongshan, Чжуншань, или Срединная Гора
Когда въехал в этот город подумал уж не дежа-вю ли у меня, настолько его улицы, банки и «Макдональдсы» похожи на те же объекты в Фошане. Разве что обошлись без запаха нитролака. Особенно не задерживаюсь, поэтому моему взору открываются только те достопримечательности, что доступны туристам едущим в Макао на автобусе. Их конечно хватает, но я больше внимания обращаю на всевозможные автомобильные штучки. Здесь торговый центр «Гуанчжоу-Хонда», а здесь «Шанхай-Фольксваген», а вот «Рено» - эти на каждом шагу по всему Китаю есть, но откуда здесь «Шкода»? А ведь есть! А «Лады» нету!
В Чжуншане залез и на Чжуншань. Правда высота этой горочки от силы метров 250, но зато есть новый пятиярусный павильон-пагода с которого открывается неплохая панорама города со множеством каналов.
Если ацидотический криз у вас уже прошел, никаких неприятных ощущений связанных с голодом у вас более возникать не должно. Единственным врагом на этот и многие последующие дни станет обыденность происходящего. С одной стороны, есть нечего, и есть не хочется, а с другой - поразительная «тягомотность» происходящего - вчера три раза не ел ничего, и сегодня три раза ничего не скушал. Человек, даже из тех, кто не придается в силу различных причин гастрономическим изыскам, все равно вносит с едой в свою жизнь некоторое разнообразие - на завтрак вареная картошка, на обед - жаренная, на ужин - «в мундире». Три блюда и все они в некоторой степени разные. У вас же разнообразие только вокруг. Его и надо использовать на полную катушку. Так как физическое ваше состояние теперь великолепное, подключайте любознательность. В дневнике описывайте то, что вас более всего беспокоит и поднимайте себя над «некоторыми людьми».
Когда на меня накатывает хандра, я пою песню «What a wonderful world» оглядываясь на окружающую природу, вне зависимости от нахлынувших на меня неприятностей я вспоминаю лицо Луи Армстронга во время исполнения им этой песни. Хандра улетучивается мгновенно. Вообще попеть, а то и поорать во всю мощь своих легких на природе дико приятно. Находишь бездну удовольствия в том, что ты один - никто не вертит пальцем у виска, никто не канючит, не говорит под руку. Красота!
Очень помогает от хандры пить различную по вкусовым ощущениям воду - холодную и горячую хотя бы. Но если вы находитесь в местности, где есть минеральные источники, вам просто невообразимо повезло - вода с различной минерализацией доставит вам некоторое количество недостающих вкусовых ощущений.
На следующий день заполнять дневник уже не обязательно, поэтому как можно теплее расстаньтесь со своим дневником в сегодняшний вечер, напишите ему о том, как не правы некоторые люди, которые ищут ответа на вопросы на дне стакана, в сигаретном дыму, в миске с пловом. Расскажите своему дневнику как рады вы, что вам представилась возможность всерьез заняться лечебным голоданием и изучением общественной жизни рыжего лесного муравья. Обязательно найдите что-либо хорошее в вашем одиночестве, расскажите своему дневнику о некоторых людях, которые находясь на природе, на свежем воздухе, непременно стремятся вернуться в города смердящие углекислотой и потом тысяч спешащих куда-то тел.
День девятый
2 апреля 2006
珠海
Zhuhai, Чжухай
Первый иероглиф названия города 珠 (zhu) обозначает жемчужину, второй нам известен. Название города можно перевести как Жемчужина у Моря.
Определенно этому городку повезло, что рядом находится Макао. Как только в 1984 году Китай и Британия договорились о возвращении Гонконга под юрисдикцию Китая в 1997 году с образованием особого административного района Сянган и совместного заявления в 1987 году Китая и Португалии о возвращении Макао, Чжухай не мог не развиваться быстрее своих соседей.
Теперь этот город меньше остальных похож на китайский. Впрочем и остальные меняются, но этот все-таки быстрее. В Чжухай я приезжаю рано утром и прежде всего двигаюсь на таможню. У меня есть желание попасть из Китая в Китай.
