Родилась она здесь, на греческом острове Парос.
Впрочем, разве только она? Из знаменитого паросского мрамора созданы такие всемирно известные шедевры как храм Аполлона в Дельфах, Ника Самофракийская, Кариатиды Акрополя, мавзолей в Галикарнасе и большинство античных скульптур. Но вернемся к Венере: сначала она была
бесформенной глыбой мрамора, потом местный скульптор (авторство до сих пор не установлено),
подражая Праксителю, «отсёк всё лишнее» и получилась скульптура, ставшая впоследствии знаменитой. Этому предшествовали пара десятков веков и цепь событий во многом случайных.
Сначала Венеру купил зажиточный коллекционер с соседнего острова Милос - видимо, за копейки,
в силу заведомой вторичности произведения. Потом она ожидала своей очереди на доставку в порту в компании таких же мраморных истуканов, потом пьяные биндюжники Милоса не проявили должной аккуратности при разгрузке судна и… Ну, что прикажете делать с этой расчлененкой?
Думали биндюжники недолго: отвалившиеся руки бросили в море, упаковку поправили, заново перевязали и доставили заказчику. Тот несколько офигел от увиденного, но биндюжники тупо стояли на своем: типа, что привезли, то и доставили. Коллекционер резонно рассудил, что невелика потеря: одной венерой больше, одной меньше, какая разница, - и приказал отвезти скульптуру на городскую свалку, которая тогда находилась на пустыре за амфитеатром.
Прошли века. Много веков. Амфитеатр давно превратился в развалины, Кикладские острова много раз переходили из одних алчных рук в другие и пришли в полный упадок. Но вот, наконец, наступил просвещенный 19-й век: в Европе с легкой руки Наполеона неожиданно возникла мода на всякого рода древности. Бедные Киклады (да и Греция в целом) подверглись очередному нашествию - на сей раз не завоевателей, а предприимчивых «любителей искусства»: тысячи случайных людей рыскали по развалинам в надежде откопать и перепродать что-нибудь ценное. Среди них был и французский морячок Оливье Вутье, который на пару с местным крестьянином Кентротасом откопал статую Венеры на развалинах древнего амфитеатра. Дальнейшее всем хорошо известно.
Любителей и знатоков истории - и истории искусств, в частности - прошу не беспокоиться: я знаю, что существуют другие версии описанных мной событий, но мне ближе эта.
Планируя долгий круговой маршрут по греческим островам, с Паросом мы определились сразу. Причины ниже, пока же вернемся к знаменитому на весь мрамору. Здесь его как грязи.
Мрамором укрепляют морской берег.
Из мрамора в старом городе построены абсолютно все дома, лестницы, мостовые. Правда, местные жители их штукатурят или красят белой краской - в строгом соответствии с кикладским стилем.
Но то, что дома из мрамора, всё же считают нужным показать.
Пожалуй, Парос одно из немногих мест в Греции, где нет русских. Не было их и на пароме, что несколько удивило: есть даже китайцы, а русских нет. Да, остров не раскручен, как те же Миконос и Санторини. Но дело не только в этом: на Паросе постоянно дует неприятный порывистый ветер, о его силе и направлении можно судить по деревьям в городском парке.
Впрочем, нам повезло: практически все три дня были безветренными. И волн, ради которых сюда летом съезжаются серферы всей Европы, тоже не было.
Это вид с нашего балкона. Пляж называется Ливадия - в двух километрах от столицы острова: купались и загорали каждый день. Песок крупный, зернистый (мраморная крошка). В море изредка встречаются покрытые водорослями «булыжники» - разумеется, тоже мраморные.
Ну, а теперь о том, что нас туда привело. Во-первых, знаменитая «Стовратная Богородица», храм 6-го века. Во-вторых, основанный ещё в 7-ом веке до н.э. удивительный город Парикья.
Храм построен при императоре Юстиниане, но история его началась двумя веками раньше: императрица Елена по дороге в Святую землю на поиски Креста Господня попала в сильный шторм и чудом спаслась, переждав его на Паросе. Всю ночь она молилась в портовой часовне, а когда Крест действительно был найден, в благодарность за свое спасение и обретение Креста святая Елена велела построить на Паросе церковь. Она сохранилась в виде придела Св.Николая и баптистерии.
На Парикью - пустынный, застывший в средневековье город - мы потратили два дня. В первый просто заблудились в узких улочках, во второй пошли гулять с андроидом. Вряд ли мои дилетантские фото передадут и десятую часть обаяния этого городка, но я всё же их размещу.
Трудно найти белую кошку в белом городе, но вы постарайтесь)