Крупнейшая социальная сеть в мире проводит невиданный эксперимент на территории одной отдельно взятой части своих виртуальных владений - на протяжении нескольких месяцев текущего года Facebook последовательно вводит ряд мер по ограничению содержания контента, публикуемого пользователями русскоязычного сегмента своей платформы.
Вслед за введением политики бесцеремонного удаления постов размещённых пользователями в своих аккаунтах и содержащих иллюстрации, которые, по правилам данной сети, могут быть классифицированы как изображающие сцены насилия, а также фото и картинки эротического, расистского или экстремистского характера, модераторы Facebook добрались также и до содержания текстов записей, публикуемых на платформе.
Поводом для введения подобных мер были объявлены “многочисленные жалобы и обращения пользователей сети в администрацию Facebook” и введены с благой целью “защиты аудитории от нежелательного контента”, распространяемого, как ни удивительно, самими пользователями Facebook. То есть, подобным образом заботливая администрация сети защищает пользователей Facebook от самих себя. Формулировка, конечно, сродни заявлениям советского правительства о повышении цен на товары и продукты для населения “по просьбе трудящихся”. Как говорил тогда Михаил Михайлович Жванецкий: "Для удобства населения, населению, населением."
Итак, с 1 июля 2015 года "для удобства пользователей" Facebook ввёл ещё одно новшество - отныне модераторы сети могут удалять записи, содержащие слово "хохол" и другие однокоренные с ним слова вне зависимости от контекста их употребления и подвергать блокировке аккаунты в которых публикуются "хохлосодержащие" материалы. На первый раз страницу пользователя блокируют на неделю, а там, при повторных нарушениях "хохлотабу" и до полной блокировки аккаунта рукой подать. Естественно, что нововведение встретило бурю возмущения у пользователей русскозычного сегмента Facebook, тем более, что модераторы сети сходу заблокировали аккаунты ряда известных персон из сфер политики и СМИ. Как и в случаях с введением предыдущих ограничений и их последствиями, не обошлось без курьёзов и в этот раз, даже более того - отправной точкой “хохлоистерии” стало стихотворение Александра Сергеевича Пушкина “
Моя родословная”, опубликованное известным блогером
Максимом Кононенко в своём фейсбучном аккаунте.
Классик мировой литературы проявил редкую для гениев его масштаба политическую недальновидность, вскользь упомянув представителей “великой нации” (“...В князья не прыгал из хохлов…”), чем вызвал поток жалоб укропатриотических пользователей в адрес администрации Facebook и повлёк за собой блокировку аккаунтов уже упоминавшегося выше Максима Кононенко и вслед за ним
Антона Носика - видного деятеля Рунета и общественного деятеля, поддержавшего Кононенко и опубликовавшего его пост в своём аккаунте. Компанию им составили известный блогер
Рустем Адагамов, а также журналист и телеведущий
Антон Красовский, которые подхватили горячую тему и высказались на страницах своих аккаунтов в Facebook по поводу “хохлобана” своих коллег-единомышленников и ущемления свободы слова в самой популярной соцсети мира.
Данных “фигурантов в деле об опале” со стороны администрации Facebook при всём желании не заподозришь в прокремлёвских взглядах и пропаганде идей лидера нации, скорее, наоборот - либерально настроенные российские общественные деятели с сочувствием относятся к новой киевской власти и происходящим на Украине процессам, называемым “мучительным поиском украинцами своего пути”. Либеральную компанию опальных российских селебритис модераторы Facebook разбавили “жертвами” из патриотического лагеря - в их числе оказались писатель и политтехнолог
Эдуард Багиров за фразу про “несчастных хохлов, которых заюзали до неприличия” в одном из своих постов в Facebook и заместитель руководителя Роскомнадзора
Максим Ксензов (кстати, уроженец украинского города Запорожье), который высказался в духе ”хохлы иногда такие хохлы” и был очень удивлён “заморозке” своего аккаунта, считая, по всей видимости, возможность блокировки неугодных сайтов и пользователей интернета исключительно прерогативой его ведомства.
Едва начали доноситься ликующие возгласы из украинских виртуальных окопов, затеявших “хохлогейт” в ответ на временное замораживание аккаунтов своих особо несдержанных на язык политиков, среди которых оказались министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, его внештатный советник и народный депутат Антон Геращенко и заместитель председателя областной госадминистрации (читай помощник одиозного олигарха и бывшего губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского), нарушавших правила корректности в своих высказываниях относительно перипетий военного конфликта на Донбассе, как Facebook сразу же провёл зеркальную акцию в отношении особо рьяных “ватоненавистников” и заблокировал аккаунты целого ряда “свидомых” политактивистов и сообществ русофобской направленности, чем вызвал новую волну недовольства укропатриотов деятельностью администрации соцсети и изменой делу украинской революции владельца Facebook Марка Цукерберга, обвиняемого киевскими “революциянтами” в “пособничестве кровавому режиму Кремля” и “холуйском услужении” лично президенту Российской Федерации. Вот так-то - не больше и не меньше!