Таможню на китайской стороне прохожу легко. В мой паспорт ставят штамп о выезде за пределы КНР и я со своим велосипедом иду к таможне Макао. Здесь заминка. Таможенник на странном английском спрашивает, есть ли у меня билет на самолет. Я ему терпеливо объясняю, что путешествую на велосипеде, а он опять чего-то лопочет. Мой английский убог, и я это понимаю, но такого английского мне еще слышать не приходилось. В конце-концов с паршивого английского на приемлемый мне переводит англичанка индийского происхождения. Оказывается моя виза «F» не предполагает посещения Макао. Нема базару, скажите где заплатить, заплатим. Нет, нельзя. Почему? Ты русский. Начинаю выходить из себя - я понимаю, что мой паспорт из разряда второго сорта, но ведь не в Китае же! Оказывается и в Китае тоже. Таможенник пространно объясняет, что Россия не признавала Макао и что из аэропорта Макао самолеты в Москву не летают. Я ему соответственно талдычу, что в данный конкретный момент плевать я хотел не только на Москву, но и на Париж с Вашингтоном, мне бы пару снимков в Макао сделать и дальше. Никак! Меня разворачивают и я возвращаюсь в Китай из Китая.
Черт бы с ним, с Макао, не очень то хотелось на него смотреть, но хамство какого-то бестолкового таможенника напрягает. В конце-концов я же не в России!
Осматриваюсь в Чжухае. В Гуандуне тезис «Все китайцы на одно лицо» мною был успешно подвергнут обструкции. Китайцы более разные чем белые. Мало того, что чжуане похожи на вьетнамцев, а мяо на тайцев, так даже ханьцы сильно друг от друга отличаются. В Чжухае ловлю себя на мысли что все белые на одно лицо и отличаются только цветом волос. Если такое ощущение появилось у меня, так чего же ждать от бедного черноголового народа?
Вечером выезжаю в Гонконг на морском пароме. как и утром таможенник на китайской стороне ставит выездной штамп в паспорте. Я надеюсь что в Гонконг меня все-таки запустят.
Как только пятая точка опускается в кресло, сон сморил путника. К моменту прибытия в бухту королевы Виктории я успел выспаться. Опять таможня, опять проблема. Русские и тут не могут просто заплатить за въезд. Дурдом, конечно, но таможенники в Гонконге - сама любезность. В жизни меня так часто сэром не называли. Извините, Сэр, но ваша виза, Сэр, не позволяет Вам въехать на территорию особого административного района, Сэр. Сэр! Много русских стремятся остаться здесь и создают нам проблемы. Сэр, мы понимаем, что вы спортсмен и путешественник, но таков порядок. Сэр!» не желаете ли кофе, чая, колы или воды? Вам придется вернуться, Сэр, обратно в Китай, но мы будем счастливы видеть Вас завтра, когда вы возьмете визу, Сэр. - Ужин, Сэр? - Спасибо я ничего не ем. Это бесплатно, Сэр! Спасибо, но я только пью воду и так буду продолжать. Вы герой, Сэр! Я знаю.
Мне немного не повезло. Я приехал не на последнем в этот день корабле. В противном случае меня поместили бы в гостинице за счет административного района. Но пришел корабль и Сянган раскошелился только на обратный билет в Чжухай. На мою просьбу таможенники разрешили мне постоять на пирсе, полюбоваться видом бухты Королевы Виктории и супернавороченными яхтами, которые в нее заходят. Большое впечатление на меня произвела громадина Интернационального Финансового Центра. Оно бы и осталось самым большим впечатлением от Гонконга, если бы не то, как меня провожала смена таможенников. Ребята не смогли поверить, что я еду натощак и принесли мне набитые мясом, рисом и овощами ланчбоксы. Я, естественно, отказался и тогда они немного задержали отплытие корабля, чтобы снабдить меня упаковкой минеральной воды. На обратном пути в катере размышлял над превратностями нашей судьбы. СССР не признавала Макао и Гонконг, и не признает до сих пор Тайваня. Вместе с тем, я полжизни прожил на границе с Китаем ожидая вторжения. Весь Свободный Мир спокойно признавал британскую и португальскую колонии в Китае и ровно относится к Тайваню, но представителей Свободного Мира с распростертыми объятиями ждут везде - и в Том Китае, и в Этом, а ко мне относятся терпимо только в Этом. Обидно, блин, я же до сих пор не признаю юрисдикции КНР над Тибетом, а Тайвань считаю свободным государством, но мой паспорт с двухголовым орлом предполагает, что относиться ко мне следует как к закостенелому совку.
