Однажды великий актёр Роберт Де Ниро сказал: “До сорока лет актёр работает на имидж, а после - имидж работает на актёра.”
Сегодня исполняется сорок лет Леонардо ДиКаприо - одному из лучших актёров мирового кино нашего времени.
Прекрасный повод вспомнить основные этапы его блестящей актёрской карьеры, которая, несмотря на то, что она ещё далека от своей кульминации, уже вполне может служить практически готовым образцом биографии великого актёра.
Итак: Леонардо Вильгельм Ди Каприо, родился 11 ноября 1974 года в Лос-Анжелесе, штат Калифорния в семье выходцев из эмигрантской среды: отец актёра, Джордж Ди Каприо, был наполовину немцем, наполовину итальянцем; мать - Ирмелин Инденбиркен, полунемка-полурусская, была дочерью эмигрировавшей из СССР Елены Смирновой. Имя будущей звезде кинеатографа выбрала мать актёра, которая во время беременности посещала музей Италии и ощутила первое шевеление плода рядом с картиной Леонардо Да Винчи.
Брак Джорджа и Ирмелин был недолгим - родители Леонардо развелись когда ему исполнился год. Мать маленького Лео, как его называли в детстве и зовут до сих пор самые близкие ему люди, была вынуждена работать одновременно на нескольких работах для того, чтобы иметь достаточно средств для существования семьи. Ветренный папаша, питавший страсть к богемному образу жизни, принимал участие в жизни подрастающего сына эпизодически, но один из его нечастых визитов сыграл ключевую роль в судьбе Лео - именно Джордж, водивший знакомства в кругах работников “фабрики грёз”, привёл двух с половиной летнего Леонардо на съёмочную площадку детского телешоу. Светловолосый малыш с ангельским личиком понравился продюсерам и на протяжении следующих десяти лет Лео совмешал учёбу в Seeds Elementary School со съёмками в рекламных роликах на телевидении, помогая матери сводить концы с концами честно заработанным “трудовым долларом”.
В четырнадцать лет Леонардо, несмотря на требования актёрских агентств сменить “не звучащее” имя и хулиганскую причёску, самостоятельно проходит пробы и получает свою первую роль - в сериале “Розанна” он играет одноклассника одного из главных героев - твёрдо решив стать профессиональным актёром. После нескольких лет работы на телевидении в разных сериалах, от легендарной “Санта Барбары” до ныне забытых “мыльных опер”, играя эпизодические роли безымянных “мальчиков-одноклассников” и “парней подруги главной героини”, Лео решает попробовать свои силы в кино. И если в первых своих фильмах он снова выступает в амплуа актёра второго плана, то первая же его серьёзная и практически главная роль в картине “Жизнь этого парня” делает его известным среди сотен таких же “подающих надежды” молодых актёров Голливуда.
Изначально на роль в фильме претендовал друг детства Леонардо - Тоби Магуайр, который безнадёжно проваливал пробы: на сцене Тоби стушевался перед партнёром, “самим” Робертом Де Ниро и не смог “дать нужную эмоцию”. Вихрем влетевший на площадку Ди Каприо на глазах изумлённой съёмочной площадки устроил форменную истерику перед одним из своих кумиров, точно передав “нерв эпизода” и одному из лучших актёров в истории кино не оставалось ничего другого, кроме как предложить режиссёру фильма - маститому Майклу Кэтон-Джонсу - утвердить на главную роль в экранизации известной книги воспоминаний о детстве профессора литературы Тобиаса Вулфа “Жизнь этого парня” никому неизвестного вихрастого выскочку. Надо заметить, что Лео позаботился и о своём неудачливом друге - по настоянию Ди Каприо одну из ролей в фильме исполнил Тоби Магуайр.
Таким образом, “вытащив свой счастливый билет”, новоявленный молодой талант Леонардо Ди Каприо пришёл к выводу, что для того, чтобы быть на первых ролях в профессии и жизни, необходимо выкладываться “по полной” и работать над собой до седьмого пота. Следующая работа Лео в фильме “Что гложет Гилберта Грейпа” заставила обратить внимание на молодого актёра уже самих членов американской академии киноискусств: второстепенная роль Арни - младшего брата главного героя, 18-летнего умственно неполноценного подростка, стала едва ли не самой яркой во всей картине и заслуженно принесла первые награды и номинации на самые престижные кинопремии их исполнителю.
