Валютная война Запада против России и валютный контроль
КАТАСОНОВ Валентин Статья председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина «Пора поставить действенный заслон информационной войне», опубликованная 18 апреля в издании «Коммерсантъ-Власть», по своему содержанию значительно шире, чем заявленная в заголовке тема. Речь идет о гибридной войне Запада против России. Эта война, отмечает автор, «ведется по разным направлениям - политическому, экономическому, информационному, а также правовому», причём «в последние годы она перешла в качественно новую фазу открытого противостояния».
Основными элементами экономического воздействия на атакуемое в гибридной войне государство, отмечается в статье, стали «торговые и финансовые санкции, демпинговые войны на рынке углеводородов, а также валютные войны».
Операция по обвалу российского рубля планировалась хозяевами денег
По силе разрушительного эффекта валютные войны заслуживают быть поставленными на первое место в этом списке. Под термином «валютная война» понимается в данном случае комплекс мер по резкому снижению (обвалу) валютного курса национальной денежной единицы в интересах валютных спекулянтов и в целях общей экономической дестабилизации страны.
Для России валютные войны опаснее, чем традиционные экономические санкции. Это хорошо видно на примере обвала рубля в декабре 2014 года. Операцию по обвалу российского рубля проводили финансовые спекулянты (как иностранные, так и российские компании и банки), но они были лишь слепыми исполнителями, действовавшими под влиянием рыночных инстинктов. Планировалась же операция по обвалу рубля теми, кого можно назвать хозяевами денег. Это главные акционеры Федеральной резервной системы США, контролирующие и Белый дом в Вашингтоне, и Казначейство США, и банки Уолл-стрит и лондонского Сити, и других ключевых участников мирового валютного рынка.
Конкретными исполнителями выступают обычно в таких случаях спекулянты типа Джорджа Сороса, которые оперируют не столько собственными деньгами, сколько привлеченными деньгами массы рядовых спекулянтов. Технологии и алгоритмы атак на денежные единицы других стран отработаны до мелочей. Достаточно вспомнить, что в 1992 году Сорос сумел обвалить британский фунт стерлингов - валюту, которая имела статус мировой на протяжении XIX и в начале XX вв. Можно вспомнить финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии, когда в считаные дни рухнули валюты сразу нескольких государств этого региона.
Дрессировщики из ФРС и дрессированные хомяки
Успех валютных войн невозможен без информационных атак. СМИ, находящиеся под контролем хозяев денег, профессионально сеют панику на валютном, фондовом и других рынках или, наоборот, создают информационные «пузыри», культивируя неоправданные ожидания участников рынков. Между СМИ и некоторыми государственными ведомствами установились устойчивые связи, помогающие манипулировать финансовыми рынками. Я имею в виду статистические службы, «рисующие» нужные хозяевам денег цифры. В США это в первую очередь Бюро экономического анализа Министерства торговли.
Заняты таким творчеством и международные финансовые организации. Их специализация заключается в том, чтобы давать прогнозы, которые не сбываются. Кстати, в ходе недавней встречи «финансовой двадцатки», МВФ и Всемирного банка министр финансов РФ А. Силуанов дипломатично обратил внимание Международного валютного фонда на низкое качество его прогнозов и порекомендовал использовать другие модели прогнозирования.
Цифры и прогнозы различных «независимых экспертов» тиражируются мировыми СМИ. Далее в игру вступают мировые рейтинговые агентства («большая тройка»), которые дирижируют рынками с помощью оценок, выставляемых отдельным странам. Одни страны поднимают (например, Украину), другие опускают (например, Россию).
При необходимости хозяева денег могут использовать и тяжелую артиллерию. Например, Совет управляющих ФРС США, который принимает решения по уровню процентной базовой ставки. Впрочем, зачастую эту ставку даже не надо менять. Председателю ФРС, как хорошему дрессировщику, достаточно намекнуть на то, что ставка «может быть изменена», - и чуткие участники финансовых рынков реагируют, как дрессированные хомяки. Это стратегическое направление деятельности хозяев денег. Без этого эффективность валютных и финансовых войн резко падает. Как справедливо отмечает в своей статье А.Бастрыкин, в рамках информационно-идеологической войны против России важнейшим приоритетом является изменение сознания «объекта», под эту задачу выделяются каждый год миллиарды долларов.