Через час я был в Чжухае. Поколесив некоторое время нашел уединенное место для палатки. Утром оказалось, что я расположился в ста метрах от торца ВПП аэропорта Чжухая. Взлетевший поутру надо мною Боинг 737 разбудил лучше всякого будильника.
После того, как вы поработали со своим подсознанием с помощью дневника в течение восьми дней, время от времени возобновляйте монолог с ним. В течение всего своего длительного голодания теперь заполняйте дневник один - два раза в десять дней или чаще, если почувствуете такую потребность. Алгоритм тот же. Если с бумагой дефицит, «пишите» палочкой на куске коры или листе лопуха. Главное не то что вы написали, а то, КАК вы писали, выписывали каждую букву слова и проговаривали записываемые слова. Ну а если после ваших записей не осталось видимых записей, так мы вели беседу с подсознанием, а оно нас поняло и так.
День 10-й
3 апреля 2006
После пробуждения искупался в море, посмотрел на различные методы прибрежного лова и с хорошо мне уже знакомого морского вокзала взял курс на Шэньчжэнь. Можно было конечно объехать посуху, но возвращаться опять в Гуанчжоу не хотелось.
深圳
Shenzhen, Шэньчжэнь
Первый иероглиф в слове обозначает глубокий, а вот что означает второй, в словарях не нашел. Пусть будет Глубокий Жень. ЮНЕСКО полагает, что это один из немногих в мире удобных для проживания городов. Я целиком согласен с мнением этой солидной организации. Город действительно современен, небоскребен, но вместе с тем значительно чище, приятней чем Гуанчжоу, Шанхай или Пекин.
Шэньчжэнь, кроме того, что является городом, одновременно формирует вокруг себя субпровинцию из нескольких районов-городов. Я высаживаюсь в Наньшани 南山区 (Nanshan Qu). Что означает Наньшань, понимает уже всякий - Южная гора или к Югу от Гор. Последний иероглиф 区 (qu) означает район, участок. Некоторые китайские города имеют такие иероглифы в названии, которые с одной стороны говорят об их подчиненном положении, а с другой, что это крупные населенные пункты. Самостоятельные города обозначают иероглифами 市 (shi), тот же Шэньчжэнь на карте обозначен именно так. Если на китайской карте шрифт которым обозначается город настолько же велик, как и города с иероглифами区 и市, но название состоит только из двух иероглифом, подразумевается что это город-центр района 县 (xian). Сплошь и рядом можно видеть что Ши (市) мелкий и грязный, а Цу (区) или Сянь (县), наоборот блистают великолепием. Хотя чаще все же наоборот.
В течение всего пути от Наншаня до собственно Шэньчжэня город не прекращался. Но тихий и почти пасторальный Наншань сильно отличается от своего великолепного субпровинциального центра. Больше всего в Шэньчжэне меня поразили геометрически выверенные проспекты и улицы (прямые углы кварталов редки в этой части Китая) и красивая забранная в камень набережная. Особо благоприятное впечатление произвели морские цапли во множестве обитающие в городской черте. Эти птицы совершенно спокойно взирали на меня, пока я проезжал по набережной на велосипеде, но стоило мне остановиться и поднести к глазам фотоаппарат, поднимались на крыло. И все же с помощью телеобъектива и тактики подкрадывания мне удалось сделать несколько замечательных снимков этих великолепных птиц.
Как и во всех китайских мегаполисах особенно гнетущее впечатление оставляют китайские нищие. На юге их особенно много.
Если в ходе моего путешествия от Бэйаня по большей части стояла душная и влажная погода с обложной облачностью, то Шэньчжэнь встретил меня во всем своем великолепии при ярком солнечном свете. Я мог наблюдать насколько щепетильны китаянки к своей внешности. Если бы мы, русские жили в тех краях, «желтыми» называли бы нас. Со мной проще, я немногим уже отличался от негра, китаянки же испытывают массу неудобств, дабы южное солнце не позолотило их нежной кожи. В руках девушек зонтики от солнца, их лица скрыты под огромными целлулоидными козырьками специальных кепи. На велосипедах и мопедах установлены все те же зонтики от солнца, на лицо водителя опущено прозрачное забрало легкого шлема или все того же кепи. Даже на руки одеваются длинные телесного цвета перчатки не говоря уже о том, что в сорокоградусную жару каждая красавица вынуждена носить колготки. Откровенно мне их жаль, но у них загар не в моде, а красота требует жертв.