Несомненный талант актёра, вкупе с не по годам серьёзным отношением к профессии, здоровым честолюбием и кропотливой проработкой каждого штриха создаваемого образа, позволили 19-летнему Леонардо Ди Каприо получить место в списке номинантов на премию “Оскар” за роль второго плана в 1994 году - цель, к которой многие и многие актёры идут на протяжении долгих лет карьеры, была достигнута им “в два шага
В одночасье парень с “некинематографическим” именем и нарочито растрёпанной причёской, ещё недавно игравший “кушать подано” в бесконечных теленовеллах для домохозяек, стал одним из самых востребованных молодых актёров Голливуда. Режиссёры и продюсеры выстроились в очередь в надежде заполучить “восходящую звезду кино” в свои проекты, не скупясь на предложения по части гонораров. Однако Лео не поддался на соблазн больших денег и выбирал роли с тщательностью, присущей лучшим актёрам Голливуда прошлых лет. Не размениваясь на проходные роли-”пустышки” в высокобюджетных блокбастерах, Ди Каприо выбирал проекты, в каждом из которых он открывал всё новые грани своего дарования и расширял своё амплуа драматического актёра.
И всё же, при всей его избирательности, Лео не суждено было избежать участия в “хитовых” проектах - после съёмок в фильме “Ромео+Джульетта” Леонардо стал кумиром подростков и новоявленным “секс-символом” девочек-тинейджеров. А спустя год “леомания” бушевала уже во всём мире - роль Джека Доусона в фильме “Титаник” сделала Ди Каприо звездой первой величины, объектом обожания всего женского населения планеты в возрасте “от семи до семидесяти” и самым популярным человеком планеты.
На актёра обрушилась, в полном смысле, слава вселенского масштаба и неистово обожающая “милашку Джека” публика ждала от него “продолжения банкета” - новых ролей в мелодраматических фильмах, вновь и вновь эксплуатировавших бы образ романтичного красавчика из “Титаника”. Однако самого Лео, несмотря на кажущуюся очевидность продолжения карьеры, подобное положение не устраивало: с одной стороны, потакая надеждам поклонников, а с другой - желая расширить своё амплуа он снимается в “костюмном” фильме “Человек в железной маске”, который, несмотря на “звёздный” подбор актёров и беспроигрышный классический сюжет, не оправдал ожиданий. Поклонники без восторга приняли новую работу Ди Каприо, а кинокритики, вообще, холодно отреагировали на выход фильма.
Фильм “Пляж”, снятый модным в то время английским режиссёром Дэнни Бойлом, публика и критика единодушно не приняли и сравнительно неплохие кассовые сборы картины можно объяснить, в первую очередь, популярностью Лео, которая автоматически приносила прибыль любому проекту с его участием.
После двух относительно неудачных фильмов Ди Каприо решил взять небольшую паузу в карьере - ему необходимо было “переварить” происходящее и просто некоторое время отдохнуть от пристального внимания к своей персоне, которое за несколько лет всеобщего обожания стало докучать актёру бесцеремонностью прессы и папарацци, круглосуточно следивших за каждым шагом Леонардо.
Во время относительного затишья в карьере, длившееся около двух лет, Ди Каприо редко появлялся на публике, посвящая свободное время отдыху в экзотических уголках планеты вместе со своей тогдашней подругой - бразильской моделью Жизель Бундхен и выбору нового проекта, способного вывести актёра на новый уровень профессионального признания. По разным причинам Леонардо отказался от участия в нескольких потенциально перспективных проектах - драме “Американский психопат” и блокбастере “Человек-паук”. Во втором случае Ди Каприо “пожертвовал” ролью в пользу кандидатуры Тоби Магуайра, с лихвой вернув долг десятилетней давности другу детства.
