«Продюсер духовных проектов»: кто стоит за осквернением Музея артиллерии?

Apr 10, 2015 17:46




Шабаш на день памяти усопших, порнография рядом с трофейным оружием, выставка, прославляющая национальных героев Японии в год 70-летия Победы в музее, напрямую подчинённом Министерству обороны, - не много ли совпадений?


В Петербурге разгорается очередной скандал, связанный с осквернением памяти русских воинов. Вслед за генконсулом Испании, который, едва приехав в наш город, уже успел послать на могилы фашистских убийц из Голубой дивизии венок из крупных красных и жёлтых роз (о чём он не постеснялся рапортовать на весь мир в соцсетях), плюнуть в лицо павшим за Россию воинам поспешили и наши соотечественники.

На выставке «Самураи. 47 ронинов», которая проходит сейчас в Музее артиллерии, несмотря на протесты общественности, вот уже несколько месяцев работает зал «18+»: в зале демонстрируется широко распространённая в Японии в XVIII-XIX веках порнографическая гравюра под названием «сюнга». Таким образом, русские военные реликвии (знамёна, трофейное оружие, посмертные маски наших полководцев) оказываются по соседству с картинками, изображающими разного роды сцены совокупления: с проститутками обеих полов, осьминогами и т.д. Но и этого мало: на выставке уже прошли выступления гейш и «демонстрация искусства японского бондажа».

А на 31 мая в Музее запланировано нечто инфернальное. «Выставка превратится в территорию призраков, где каждый гость станет непосредственным участником великолепного фестиваля, - вот так ненавязчиво посетителям предлагается не просто увидеть, но и принять участие в шаманском ритуале вызывания духов. - Вас ждет танец демона Ханья - женщины, которая превратилась в монстра из-за ревности к своему любимому мужчине. Самураи использовали маску Ханья в качестве оберега, они верили, что даже демоны могут защитить их в битвах». На 31 мая в 2015 году выпадает праздник Святой Троицы - в этот день многие люди, как верующие, так и светские, вспоминают об усопших, ездят на кладбище, чтобы привести в порядок могилы своих родственников. А в Православной Церкви в этот день происходят усиленные поминовения "прежде усопших отец и братий наших и прочих сродников по плоти".

Шабаш на день памяти усопших, порнография рядом с трофейным оружием, выставка, прославляющая национальных героев Японии в год 70-летия Победы в Музее, напрямую подчинённом Министерству обороны (вообще-то, в XX веке мы трижды воевали против Японии: в 1905, 1939 и 1945 годах, а Япония была ближайшей союзницей фашистской Германии) - не много ли совпадений?



На первой взгляд кажется, что «Самураи» - это успешный коммерческий проект, и ничего больше, что-то вроде собрания диковинок, музея восковых фигур или выставки советских игровых автоматов... Действительно, выставка подаётся скорее как - в целом о Японии, загадочной стране восходящего солнца. Рассчитана она на массового зрителя: её рекламируют в метро и на стендах для театральных афиш. Билет не самый дешёвый, но для посетителей с детьми - большая скидка. К тому же организованы регулярные экскурсии и детская программа. Одним словом, частная инициатива на благо общества, ну и не без прибыли (чай, не в советское время живём).



Вот только вчитываясь в тексты, которые публикуются на сайте выставки, начинаешь задаваться вопросами.   «Автор, идеолог, главный вдохновитель и генеральный продюсер проекта - Георгий Аистов, директор Московского дома художника, председатель оргкомитета международного фестивального движения ETHNOLIFE - известен своими неординарными, уникальными проектами, - сообщает нам интернет-ресурс выставки. - В сентябре 2008 года проект был впервые представлен широкой аудитории - в рамках фестиваля японской культуры «Пути совершенства» в Третьяковской галерее (Москва) прошел предварительный показ выставки».

Не плохо, правда? Первый показ - и не какая-нибудь крохотная выставочная площадка на окраине Москвы, а на тебе сразу - Третьяковская галерея, то есть один из главных художественных музеев страны. Часто ли в Третьяковке демонстрируют коммерческие выставки? Может ли какой-нибудь подающий надежды молодой художник с улицы рассчитывать, скажем, на персональную выставку в Третьяковке?

После Третьяковки «Самураи» начинают триумфальное шествие по стране: несколько месяцев выставка работает в Музее искусства народов Востока в Москве, а затем в художественных музеях Екатеринбурга, Краснодара, Омска, Сочи, Томска. И всюду выставки проходят на государственных площадках. Приветственные письма в адрес выставки приходят из комитета по культуре Государственной Думы, из министерства культуры РФ, а в Томске выставку «раскручивает» местное отделение организации «Молодая гвардия». Широко освещается выставка и в федеральных СМИ: статьи появляются в «Российской газете», «Комсомольской правде», репортажи о ней выходят на «1 канале».