Кстати я жару переношу очень легко, значительно легче чем тогда, когда питаюсь. Лишняя влага из моего организма ушла, поэтому потоотделение нельзя назвать интенсивным, так небольшая влажная пленка на коже. В это время никакие пищевые раздражители на человека уже не действуют. Даже если вы будете находиться в компании людей жадно поглощающих всякие вкусности, это не доставит вам больших неудобств. В принципе я всегда нахожусь в пределах прямой видимости от жующего человека и теперь наслаждаюсь полным спокойствием по этому поводу.
Шэньчжэнь проезжаю по прямой, нигде особенно не задерживаясь. После неудачной попытки посетить Макао и Гонконг мне надо нагнать свой график. Не знаю как, но при выезде из города я попал на автобан, по которому запрещено движение велосипедов. Обычно случайно этого сделать нельзя - автобан всегда начинается после пункта оплаты за дорогу, но здесь никаких препятствий нет. Все бы хорошо, на автобане даже более безопасно, чем на обычной дороге. Но передо мною возникает тоннель. В этом сооружении я благоразумно забираюсь на тротуар для персонала, отгороженный от проезжей части бордюром, но ощущения все равно неприятные. В замкнутом пространстве постоянно кажется, что на тебя наедут с минуты на минуту. Наконец сзади подъезжает полицейский пикап и меня спасают. Полицейские вывозят меня из тоннеля, выгружают моего коня из кузова и любезно указывают дорогу. Ни о каком штрафе или взыскании речи не идет - о чем можно говорить с лаоваем, он ведь и по-китайски ни бум-бум и дороги не знает.
В это время сгустились сумерки и я продолжаю свой путь с твердым намерением ехать всю ночь. Сразу за тоннелем начинается другой район Шэньчжэня - Янтиан, я бы не шибко хорошо с ним познакомился, если бы мое внимание с дороги не привлекло загадочное сооружение. На берегу моря стояло трехэтажное, выполненное в викторианском стиле освещенное здание. По его внешнему виду я подумал, что это один из многочисленных ночных клубов, но громадина, освещенная в синих тонах за этим строением, заставила взглянуть на нее поближе. Это оказался большой авианесущий корабль, который сразу напомнил мне очертания наших авианесущих крейсеров типа «Киев». Я знал, что китайцы приобрели один такой корабль, и даже поставили его на прикол, но мне почему-то казалось, что он стоит в Даляне. Сделав пару ночных снимков, я стал осматривать здание и площадь перед ним и на его фронтоне обнаружил надпись «Minsk World». Площадь была украшена скульптурой Орфея, перековывающего меча на орала и скульптурной композицией изображающих русских моряков.
Из всего этого я заключил, что мне представилась редкая возможность побродить по палубам бывшего флагмана Краснознаменного Тихоокеанского Флота СССР авианесущего крейсера «Минск». Хочешь не хочешь, а даже несмотря на то что в этот день я не проехал даже привычной сотни, пришлось тормозить в Янтиане.
После некоторых поисков я поселился в бане. Вообще рекомендовал бы в каждом городе останавливаться именно в таком учреждении. Считайте. Средняя стоимость гостиницы привычного нам уровня сервиса - 150-170 юаней. За те же деньги в бане вы получаете отдельный номер с массажисткой и возможность попарить свои косточки не под душем, а во вполне сносной по меркам Европы парной. Любители настоящей русской бани или финской сауны разочаруются - китайцы насчет пара слабоваты и как только вы раскочегарите парную до состояния «чуть-чуть тепло» по нашим меркам, все аборигены покинут кабину, а у ее входа встанет «часовой» банщик готовый вытащить тело если вам вдруг поплохеет. Наивные! Пока я парился число «часовых» увеличилось до четырех и все они шумно приветствовали меня когда я, наконец, понял что толку от такого «пара» пшик! Очень хороши бывают бассейны. Но больше всего путешествующим рекомендую массаж, в особенности велосипедистам. В солидных банях массажистки туго знают свое дело. По известным причинам те две могучих мышцы на которых нормальные люди сидят ровно и приключения, на которые искать не склонны, у меня весьма ощутимо побаливают. Моя массажистка лишь слегка прошлась по моей спине, по рукам, но когда начала массировать ноги и те самые мышцы, обратила на них максимум своего внимания и времени. Кайф - невообразимый. Что касается понятия «массаж» под которым его склонны понимать многие посетители «массажных» салонов в России, то здесь для этого есть специальные «салоны» или «бани» или отели. Мне ничего такого не хотелось и, смею вас уверить, вовсе не от голода.