Возвращение Леонардо на большой экран состоялось в 2002 году: вышло сразу два фильма с его участием - авантюрно-приключенческая лента Стивена Спилберга “Поймай меня, если сможешь” и историческая драма Мартина Скорсезе “Банды Нью-Йорка”. В первом фильме Ди Каприо впервые выступил в роли отрицательного персонажа - мошенника Фрэнка Эбигнейла, чья реальная история легла в основу картины. Благосклонные рецензии в прессе и внимание публики, соскучившейся по Лео, легко и непринуждённо сыгравшего этакого “американского Остапа Бендера”, позволили стать фильму Спилберга одним из главных кинохитов года.
Картина “Банды Нью-Йорка” снималась на протяжении полутора лет и стала знаковым событием как для самого Ди Каприо, так и для режиссёра - живого классика американского кино Мартина Скорсезе. Фильм в целом и игра Леонардо, в частности, получили довольно противоречивые отзывы кинокритиков, а накануне церемонии вручения премии “Оскар” разразился скандал: в самый последний момент в прессе появилась информация о якобы имевшем место факту давления на членов киноакадемии со стороны хозяев компании Miramax Films, пытавшихся повлиять на ход голосования и принудить академиков отдать победу в основных номинациях “Бандам Нью-Йорка”. В итоге картину “прокатили” во всех девяти категориях, в которых она претендовала на награды.
Так или иначе, но имя Леонардо Ди Каприо снова появилось на первых полосах газет и интернет-изданий, а фото украсили обложки самых престижных журналов. Последующие совместные проекты Ди Каприо и Скорсезе стали одними из главных кинособытий ХХI века, с каждым новым фильмом открывающие с новой стороны многогранные таланты молодого актёра и обретшего второе дыхание мэтра режиссуры. Очевидная эффективность дуэта Скорсезе - Ди Каприо заставила со временем забыть скандал вокруг “Банд Нью-Йорка” и биографический фильм “Авиатор” был принят прессой и критикой намного более благожелательно, чем его предшественник. Высокой оценки заслужила и игра Ди Каприо, получившего вторую в своей карьере номинацию на “Оскар” за роль Говарда Хьюза - американского режиссёра, изобретателя и миллионера-эксцентрика.
Подлинным триумфом дуэта стал “Оскар-2006” на котором Мартин Скорсезе получил награду лучшему режиссёру за фильм “Отступники”, главную роль в котором снова исполнил Ди Каприо. Сам же Леонардо был в третий раз удостоен номинации на премию киноакадемии за роль контрабандиста Дэнни Арчера в фильме Эдварда Цвика “Кровавый алмаз”. Эта роль стала одной из лучших драматических ролей Ди Каприо за всю его карьеру, явив миру другого Лео - типаж брутального и даже циничного охотника за алмазами, жертвующего собой ради спасения жизней других людей, как нельзя лучше раскрыл потенциал повзрослевшего и возмужавшего актёра.
С тех пор ни один кинопроект с участием Леонардо Ди Каприо не проходит незамеченным зрителями и киноведами всего мира - не останавливаясь на достигнутом и не эксплуатируя типажи сыгранных ранее ролей, актёр каждый раз предстаёт в новом, зачастую неожиданном образе, не переставая вновь и вновь удивлять мощью и многогранностью своего дарования всех любителей кино.
Пожалуй, единственное, чего ещё не достиг Леонардо Ди Каприо на актёрском поприще - не сыграл самой главной роли в своей карьере - “той самой” роли, с которой будет ассоциироваться его имя спустя десятилетия. Такие роли, какие есть у любимых актёров самого Лео: Майкл Корлеоне в “Крёстном отце” у Аль Пачино, Джейк Ламотта в “Бешеном быке” у Роберта Де Ниро и Рэндл МакМёрфи в “Полёте над гнездом кукушки” у Джека Николсона, которые позволяют называть актёров, запечатлевших эти мощнейшие и глубочайшие человеческие образы в истории кино, великими безусловно и безоговорочно.
У него есть всё для того, чтобы однажды сыграть “свою” роль, сравнимую по силе и масштабу с работами его кумиров и остаться в истории мирового кино великим актёром - великим Леонардо Ди Каприо, безо всяких "закавычиваний".
P.S. Особый бонус для владеющих английским языком! ;-)
Click to view
© Влад Довлатов, 2014