Иными словами, коммерческая выставка получает поддержку на государственном уровне. Ну, если не прямую поддержку, то снисходительное благоволение. Чьи же организаторские таланты оценены на столь высоком уровне? Кто он, «организатор и вдохновитель» самурайских побед на выставочном фронте?


Георгий Викторович Аистов выступает под разными амплуа, в зависимости от того, с кем он разговаривает: философ, бизнесмен, меценат, режиссёр, путешественник, а также «продюсер культурных и духовных проектов». О каких духовных проектах идёт речь?

«В 1989 году семья Аистовых эмигрировала в США, - говорит биография нашего «героя». - Сам Георгий ожидал от Америки не только новых материальных возможностей, но и духовных открытий. Однако образ жизни большинства жителей Нью-Йорка разочаровал его, и он начал искать общения с теми, кто интересуется духовностью. Первые шаги в проповеди: духовный поиск привел Георгия к концепции Сознания Кришны. Сначала он соприкоснулся с проповедниками ИСККОН. Через некоторое время он открыл для себя идеи Сознания Кришны в изложении Шридхара Госвами. Со своим духовным учителем Шрилой Говиндой Махараджем познакомился в США. Получил от него посвящение и духовное имя Джаганнатха Валлабха дас. В 1996 году по поручению своего духовного учителя вернулся в Россию с целью проповеди. Собрал группу единомышленников, которая взяла на себя миссию распространить в Росии и странах СНГ учение Шридхара Госвами. Издавал вайшнавскую газету, организовал перевод и публикацию литературы Шри Чайтанья Сарасват Матха». В настоящий момент он является руководителем российского отделения Миссии - Шри Чайтанья Сарасват Матх и отделений в странах СНГ.

Организация «Шри Чайтанья Сарасват Матх» (ЧСМ) - одна из крупнейших кришнаитских структур в мире. Она составляет конкуренцию Международному обществу сознания Кришны (МОСК), но, по мнению религиоведов, эта конкуренция - скорее внешняя. ЧСМ и МОСК имеют приблизительно одно и то же учение и ритуал: обе структуры сформированы на основе учения Гаудии-Матха - организации, возникшей в 1918 году для продвижения вайшнавизма (так называется течение в индуизме, где верховным божеством признаётся Вишну, а Кришна - его самый почитаемый аватар). По мнению Русской Православной церкви и ряда экспертов, и ЧСМ, и МОСК являются тоталитарными сектами.

Иными словами, Аистов - один из лидеров кришнаитского движения в мире. В среде людей, серьёзно занимающихся новыми религиозными культами, сложилось устойчивое мнение, что распространение кришнаитов в мире не было процессом спонтанным. Это заключение выводится на основе нескольких открытых фактов, связанных с их деятельностью:

1.      Движение зародилось в США, в среде протестной молодёжи во время Вьетнамской войны, и было одним из инструментов перевода протестной энергии в деструктивное русло.
2.      В официальной биографии основателя МОСК есть множество совершенно необъяснимых событий. Прибыв на грузовом судне в Нью-Йорк в 1966 году,  никому неизвестный бродячий проповедник Прабхупада сделал блестящую карьеру (в чём-то напоминающую выставочные успехи его последователей). Уже через два года Прабхупада имел в Нью-Йорке собственную типографию и круг поклонников и через посредничество сверхпопулярного тогда поэта-битника Аленна Гинзберга познакомился с самими «Битлз». В 1970-м году Джордж Харрисон выпустил пластинку  «Radha Krishna Temple» с хитом «My sweet Lord», в котором была использована мантра Hare Krishna. С этого момента о кришнаитах узнал весь мир.



3.      В США кришнаиты вели теневую экономическую деятельность, традиционно находящуюся в ведении специальных служб: торговля наркотиками и оборот оружия.

Примечательна и история российских кришнаитов: в 1971 году, в самый разгар антирелигиозной кампании и повсеместного внедрения научного атеизма, Москву с частным визитом посещает Прабхупада. Он фотографируется на фоне Мавзолея и храма Василия Блаженного и читает лекции о духовной проблематике.




В 1980-е годы власти проводят репрессии в отношении советских кришнаитов, что даёт закономерный результат: МОСК становится в СССР сверхпопулярным. В 1990-е годы Россия и постсоветское пространство становится меккой кришнаитов: на территории нашей страны в одно время действовало 120 общин. И вновь кришнаиты оказываются в центре скандалов, имеющих «двойное дно»: выясняется, что несколькими ашрамами в Санкт-Петербурге руководят армянские мафиози, а крупная «благотворительная» кампания кришнаитов по раздаче горячих обедов жителям Грозного во время Чеченской войны спонсируется администрацией города на Неве.



Не уподобляясь сторонникам теории заговора, отметим лишь очевидный факт: кришнаиты могли соприкасаться со спецслужбами. На лицо и взаимный интерес, и каналы, по которым проходило соприкосновение, а может быть что-то ещё - некая общность целей.

