山西太原
Shanxi, Taiyuan, Шаньси, Тайюань
Окраины города лучше всяких путеводителей говорят о том, как выглядел город еще недавно. Грязный, неумытый, бедный. Но теперь столица угольного края выглядит весьма и весьма презентабельно. В 2003 году здесь отмечали 2500-летие Тайюаня, надо полагать именно тогда город и принял свой теперешний вид. Для трехмиллионной шахтерской столицы это очень здорово. С приморскими Далянем, Циндао или Вэйхаем не сравнить, но по сравнению с такого же размера городами внутренних районов страны очень даже ничего!
В смысле истории Тайюаню не везло он был основан в 497 г. до н.э. как Цзиньян (晉陽/晋阳), но в 976 году имеператор Тайцзун династии Сунн повелел сжечь и затопить его. Как ему удалось второе мне не ведомо, но вроде бы как приказ императора был исполнен в точности. В 982 году был заложен новый город, к северу вверх по реке и именно он стал Тайюанем, так что в реальности Тайюань почти на полторы тысячи лет младше, чем себя считает.
Ихэтуани засветились и здесь, а как без этого? 9 июля 1900 года на площади перед губернаторским дворцом и в присутствии самого губернатора ихэтуани зарубили 45 англичан, в основном миссионеров, включая женщин и детей.
Особенно по Тайюаню я не шарился, но определенно могу сказать, что центр города находится вблизи вокзала. Вблизи вокзала же находится и главный туристический символ города - симметричные пагоды Юнцзо. Их высота практически идентична - 54,76 и 54, 78 метров. Учитывая, что сделаны онb были в 1599-1602 (Weng Feng Tower) и в 1608-1612 (She Li Tower) годах, при императоре Ванли династии Мин, такая точность строительства удивляет. Раньше пагоды входили в храмовый комплекс, теперь монастырь и очень симпатичный восстанавливается, но монахов в нем пока нет. Впрочем, это явно ненадолго.
Вообще-то в Тайюане есть еще на что посмотреть, но у меня особенного желания не возникло - меня манит Утайшань.
Мой путь на север лежит вдоль железной дороги, а по железке составы с углем тягают замечательные локомотивы типа 8G. Те, кто хотя бы немного интересуются транспортом, наверняка заметили, что внешне эти электровозы поразительно похожи на наши ВЛ-85, только у тех колесная формула 2(2о-2о-2о), а этих на одну тележку меньше. И это не удивительно - в 1991 году Новочеркасский электровозостроительный завод сделал по заказу китайских железных дорог 100 локомотивов этого типа. Китайцы их тщательно изучили во время эксплуатации и решили, что приобретать лицензию на морально устаревшие локомотивы не стоит. Впрочем, китайские машинисты говорят, что локомотивы 8G их вполне устраивают, но SS-4 все-таки лучше.