День 11-й
4 апреля 2006
盐田区
Yantian, Янтиан
Название города переводится просто - Соляные промыслы, соляное поле. Надо полагать в старину населенный пункт располагавшийся здесь производил для императора немало золота, но вряд ли сам особенно от этого радовался. В Древнем Китае, как и во многих других странах, добыча и торговля солью находились в исключительном ведении государства. Теперь здесь зарабатывают деньги на другом. В Янтиане довольно крупный контейнерный порт, здесь весьма немаленькая ювелирная фабрика и вообще бездельников вроде меня мало. Вечером обратил внимание, что большинство работающих на производстве люди молодого возраста - именно молодежь выходила из проходных. Явно все хорошо образованы и явно, что неплохо зарабатывают, во всяком случае, торговцы из многочисленных лавок смотрят на них с завистью.
Самой крупной достопримечательностью Янтианя является музейный комплекс главным экспонатом которого является бывший флагман КТОФ СССР авианесущий крейсер «Минск».
…А из воды высится как мираж
Древний корабль, грозное чье-то судно…
Этот корабль был заложен на верфи в ныне украинском Николаеве 28 декабря 1972 года, через два дня после того как его систер-шип «Киев» покинул стапель. 30 сентября 1975 года корпус корабля был спущен на воду и освободил место на стапеле самому младшему из единокровных братьев «Новороссийску». 27 сентября 1978 года корабль был передан ВМФ СССР и на нем был поднят советский военно-морской флаг. После продолжительного похода из Черного моря на Тихий океан корабль вступил в состав Тихоокеанского Флота. Кстати говоря, никогда в свою бытность военным кораблем «Минск» ни в Шэньчжэнь, ни в Янтиан, ни, естественно, в Гонконг не заходил.
Полное водоизмещение корабля 43220 т. Длина 273,1 м, максимальная ширина по летной палубе 51,3 м, осадка - 11,5 м. Вооружение кораблей состояло из 16 самолетов Як-38 и 18 вертолетов Ка-25, 4х2 пусковых установок противокорабельных ракет «Базальт», 2х2 ПУ ЗРК «Шторм». Экипаж каждого из кораблей - 1300 человек. 4-х вальный турбозубчатый агрегат мощностью в 142 тысячи лошадиных сил придавал кораблю скорость в 30 узлов.
Корабли этого типа вывели советский ВМФ на второе место мире. Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков постепенно вводил в строй авианесущие корабли. Сначала два вертолетоносца типа «Москва», затем три крейсера типа «Киев» и улучшенный «Баку» (который теперь перестраивается как индийский «Викрамадитийя») а потом и настоящие авианосцы «Тбилиси» (ныне «Адмирал Кузнецов») и «Ульяновск» (атомного гиганта окончательно развалившаяся промышленность не потянула).
Все три корабля серии были списаны и исключены из состава флота в один день - 30 июня 1993 года. Оно и понятно - государю Борису и государевым холопам было не до флота, надо было государственную собственность попилить и в «государеву» обратить. А у кораблей как раз пришел срок капремонтов. В результате корабли, которым во флоте любой нормальной страны по всем параметрам до слома было бы минимум еще двадцать лет отмеряно, были проданы на разборку.
«Минск» тихо ржавеющий на ремонтном заводе был продан корейской фирме. Но то ли металл его был не лучшего качества, то ли еще по какой причине корейцы с четырехкратным наваром за 5 миллионов долларов продали его Китаю. Китайцы тоже не стали пилить его сразу. Вначале вполне еще современный корабль был тщательно изучен китайскими корабелами, а затем подлатан и отправлен на «вечную стоянку» в Янтиан. Корабли такого размера под силу в качестве музеев содержать только США и Китаю, но американцы сохраняют свою историю, а китайцы - нашу. Впрочем, если посчитать, можно заметить, что содержание плавучего склада металлолома вполне окупается.