На самом же деле причина и смысл “репрессий” видных общественных деятелей России и Украины, которых показательно приложили “фейсом об тейбл”, лежат на поверхности и вполне очевидны: устав от потока жалоб в администрацию ресурса как со стороны украинских “кибер-воинов”, так и их российских коллег из Ольгино, ведущих заочное соревнование в доносительстве друг на друга в попытке нанести урон виртуальным врагам по ту сторону виртуальных баррикад, руководство Facebook пришло к вполне логичному и обоснованному выводу - “чума на оба ваших дома” и ввело модерацию записей по ключевым словам для пользователей кириллического сегмента своей платформы. Таким образом администрация Facebook убила сразу двух зайцев: с одной стороны - наказание известных персон будет иметь хороший профилактический эффект для всех пользователей в смысле “чтобы другим неповадно было”, а во вторых - теперь каждый владелец фейсбучного аккаунта, публикующий текст на околополитическую тематику, будет тщательно “фильтровать базар” для того, чтобы не попасть на одну из “мин-ловушек”, заботливо расставленных модераторами платформы.
Ответные “санкции” со стороны патриотически настроенных и оскорблённых в лучших чувствах пользователей кириллического сегмента Facebook (или скорее тех, кто организовал эту “бурю в стакане воды”) не заставили себя ждать - по рунету прокатилась волна агитации о присоединении к акцит "ПокаФейсбук" в рамках которой пользователям сети специально созданный в рунете сайт фейсбукпока.рф предлагает свои услуги по переходу пользователей Facebook в любую из российских социальных сетей с последующим удалением фейсбучного аккаунта. Серьёзно обсуждать это нелепое и смехотворное мероприятие даже не стоит - то, что ни к чему эта акция не приведёт было ясно ещё с самого её начала, тем более, что за примером подобного рода глупостей далеко ходить не надо - немногим более года назад украинские пользователи ВКонтакте в патриотическом угаре тоже замутили-было флешмоб “Я ухожу из ВК и теперь я на we.ua”, которую планировалось запустить как альтернативу российским социальным сетям в ответ на массовой закрытие групп промайдановской направленности и замораживание аккаунтов самых деятельных укропатриотов платформой Павла Дурова, тогда ещё числившегося генеральным директором ООО “ВКонтакте”. В итоге никто никуда не ушёл и сама идея “самостийной и незалежной” соцсети даже в масштабах отдельно взятого государства умерла не успев родиться. Что же касается организаторов и исполнителей мероприятия “
ФейсбукПока”, установивших для пущей наглядности на своём сайте “счётчик отказников”, якобы ушедших из Facebook пользователей и которых “набралось” за два месяца с начала акции менее пятнадцати тысяч и который на поверку оказался обыкновенным счётчиком посетителей сайта, то они свою задачу в рамках государственной программы “Молодёжь за чистый интернет” выполнили, как смогли - на большее, чем “пустить волну” в рунете у "
молодогвардейцев" не хватило ни умения, ни фантазии, ни объёмов финансирования из госбюджета. В итоге пар всеобщего возмущения ушёл в свисток халтурщиков из “Молодой Гвардии”. Тем не менее все вышеперечисленные персонажи здорово попиарились на этом событии за счёт имени Facebook и то - хлеб, в данной ситуации.
Имиджевые и финансовые издержки, чисто теоретически возможные из-за проводимой администрацией сети политики, совсем не беспокоят акционеров компании Facebook - количество пользователей кириллического сегмента сети (менее десяти миллионов) составляет чуть более, чем 0,5% от общей аудитории платформы, насчитывающей почти полтора миллиарда аккаунтов во всём мире и следовательно “погоды не делает”. Даже чисто гипотетически возможная потеря указанного количества русскоязычных пользователей, в случае их поголовного ухода на другие платформы, не нанесёт Facebook сколько-нибудь ощутимого вреда в сфере бизнеса, а в плане имиджа сети. Будучи по сути частным предприятием, Facebook, в лице его руководства, имеет полное право устанавливать и менять правила игры на своей площадке в одностороннем порядке.
Являясь самым сильным игроком на современном рынке мировых социальных медиа, основатель и руководитель
Facebook Incorporated Марк Цукерберг вполне отдаёт себе отчёт в том, насколько мощным и важным инструментом общения и ведения бизнеса по всему миру является его детище и осознаёт степень своего персонального влияния на множество событий и процессов ежесекундно происходящих по всему миру и соответствующий груз ответственности, лежащий на нём в этой связи. Стремление к превращению Facebook в главную социальную медиа-сеть мира напрямую пересекается с необходимостью борьбы с любыми попытками использования платформы в целях не предусмотренных её создателем и противоречащих его представлениям о целях и способах передачи информации.
Ответ на вечный русский вопрос "Что делать?" в этой связи очевиден: соблюдать правила, установленные в Facebook и вести цивилизованное общение на данной площадке или искать себе другую платформу, где можно беспрепятственно заниматься любимым делом - бросаться дерьмом в собеседника и получать ответ того же содержания, благо социальных сетей сейчас в достатке на любой вкус, цвет и запах.
© Влад Довлатов, 2015