База ВВС США Мальмстрем
Ракета Minuteman II в шахтной установке. Плановое техобслуживание
База ВВС США Мальмстрем в настоящее время является одной из трех оставшихся со времен Холодной войны американских военно-воздушных баз, использующих межконтинентальные баллистические ракеты Minuteman III сил ядерного сдерживания США. 341-е крыло космических сил ВВС США со штабом на авиабазе Мальмстрем (47°30'17"N; 111°11'14"W, высота над уровнем моря 1058 метров), ответственно за обслуживание и запуск МБР с шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, до недавнего времени нацеленных на территорию СССР и способных уничтожить всю планету.
В недалеком прошлом расположение пусковых центров и шахтных ракетных установок схематически выглядело так, как на приведенной схеме. Но в 2008 году пять пусковых центров 564-го ракетного эскадрона (564th Missile Squadron P-00; Q-00; R-00; S-00 и T-00) с пятьюдесятью пусковыми шахтами, сняты с боевого дежурства В настоящее время под контролем базы находятся 15 пусковых центров и 150 ракетных шахт с ракетами Минитмен III. Какое количество боеголовок находятся на каждой ракете не разглашается, но известно что их не более трех.
341-е крыло непосредственно подчиняется 20-ой Воздушной армии со штабом на авиабазе Уоррен в соседнем штате Вайоминг. На базе Уоррен дислоцировано 90-е крыло космических сил, обеспечивающее 15 пусковых центров и 150 ракет в шахтах, компактно расположенных в штатах Вайоминг, Колорадо и Небраска. Все те же также 15 пусковых центров и 150 ракет в шахтах находятся в соседнем с Монтаной штате Северная Дакота на авиабазе Минот. Все эти силы являются частью глобальной команды "Удар" американских сил ядерного сдерживания со штаб-квартирой на авиабазе Барксдейл, штат Луизиана. Стоить отметить децентрализацию военного командования в данном случае - штаб командования космическими силами находится не в Пентагоне. Впрочем, как военные командования, так и министерства и департаменты США весьма и весьма децентрализованы, что исключает гипертрофированный рост американской столицы.
Но вернемся к самой авиабазе Мальмстрем. Необходимость ее строительства стала очевидной в 1939 году с началом Второй Мировой Войны в Европе. В мае 1942 года началось ее строительство в время тотальной шпиономании она была известна как база на Востоке, а в официальных документах фигурировала как авиабаза Грейт Фоллс. На ней, вдали от любопытных глаз, обучались пилоты бомбардировщиков Боинг В-17, которые в дальнейшем бомбили гитлеровскую Германию с баз в Англии. В октябре 1943 года база была передана авиационному транспортному командованию ВВС США. После существенного расширения база стала основой советской обороноспособности. В Грейт Фоллс по железной дороге с различных заводов поставлялись самолеты, передаваемые США Советскому Союзу по Ленд-Лизу, а именно называемый "русским" истребитель Белл Р-39 "Аэрокобра", на котором летал Александр Покрышкин и пилоты его дивизии, тренспортный самолет Сикорский С-47 "Скайтрейн" составлявший, наряду со своей советской копией Ли-2 основу военно-транспортной и гражданской авиации СССР. Бомбардировщики Норт-Американ В-25 "Митчелл" - основной самолет Дальней бомбардировочной авиации резерва ставки ВГК и Дуглас В-20 "Хэвок" - основной самолет морских авиаполков, также поступавший на вооружение нашей дальнебомбардировочной авиации. На авиабазе самолеты собирались и перегонялись заводскими, в том числе и женскими экипажами в Фэрнбанкс, Аляска, там принимались советскими пилотами и продолжали свой путь по трассе АЛСИБ - Аляска-Сибирь.
Интересно, что американские историки полагают что этим же путем в СССР в запломбированных дипломатических контейнерах утекали американские ядерные секреты и другие технологии, а в обратном направлении под видом советского технического персонала в США попали десятки шпионов или, если угодно, разведчиков. Всего за 21 месяц работы воздушного моста по нему в Советский Союз было направлено около 8000 самолетов.