Я купил билет за 110 юаней, прямо скажем, не «пятачок»! На билете значится его номер 277804. Простым перемножением получаем 30 558 440 юаней или 3 917 748 US$ (по курсу 1US$ = 7,8 RMB). Не много, корабль купили на миллион дороже, но ведь металл по-прежнему на месте, а кроме билетов есть еще многочисленные магазинчики. Опять же опыт для собственных конструкторов ну и воспитание подрастающего поколения в духе любви к своей китайской родине дорогого стоит. Но и это еще не все. Насколько мне известно, раньше стоимость билета была в два раза меньше, а в конце 2005 года сообщалось, что «Минск» посетило 5 миллионов человек.
А если серьезно, то нигде и никогда я не видел настолько грандиозного и человечного памятника русскому и советскому моряку. На площади у пирса кроме трехэтажного здания расположена скульптурная композиция с фонтанами. Доминирует Орфей перековывающий меча («Минска») на орала (пусть будет кастрюля для продажи в Россию), а по обоим от него сторонам в фонтанах отдыхают советские моряки и морячки. Мне нравится памятник морякам «Варяга» в Санкт-Петербурге, мне нравится памятник морякам торгового флота во Владивостоке. Это великие памятники. Но здесь, на берегу Южно-Китайского моря русские матросы неофициальны - они мирно отдыхают.
Неизвестный китайский скульптор утер нос многим нашим. Ведь у нас памятники положено ставить по трагическим поводам: «Варяг» утопили - памятник, К-129 чуть не взорвалась, скромненький памятник на родине и монументальный в Голливуде, «Курск» утонул, памятник на родине готов, в Голливуде ждать себя не заставит.
После приобретения билетов мы попадаем на открытую площадку, демонстрирующую как много образцов современного оружия КНР получила от СССР - пушки, танки, самолеты. Помощь Старшего брата тогда позволила сделать из Китая более или менее современную державу, только запала хватило ненадолго.
Наконец, мы попадаем и на сам «Минск». Вокруг часовые и экскурсоводы в форме, стилизованной под советскую. На корме судна болтается флаг аттракциона, очень отдаленно напоминающий военно-морской флаг СССР. В детстве я мечтал посмотреть на такой корабль изнутри. Теперь детская мечта сбывается. Даже после демонтажа многого оборудования корабль все-таки производит впечатление вполне работоспособного. При желании можно даже затолкать бычок в 76-мм универсальное орудие.
На полетной палубе время от времени шоу-группа показывает как, по их мнению, танцует ансамбль песни и пляски имени Александрова и как ходит советская рота почетного караула. Последнего я, сержант запаса, вынести не смог и сразу после окончания представления подошел к «русским» солдатам. «Цыга, Элосы буяо!» с этими словами я стал показывать группе, как у нас тянут носок и каким образом в это время двигаются руки. Мой богатый опыт заинтересовал и в течение следующего часа двадцать китайцев учились приемам отдания воинской чести с оружием и без, перестроением из колонны по одному в колону по два и далее по четыре. За час я подготовил шесть линейных и двух командиров взводов. Всего через несколько минут мои ученики могли командовать по-русски почти без акцента, а взвод знал команды «Левое плечо вперед. Марш!», «На одного линейного дистанция!», «Счет! И-и-и, раз!» и так далее. Китайцы не были бы китайцами, если бы не устроили шоу и из этого. По корабельной трансляции было объявлено, что на полетной палубе советский сержант гоняет шоу-группу. Тут же набежала толпа любопытных, которые расщелкали нас на свои камеры, фотоаппараты и мобильники.
Однозначно мой китайский взвод оказался значительно способней того, что был у меня на службе. Мне бы месяц, и мои орлы поспорили бы с президентским полком на тему «кто лучше Пост №1 поменяет».
Голод. После этого директор аттракциона само собой пригласил меня откушать. Я естественно отказался. С огромным трудом мне это удалось, но отказаться от чая не получилось. С этого дня я уже не отказывался от чашечки хорошего зеленого чая, естественно без сахара. Но с точки зрения «настоящего» голодовщика отныне я не голодал, а просто ничего не ел.
