"Mahavishnu" - шестой студийный альбом проекта Джона МакЛафлина Mahavishnu Orchestra, записанныый в апреле-мае 1984 года в Париже в Ramses Studios и вышедший в том же году на лейбле Warner Bros. Стиль пластинки отразил в себе увлечение МакЛафлина экспериментами с электронным звучанием, ставшим модным веянием в популярной музыке первой половины восьмидесятых годов.
По завершении первого периода деятельности Mahavishnu Orchestra в 1976 году Джон МакЛафлин принимал активное участие в массе самых разнообразных проектов, исполнявших музыку в диапазоне от акустики - то с уклоном в индийскую музыку, как, например, группа "Shakti", то в жанре гитарного фьюжна с элементами фламенко, как трио виртуозов в составе самого МакЛафлина, Эла Ди Меолы и Пако Де Лусии, до электрического джаз-рока и фьюжна с группами "One Truth Band", "Trio of Doom" и "Fuse One", в которых Джон сотрудничал со многими выдающимися музыкантами того времени - такими, как Тони Уильямс, Джако Пасториус, Чик Кориа и Стэнли Кларк.
Для участия в записи нового альбомa Mahavishnu Orchestra МакЛафлин привлёк только одного музыканта из "старой гвардии" группы образца семидесятых годов - барабанщика Билли Кобэма, да и то лишь на период работы в студии. В последовавших за выпуском пластинки гастрольном турне место Кобэма за ударной установкой занял Дэнни Готлиб, участвовавший в записи "Mahavishnu" в качестве перкуссиониста. Остальными участниками нового состава Mahavishnu Orchestra стали: саксофонист и композитор Билл Эванс, заменивший более традиционных для звучания группы раннего периода скрипачей, а также басист Джонас Хеллборг, и клавишник Митчел Форман.
Сам МакЛафлин основным инструментом для себя выбрал цифровой синтезатор Synclavier II - новинку музыкальной техники, позволявшую синтезировать звучание клавишных и гитары, а также делать сэмплы из записей различных музыкальных отрывков. Клавишник Митчел Форман использовал в своём арсенале синтезаторы Yamaha DX7 и электропианино Fender Rhodes, позволившие добиться при одновременном исполнении партий вместе с синтезатором МакЛафлина отчасти "механического" звучания в ряде композиций и придать саунду группы модный "нововолновый" синтезаторный оттенок, с которым в то время экспериментировало подавляющее большинство музыкантов от арт-рокеров Yes, Genesis и Jethro Tull до корифеев джаза и фьюжна Джорджа Бенсона и Чика Кориа.
Ритмически простые и в то же время хаотичные в части инструментальных соло композиции "Radio-Activity" и "Nightriders", задающие общий тон альбома, уравновешиваются более традиционными для стиля Mahavishnu Orchestra композициями "Nostalgia" и "East Side West Side" которые, впрочем, напрочь лишены резкости звучания и агрессивности подачи материала, свойственные работам группы начала семидесятых годов. Связующим звеном в наборе столь эклектично звучащего на одном диске материала являются композиции Билла Эванса "Clarendon Hills" и Джона МакЛафлина "Pacific Express", наиболее гармонично совместившие синтезаторную электронику с традиционными для фьюжна полиритмией и пространными импровизациями музыкантов.
Две небольшие синтезаторные зарисовки "Jazz" и "The Unbeliever" напоминают эксперименты Роберта Фриппа, немногим ранее также возродившего свой главный проект семидесятых годов King Crimson и тоже тяготевшего в тот период к синтезаторному "индастриэл" звучанию. Заканчивается альбом "Mahavishnu" атмосферной этнофантазией флейты, пианино и индийской перкуссии "When Blue Turns Gold", парящих на фоне монотонной партии двух синтезаторов. Для записи этой композиции были приглашены дополнительные музыканты - бывший коллега МакЛафлина по "Shakti" перкуссионист Закир Хуссейн, гуру индийских духовых инструментов Харипрасад Чауразия и пианистка Катя Лэбек.
В конечном итоге материал альбома предстаёт в большей степени цельной, многослойной и разноплановой работой талантливых музыкантов, обладающих высоким уровнем исполнительского и композиторского мастерства, нежели эклектичным соединением ультрасовременных музыкальных технологий и традиционных жанров музыки, как в большинстве подобных стилевых экспериментов, которые в основном стали лишь "тёмными пятнами" в карьере многих музыкантов того времени.
Несмотря на довольно прохладный приём альбома "Mahavishnu" мировой музыкальной прессой, пенявшей на излишнюю упрощённость и общую легковесность новых композиций в сравнении с ранними работами Mahavishnu Orchestra, к тому времени уже ставшими классикой фьюжна и джаз-рока, Джон МакЛафлин продолжил движение в направлении экспериментиров с современными стилями и электронным звучанием музыки в рамках своего проекта Mahavishnu Orchestra.
Track Listings:
1. Radio-Activity (6:53)
2. Nostalgia (5:57)
3. Nightriders (3:49)
4. East Side, West Side (4:49)
5. Clarendon Hills* (6:05)
6. Jazz (1:45)
7. The Unbeliever (2:49)
8. Pacific Express (6:32)
9. When Blue Turns Gold (3:22)
Total Playing Time: 42:01
Line-Up Musicians:
John McLaughlin - synthesizer, guitar, synclavier II
Bill Evans - flute, Tenor & Soprano sax
Mitchel Forman - piano, Fender Rhodes, Yamaha keyboards
Jonas Hellborg - bass/ Fretless bass
Billy Cobham - drums, percussion
Danny Gottlieb - percussion.
Additional Personnel:
Hari Prasad Chaurasia - flute on track #9
Katia Labeque - synthesizer, piano, synclavier II, Yamaha DX-7 on track #9
Zakir Hussain - percussion on track #9
All tracks composed by John McLaughlin, except *composed by Bill Evans.
Arranged & Produced by John McLaughlin.
© Влад Довлатов, 2015