И после Второй Мировой Войны авиабаза Грейт Фоллс была тесно связана с Советским Союзом из-за разгоревшихся боевых действий на фронтах Холодной войны. 25 июля 1948 года военно-воздушные силы США после закрытия оккупационными властями СССР сухопутной границы с Западным Берлином начали грандиозную гуманитарную операцию Берлинский воздушный мост по снабжению двухмиллионного города всем необходимым, включая уголь для электростанций и отопления по воздуху. Каждые 20 секунд в аэропорту Темпельхоф в Берлине приземлялся военно-транспортный самолет. Для тренировки экипажей, многие из которых были переведены в транспортную авиацию из боевых частей, а также наземных команд, авиабаза Грейт Фоллс была призвана изображать Темпельхоф с его полосами, рулежными дорожками, стоянками и площадками для разгрузки. Интенсивность взлетов-посадок транспортных самолетов в это время в отдельные часы достигала такой же в Темпельхофе, а наземные команды тренировались в скоростной разгрузке самолетов и отправлению их в обратный путь.
В дальнейшем на авиабазе базировались соединения истребителей-перехватчиков ПВО и некоторое время - дальние истребители сопровождения, обеспечивающие безопасность самых больших в истории 10-моторных стратегических бомбардировщиков Конвэр В-36 Миротворец. В это же время авиабаза получила свое настоящее имя в честь погибшего 21 августа 1954 года в авиакатастрофе командира базы полковника Эйнара Мальмстрема Последние истребители покинули базу в 1972 году. В 1961 году база была выбрана как командный пункт ракетных войск, с оснащением ракетами Минитмэн I, модификации которых постепенно заменяли устаревшие. Состоящие на вооружении ракеты Минитмэн III останутся на боевом дежурстве по меньшей мере до 2030 года.
На протяжении значительного времени существования авиабазы на ней базировались подразделения топливозаправщиков выполняющих также транспортные задачи. Последний самолет Боинг КС-135 покинул авиабазу в 1997 году, после чего в целях экономии полоса была закрыта, а аэронавигационные средства отключены. В настоящее время ВПП авиабазы использует только авиационная вертолетная эскадрилья, обеспечивающая работу пусковых центров и ракетных шахт, а также их охрану.
Ракета Минотавр IV - конверсионный вариант межконтинентальной ракеты МХ или Миротворец, которые не стояли на боевом дежурстве в Монтане, хотя ими и должны были заменяться ракеты Минитмэн. Всего было произведено пять пусков этих ракет, начиная с 22 апреля 2010 года. Три ракеты были запущены с авиабазы Ванденберг в Калифорнии, и две - с самой северной космической площадки США - стартового комплекса на острове Кадьяк, Аляска
Ракеты Минотавр I - конверсионный вариант межконтинентальной ракеты Минитмэн II, которые могут быть запущены из шахтных пусковых установок с территории Монтаны. К настоящему времени произведено 10 пусков таких ракет начиная с 27 января 2000 года шесть из них также были запущены с авиабазы Ванденберг в Калифорнии, четыре других с нового Среднеатлантического регионального космопорта в штате Вирджиния. При этом все четыре запуска были первыми и пока единственными космическими запусками с этой площадки. Первый Минотавр оттуда был запущен 16 декабря 2006 года.
Ракеты Минотавр II также сделанные на базе МБР Минитмэн II как и все конверсионные ракеты в мире не стали массовыми - с 28 мая 2000 года по 24 сентября 2008 года было запущено всего восемь таких ракет все запуски были суборбитальными, то есть на орбиту спутники не выводились. Все они были произведены с авиабазы Ванденберг.
Как видим, штат Монтана, подобно Амурской области имеет большой потенциал и для развития космонавтики, основанной на конверсионных баллистических ракетах, снимаемых с боевого дежурства. Это тем более верно, что твердотопливная ракета Минитмэн имеет конверсионные варианты серии Минотавр. Но ввиду того, что географическое положение США значительно более выгодно, нежели чем у России, никому и никогда в голову не приходило осуществлять космические запуски из шахтных установок в Монтане.
Конверсионная ракета-носитель Minotaur I на пусковой позиции
Среднеатлантического регионального космопорта
Пульт управления 10-ю пусковыми установками. Оборудование используется старое, 60-х годов. Считают, что оно более защищено от ошибок, чем современные компьютеры
Старт ракеты МХ из шахты. В Монтане такие ракеты не стояли, а теперь, несмотря на то что более современны, чем Минитмены, сняты с боевого дежурства. Но и они не выводили спутники из шахт...
А это - конверсионный вариант ракеты МХ "Minotaur IV" стартует в суборбитальный полет с авиабазы Ванденберг в Калифорнии