Большинство из вас перешагнули первый кризис ацидоза на седьмой-девятый дни. Я ощутил значительное улучшение самочувствия на одиннадцатый. Помните, я говорил, что Платон и Пифагор голодали по сорок дней для просветления ума, и я пришел к выводу, что эти древние гении знали что делали? Так вот именно после кризиса ацидоза наступает какое-то просветление в мозгах. Вы начинаете легко понимать и объяснять те или иные поступки людей, просто смотря на мир их глазами. Вы учитесь объяснять даже поступки людей бесконечно далеких от каких-либо норм порядочности. Если раньше вы с удовольствием пристрелили бы мерзавца, то после более или менее длительного голода, когда вы становитесь спокойным как слон, а это и происходит после кризиса ацидоза, вы легко перепоручаете Господу право покарать негодяя. Мне кажется, что именно по этим причинам все религии мира используют систему постов. Только во время голода вы имеете возможность взглянуть на себя со стороны, а мы смотрим на себя со стороны с первого дня как начали писать дневник.
Сразу после беглого осмотра «Минска» двигаюсь дальше. До ночи мне удается преодолеть чуть более сотни километров, и найти удобное место для палатки.
День 12-й
5 апреля 2006
惠阳区
Huiyang, Хуйянь
Я понимаю, что в русском языке название этого городка неблагозвучно, но что поделать, иероглифов с подобным звучанием в китайском словаре множество. Иероглиф же 惠 (hui) обозначает благодеяние, милость. Следовательно, название города можно перевести как Солнечная Милость. Как видно это не вполне самостоятельный город, так вот Хуйянь относится к префектуре Хуйчжоу 惠州 (Округ Благодеяний). Город как город, округ как округ - ничего особенного.
Есть вещь, которая меня постоянно занимает - почему китайцы так любят стеклить окна в своих домах и организациях синими стеклами. Так как впоследствии я об этом узнал, сообщаю. Китайцы - жутко общительны и дом им нужен только для того чтобы поспать, одеться и выйти на улицу. Одеться можно и за синими стеклами, зато они экономят ресурс кондиционера.
Ближе к вечеру проезжаю новый город с интересным названием.
惠东
Huidong, Хуйдун (Благодеяние Востока)
Здесь и вообще в провинции Гуандун меня занимает еще один момент. Основными продавцами нефтепродуктов в Китае являются компании Petro China и Sinopec. Но здесь нередко можно видеть заправки Petro China-BP и CalTex. С первым понятно у нас Тюменская нефтяная компания и British Petroleum тоже работают вместе, но почему газ потребителям в Китае зачастую доставляют потребителям те же BP и CalTex?! Мне доподлинно известно, что ни Британия ни США не поставляют в Китай природный газ. А мы поставляем, но наше «национальное достояние», Газпром, заправок в Китае не имеет, как не имеет парка велосипедов развозящих по домам по четыре газовых баллона. Может быть, поэтому китайцы нас так любят? Может быть нас любят потому, что мы, поставляя энергоносители, позволяем зарабатывать на этом другим?
Место для палатки нахожу уже в темноте.
Голод. Я надеюсь, вы не забываете время от времени делать себе промывание желудочно-кишечного тракта. Я делаю всякий раз как организм мне это подсказывает.
День 13-й
6 апреля 2006
海丰
Haifeng, Хайфэнь
Перевод прост - Морской Ветер. То ли от морского ветра, то ли просто климат такой, а мне с погодой везет. С утра моросит дождь. Не самая приятная для велосипедиста погодка. Но я еду, нагоняю график. Вокруг по-прежнему дивные рисовые пейзажи и многочисленные каналы. Наблюдаю как один крестьянин мучается на пропашке риса со своим мотоплугом и насколько легко пашет его сосед при помощи буйвола. А может быть они пашут с этими животными, потому что так удобней?
陆丰
Lufeng, Луфэнь
Странно, расстояние между городами меньше сотни километров, но один назван в честь Морского Ветра, а второй - Материкового. Опять ощущение дежа-вю чем два города отличаются друг от друга понять сложно. Разве что Хайфэнь специализируется на пошиве трикотажных костюмов, а весь Луфэнь укрыт баннерами с изображением красоток в пуловерах, надо думать, что весь город занимается их пошивом.
