Раз уж обратились мы и к
Китаю, и к
России, стоит посмотреть, чего у нас еще есть. А есть у нас еще Украина. При развале Союза Украина получила и развитую железнодорожную сеть, и выстроенную систему ремонтных заводов и депо, но главное - Луганский тепловозостроительный, Днепропетровский электровозостроительный и Харьковский вагоностроительный заводы. Кроме России подобной базы не было ни у кого. Радует, что в самые непростые времена, в начале 90-х, на Днепропетровском электровозостроительном заводе, который никогда до этого не выпускал магистральных электровозов приступили к проектированию и постройке первого украинского электровоза ДЕ1.
Первый украинский электровоз ДЕ1 постоянного тока и производившийся с 1953 года ВЛ8, которого он и должен заменить.
Необходимость в создании нового электровоза постоянного тока для Украины была и остается приоритетной задачей. В отличие от России, до развала Союза Украина не успела заменить устаревшие ВЛ8 на более современные ВЛ10, 11, 15. Да и последние стремительно устаревали. Совершенно новый электровоз родился как нельзя кстати, но… к настоящему времени их построено всего 39 штук и не факт, что будут построены еще - Россия явила конкурента. С Новочерскасского электровозостроительного завода поставлен первый локомотив 2ЕЛ4 - вариант российского 2ЭЛ4 «Дончак» для Украины с видоизмененной кабиной. Как ожидается, в самом ближайшем будущем локомотивы этого типа будут строиться на Луганском тепловозостроительном заводе. Надо полагать, на базе этого грузового электровоза спроектируют и пассажирский вариант. А пока по дорогам Украины бегают надежные, но безнадежно устаревшие ВЛ8. Будь СНГ не мертворожденным монстром, ДЕ1 вполне мог бы стать основным грузовым электровозом на российских дорогах.
Днепропетровский электровозостроительный завод вновь удивил, когда стал производить разработанный совместно с компанией Siemens электровоз ДС3. Немцы поставляли силовую электронику, а Днепропетровск делал все остальное. Однако мертворожденность СНГ и здесь сыграла злую шутку с украинским производителем. Всего было сделано 18 электровозов и все они работают в локомотивном депо Киев-Пассажирский. Машина абсолютно новая и не будь производство продолжено после этой установочной партии, электровоз вполне бы мог потягаться с ЭП1 на российском рынке. Пока же проблем с электровозом достаточно. Машинисты его недолюбливают - для того чтобы его «запустить» необходимо в два-три раза больше времени, чем старичкам ЧС4. К тому же «что чеху хорошо, то немцу - смерть» - электровоз чувствителен к перепадам напряжения. Ну а где на просторах бывшего СССР перепады напряжения не случаются по нескольку раз на дню?! И тем не менее, даже не смотря на фактическое прекращение производства обоих типов локомотивов достижения днепропетровцев поражают, повторимся. До этого завод магистральных электровозов не производил.
Еще одним удивительным в постсоветских условиях фактом стало рождение и начало производства совершенно нового магистрального пассажирского тепловоза ТЕП150 на Луганском заводе. И это притом, что все последние годы завод приносит многомиллионные убытки. Изготовленные четыре машины пока работают только в Украине, но, кто знает, не будут ли они производится и для России, тем более, ходят упорные слухи, что Луганский завод уже принадлежит российским предпринимателям. Может быть это плохо, может быть хорошо, но факт остается фактом - будь завод российским или украинским, львиная доля средств, полученных с него будет оседать в совершенно посторонних странах. Интересно, прежде всего, то, что современный внешне и изнутри тепловоз был разработан без иностранного участия.
Этот же завод производит электропоезда ЕПЛ2Т постоянного тока и ЕПЛ9Т переменного. Опять же раньше он замечен в этом не был, но стремительное старение парка заставило работать. И все же нельзя сказать, что эти электрички, как и производимые в России, являются чем-то новым, из ряда вон выходящим.
Луганский завод начал совместно с НЭВЗом серийное производство грузового электровоза 2ЕЛ5 - украинского аналога российского «Ермака».
Украина много внимания уделяет модернизации локомотивного парка. Электровозы ЧС4, что есть у нее во множестве, постепенно модернизируются на Запорожском электровозоремонтном заводе. После такого ремонта «аквариум» не узнать: полностью меняется кузов. Старый пластиковый снимается, и устанавливается новый металлический. Кабина, кроме того, что становится не отличимой от более поздних электровозов ЧС7 и ЧС8, получает новое оборудование. Благодаря такой модернизации старые электровозы, которые в Союзе, быть может, уже пошли на слом, продолжают исправно служить. Ну а машинистам ЧС4 нравился всегда. Надо сказать, что это вполне европейский подход - во многих европейских странах электровозы служат и по 50 лет.
Так же как и Россия, Украина пошла на вынужденную меру - стала разделять двухсекционные ВЛ85 на отдельные секции и устраивать в них вторую кабину. О том, насколько хорош ВЛ40у (ВЛ80т : 2 = ВЛ40Украинский) говорят шутки машинистов: Скоро появится ВЛ20! А что это за зверь такой? ВЛ40, надвое разрезанный с двумя осями! Не любят машинисты эти свои приобретения, говорят сколько его не ремонтируй, а если он не едет, то не едет!
Все остальное в Украине такое же как и в России: исчезающее мало путей, отвечающих требованиям нового века, те же отвратные пассажирские вагоны, то же падение уровня грузоперевозок.
Нет, сами украинские локомотивы нельзя назвать плохими. Плохо то, что они не смогли конкурировать даже с российскими. Плохо то, что правительство Украины поддерживает национального производителя только на словах, никакого здорового протекционизма не видно. Хоть в этом поучились бы у России Путина!
Российский электровоз 2ЕЛ4 постоянного тока. Будет производится в Луганске
Второй украинский электровоз - пассажирский ДС-3 - должен бы заменить ЧС4, но пока ЧС4 часто подменяют «преемника»
Новейший тепловоз ТЕП150 Луганского завода.
Электропоезд ЕПЛ2Т постоянного тока
Электропоезд ЕПЛ9Т переменного тока
Электровоз 2ЕЛ5 переменного тока аналог российского «Ермака»
Чехословацкие электровозы ЧС4. выпускавшиеся с 1965 года еще долго будут бегать в Украине
Такой же ЧС4, модернизированный на Запорожском ремонтном заводе
ВЛ40у - внешний вид вполне презентабелен, но начинка старая, на ладан дышащяя
Ну и так как мой ноутбук приказал долго жить, а нового я пока не купил, и соответвенно, добраться до собственной базы не в состоянии, часть фоткоф честно украдена с сайта
http://www.parovoz.com/Можете, кстати попробовать догадаться. Какие две страны у нас будут в следующий раз
статья