Хороший вкус - большое несчастье

Feb 19, 2019 08:06

В юности я был перманентно счастлив: мне нравилось многое и многие. С ростом образования, эрудиции, начитанности и насмотренности число любимых книг, фильмов, спектаклей стремительно таяло. Это нормально. Но до определенных пределов. Илья Эренбург полагал, что по мере взросления вкус человека все больше напоминает хорошо разношенную обувь - нигде не жмет, ничего не мешает, и все в принципе нравится. Моя «обувь» мне жмет, натирает, вызывает чувство дискомфорта, поэтому я хожу босиком.





Я всегда много читал, но с некоторых пор текущую современную литературу уже не читаю, а просматриваю. Иногда хватает пары страниц, иногда и двух строчек. Но еще печальнее сознавать, что прежние кумиры меркнут… Как личную драму воспринял свое охлаждение к Набокову и Фитцжеральду. Стал перечитывать классиков и вдруг с ужасом понял, что для меня уже не являются классиками ни Достоевский, ни Горький, ни даже Лев Толстой.

Увы, сейчас я больше перечитываю - этакая форма мазохизма - чем читаю. Испытание временем выдержали (список пестрый, уж извините): Чехов, Шекспир, Пушкин, Сервантес, Хемингуэй, Юрий Трифонов и еще 3-4 имени, которые вряд ли вам известны.

С кино произошла практически та же история… Недавно летел Аэрофлотом и стал просматривать их «репертуар»: сравнительно свежие блокбастеры, отечественные новинки, киноклассика. С дуру решил пересмотреть «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа: я точно помнил, что был без ума как от этого фильма, так и в целом от режиссуры Германа-ст.
Разочарование было полным (разве что Болтнев не огорчил) - невнятно рассказанная история с большими претензиями на пустом месте. Особенно умиляли бегущие мальчишки - за легковым авто, трамваем, телегой, полуторкой - режиссер добивался «движения в кадре», это понятно, но как-то уж совсем по-студенчески.

Недавно случайно посмотрел по ящику «Золотого теленка» Михаила Швейцера. Лет двадцать назад мне эта экранизация казалась блестящей, игра Сергея Юрского - гениальной, от Паниковского в исполнении Зиновия Гердта я вообще млел… Я не узнал ни картины, ни своих прежних эмоций - экранизация лобовая, строго по тексту романа (сценарий Софьи Милькиной, жены режиссера), все актеры чудовищно переигрывают, а единственная находка - современные плавки на Юрском в сцене поимки Берлаги.

…Осталось (как и в случае с книгами) перечислить тех, кто выдержал испытание «моим» временем - Феллини, ранний Михалков, Бергман, Тарковский, Бунюэль, Коппола, Бертолуччи и… Лариса Шепитько, пусть не покажется вам это странным.

Вполне допускаю, что это не мой "изысканный и утонченный вкус" (как мне опрометчиво кажется), а всего лишь банальный предстарческий пизд@ж сноба, - ну, тут уже вам судить.
Я раскрылся и готов к любой критике, самой нелицеприятной.

НЕ стеб

Previous post Next post
Up