Больше всего в этих краях мне нравится пересеченный рельеф с живописными горами и долинами, интересной архитектурой деревенских домов. Еще одна местная достопримечательность - обилие небольших деревенских кумирен. Их здесь больше чем где бы то ни было раньше на моем пути. Возможно из-за того, что в горах располагаются многочисленные семейные усыпальницы.
День 14-й
7 апреля 2006
Лучшая ночь из всех, что я провел до этого. Обычно есть некоторые сложности во время поиска места для ночлега, а найти совершенно ровную площадку практически невозможно. Но вчера на моем пути попался лавро-вишневый сад. Под вековыми деревьями спать было чудесно и запах приятный.
Весь день наслаждаюсь поездкой по холмистой местности. Вокруг приятные виды, приятные люди, выращивающие неизменныq рис. Совершенно роскошно выглядят многие деревеньки. Странно, как китайские крестьяне вполне сносно живут за счет обработки всего 6-7 соток земли на семью. Впрочем климат мягок и здесь собирают два-три урожая в год. Удивительно другое - насколько быстро коммунистические химеры доводят нормально функционирующее сельское хозяйство до полного коллапса. Во времена «Большого скачка» и «Культурной революции» люди здесь гибли тысячами, что естественно - если вместо вспашки уничтожать комаров и воробьев, а вместо уборки надевши повязку хунвейбина заставлять старосту подвергать себя самокритике, жрать будет нечего.
普宁
Puning, Пунин
Название города переводится просто обалденно - Всеобщее Спокойствие.
Я уже привык к специализации небольших китайских городов. Но Пунин в этом смысле просто с ног сшибает. Здесь на каждом шагу можно встретить фабрики по пошиву женского белья. Какого только нет! Атласное и кружевное, белое и розовое, откровенное и целомудренное. Какие только красотки не рекламируют его, призывая приобрести именно сейчас и именно у этого производителя. В общем городок занимательный.
К вечеру приезжаю в
潮南区
Chaonan, Чаонань. Пригород Шантоу, расположенный на другом берегу обширной бухты. Въезд на имеющийся мост для велосипеда запрещен. В принципе можно наплевать и проехать, но движение очень сильное, решаю не рисковать и заночевать здесь. Городок довольно интересный - создается ощущение, что многие дома и улицы остались здесь нетронутыми со времен британских сеттльментов и японской оккупации. Улицы напоминают старую часть Шанхая. Портят ощущение только новостройки.
Впервые для ночлега целенаправленно использовал Интернет-кафе. Китайский Интернет - это совершенно особенная песня! Практически в любом городе, городке и даже более или менее крупной деревеньке есть такое заведение. По-китайски это выглядит так:
网吧
А как произносится, я до сих пор не понимаю. На пиннине пишется Wangba, но говорят Вампа, Ванпа и т.д. лучше всего запомнить эти иероглифы раз и навсегда. Первый иероглиф означает сеть, а второй - трахнуть (!!!). Стоимость посещения такого кафе - 2 юаня днем и 1,5 ночью, обычно просят 10 юаней, а потом либо спрашивают доплату, либо дают сдачи. В крутой гостинице за час могут спросить и 100 юаней, но недалеко от любой супернавороченной гостиницы будет такое кафе. За эти деньги вы можете сидеть в удобном кресле и юзать по сети сколько душе угодно. Скорость соединения высокая, можно кино смотреть on-line, радио слушать и вообще, если сайт на который вы забрели китайской полиции не известен как порнографический или террористический, проблем не возникает. В некоторых кафе за сумму в два раза большую вы можете сидеть не в общем зале, где шумно и накурено, а в отдельной кабине. Спать сидя, конечно извращение, но после 100-150 км в седле любое более мягкое ложе для пятой точки воспринимается как чудо. В дальнейшем я не раз заночевывал таким же образом и всегда отлично высыпался.
Голод. Физически не проявлялся вообще никак, но в Интернет-кафе рядом со мною уселись юноши, которые добрых полчаса жрали лапшу, шашлычки и прочее. Психологически вынести это было проблематично. Пришлось забавлять себя горячим чаем до тех пор, пока сон не сморил, благо дело сморил он меня быстро.
путь голода 饿道™,
0 hungry book