Трудно представить, но эта женщина в 22 года была худенькой, смазливой и очень деловой, решительно оставившей в прошлом провинциальный Ленинград, родную маму и звучную красивую фамилию, данную ей от рождения - Зильберштейн.
- Ты сделай так, - говорит она режиссеру, - чтобы не получилось, что я приземленная, бытовая и всё воспринимаю через одно место.
Режиссер пообещал. Тем более, что «это место» за невостребованностью давно поросло мхом. Что, впрочем, понятно - Виктория Токарева скоро отпразднует свой восьмидесятилетний юбилей.
Четырехсерийный(!) фильм, снятый Анатолием Малкиным к ее предыдущему юбилею (и показываемый сейчас по «Культуре»), производит странное и неприятное впечатление.
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/34206/episode_id/177381/ С одной стороны, на фоне всех этих донцовых-устиновых-улицких и других представителей «женской прозы» Токарева выглядит чуть ли не классиком, хотя с рынка они ее вытеснили напрочь. С другой стороны, ее рассказ о собственной жизни столь ущербен, что частенько не выдерживает и режиссер - ее близкий друг, соратник и единокровник.
Вот, скажем, глава о Сергее Михалкове. Представьте себе картину: скромная учительница музыки в одной из московских школ приглашает на урок создателя гимна и лауреата всех мыслимых премий, - и он, бросив все дела, приходит. Потом между ними устанавливаются некие отношения. Об их характере Токарева ничего не говорит, но, видимо, они близкие. Очень близкие, иначе трудно объяснить следующий эпизод: училка вдруг решает поступать во ВГИК, на сценарный - проваливается с треском и, захлебываясь в соплях, звонит мэтру. Михалков тут же перезванивает ректору и… уже на следующее утро Токарева просыпается студенткой.
Когда со временем мэтр несколько охладел к женским прелестям Вики (да и сами прелести поблекли и стали расползаться - склонность к полноте проявилась рано), Токарева сумела остаться ему нужной и альтруистично подсунула ему свою подругу-парикмахершу с плавающим именем Грета-Наташа. И у них началась… большая и страстная любовь - Михалков будто бы даже готов был бросить семью и жениться на этой Грете, но кровавый режим запретил автору гимна жениться на парикмахерше.
Сергей Михалков, по словам Токаревой, помогал ей всю свою жизнь, до самой смерти. Она по мере сил тоже старалась помогать - помирила его с «гнусными жидами» (Остер и Успенский), которые опрометчиво и несправедливо на него наезжали.
Первые две серии фильма показали вчера, еще две серии покажут сегодня. Надеюсь, в них портрет героини подкорректируют, и он не будет столь отталкивающим.
Я тоже собираюсь смотреть: интересно, будет ли Токарева откровенна в рассказе о своем романе с Денелия.