Какие же цели преследует кришнаитское движение и зачем одному из его лидеров понадобилась передвижная выставка?
Удивительно, но об этих целях весьма откровенно рассказал сам «продюсер духовных проектов». После того, как «Суть времени» развернула активную кампанию за закрытие выставки, Георгий Аистов прибыл в Петербург с лекцией. 3 апреля Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж поведал городу и миру о тайнах «Бхагават-Гиты». Лекция прошла на площадке лофт-проекта «Этажи» и началась со слов о том, что мы, то есть активисты «Сути времени», «добавили выставке пиару» и «народ повалил», так как выставка не порнографическая, а о «вечной любви».

Что ж, мы очень рады и готовы рассказать об Аистове как можно большему количеству людей... и даже дадим слово ему самому, ограничившись - в лучших традициях священных индуистских текстов - лишь комментарием. Оговоримся только, что, конечно, о самой «Бхагаватгите» (позднем индуистском тексте, относимом к середине I тыс. н.э. и являющейся составной частью национального эпоса «Махабхарата») на лекции сказано не было. Речь шла, скорее, о смысле культуры и искусства.

image Click to view



«Мы живём в удивительное время, когда искусство становится инструментом расширения сознания. Искусство и литература всегда были главными инструментами продвижения мировоззрения людей». Иными словами, выставка в Артиллерийском музее - отнюдь не коммерческий проект, а проект, направленный на «продвижение мировоззрения».

При этом Аистов признаётся, что продвигать такое мировоззрение следует самым радикальным образом:
«Каждый сидящий в этом зале нуждается в стопроцентной трансформации, абсолютной трансформации и в резком развороте личности».

Сделать это, конечно, будет сложно, но технологии есть:
«Людям в этом мире нужны истории, герои. Это подтвердили Толкиен, Гомер… нам нужны образы для подражания. В нашей стране был рабочий Железняк… worker Zheleznyak… very-very strong man from Soviet Russia, very dangerous»

Публика в зале смеётся. Похоже, что над собственным невежеством. Никто не помнит о матросе-балтийце Анатолии Григорьевиче Железнякове, который участвовал в штурме Зимнего, закрывал Учредительное собрание и геройски погиб на Украине в Гражданскую войну.



«Рабочего Железняка никто не знает, но когда-то это был герой. Это был герой, на которого должны были равняться пролетарии. Он обладал удивительными качествами. Так вот, почему нам с вами нужны «эпики»? Потому что в нашей культуре за последние сто лет история поменялась много раз: монархизм, Временное правительство, Ленин, Сталин, Хрущёв-«оттепель», Брежнев-«целовашки-обнимашки», Андропов-«обратно в лагеря», Ельцин- «давайте зальём горе», то есть мы живём в веке, в котором уже несколько раз поменялись социальные тренды… Нам нужны вечные ценности, на которые мы должны ориентироваться».

Ради стопроцентной трансформации личности следует отказаться от собственной истории, забыть своих героев (а лучше - осмеять, снабдив весёлой «кликухой» в духе клипового мышления). Вместо традиционных ценностей предлагается обратиться к неким «вечным ценностям» (о том, что такое «вечная любовь» мы уже знаем).

По сути, Аистов озвучивает программу смены социокультурного ядра народа, при том смены радикальной и беспощадной. В качестве новых героев России предлагаются герои индийского национального эпоса. В этой связи стоит вспомнить скандальную книгу кришнаитов «Варнашрама - манифест социального душевного здравия», где в качестве идеала общественного устройства выдвигается фашистское общество, с чётко разделёнными социальными группами и беспрекословной властью «продвинутых» брахманов-кришнаитов над лишёнными доступа к культуре и образованию шудрами (якобы именно о таком общественном устройстве говорят священные тексты). Но не это главное.

Главная мысль Аистова, сокровенная тайна «Бхагаватгиты» состоит в том, что тот социокультурный код России, который был обусловлен её героическим историческим путём, должен быть демонтирован. Очевидны параллели этой программы с программой «русских кемалистов» из КГБ (о них С.Е. Кургинян пишет в книге «Красная весна»), стремившихся сломать социокультурный код советского человека ради вхождения осколков СССР в Европу. Может быть, эти параллели могут как-то пролить свет на триумфальное шествие выставки по музеям страны? Кто знает…

Так или иначе, слова Аистова открывают нам истинные намерения устроителей порнографической выставки в Музее артиллерии: сегодня люди уже не помнят о матросе Железняке, а завтра они должны забыть о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, полководцев Великой Отечественной войны.

Вот только что произойдёт с обществом, готовым осуществить замену своих героев на иноземных? И попадёт ли оно в кришнаитский рай с японскими гейшами?



культурая война, музей артиллерии

Next post
Up