И самая тяжелая артиллерия Запада на фронте финансовой войны - денежная эмиссия и кредиты. «Умело манипулируя огромной долларовой массой, Штаты обрушивают национальные валюты развивающихся стран». Здесь следует лишь добавить, что целью могут становиться и валюты экономически развитых стран (как тот же британский фунт стерлингов).
Экономические санкции Запада против России призваны повысить эффективность валютной войны. В статье А. Бастрыкина обращается внимание на дифференцированный подход Запада к запретам на получение российскими компаниями денег на мировых рынках. Длинные и средние кредиты предоставлять России нельзя, а короткие можно: «Российским организациям были перекрыты каналы внешнего долгосрочного заимствования, которые составляли основу инвестиций для развития реальных (производственных) секторов экономики. Примечательно, что ограничения на движение финансов не коснулись краткосрочного финансирования, которое в настоящее время активно используется для спекулятивного давления на нашу национальную валюту».
В результате действий «дрессировщиков» и «дрессированных хомяков» из России в 2014 году была выведена рекордная сумма капитала, чистый его отток составил 151,5 млрд. долл. Непропорционально большая часть указанной суммы пришлась на декабрь 2014 года, возник валютный кризис. «Во многом результатом этих мер стала глубокая девальвация рубля, падение реальных доходов населения, спад промышленного производства, рецессия в экономике. Возник дефицит бюджета и вытекающие отсюда последствия в виде секвестрования его расходной части, а также повышение фискальной нагрузки для увеличения доходов», - пишет А.Бастрыкин.
Трансграничное движение капитала - под контроль государства
Важно понимать, что нельзя сдержать наступление в гибридной войне против России с помощью разрозненных мер, они не возымеют должного эффекта. Здесь необходим комплекс мероприятий. В части, касающейся финансового блока мер, предложения главы СК РФ сводятся к следующему: «Помимо противодействия идеологической составляющей ведущейся против России информационной войны важно активизировать работу по борьбе с финансовой подпиткой этой деятельности, в том числе ужесточить контроль за трансграничным движением капитала. Как показал опыт, в целях финансирования терроризма зачастую используется виртуальная криптовалюта, которая не имеет централизованного эмитента, единого центра контроля за трансакциями и характеризуется анонимностью платежей. Кроме того, в результате широкого распространения эти валюты могут вытеснить с рынка законные деньги, что угрожает финансовой стабильности государства. С учетом этого предлагается ввести уголовную ответственность за незаконный выпуск и оборот криптовалют, а также других денежных суррогатов».
В блоке финансовых мер хотел бы особо выделить контроль за трансграничным движением капитала. Главная задача установления валютного контроля над трансграничными капитальными операциями - противодействие валютным войнам Запада. Контроль должен быть как на входе, так и на выходе. На входе должны стоять фильтры, которые могли бы отсеивать спекулятивный капитал, заведомо приходящий в Россию для того, чтобы заниматься мародерством, и пропускать лишь тот капитал, который готов работать в реальном секторе экономики. На выходе задача валютного контроля будет состоять в том, чтобы не пропускать то, что валютные мародеры пытались захватить и вывести из страны. Такой контроль решает две взаимосвязанные задачи. Во-первых, не допускает разграбления страны. Во-вторых, предотвращает обвалы национальной валюты.
Эпоха полной валютной либерализации в мире закончилась во время финансового кризиса 2007-2009 гг. Целый ряд стран в ходе кризиса и после него, вопреки идеологическим установкам МВФ, вводили валютные ограничения на трансграничное движение капитала для защиты своих экономик. В конце концов, и сам Фонд, опасаясь второй волны мирового финансового кризиса, вынужден был признать (это произошло в 2012 году), что в случае необходимости страны могут пользоваться таким инструментом, как валютные ограничения. Это очень знаменательная корректировка политики МВФ. Ведь на протяжении почти четверти века полная валютная либерализация была краеугольным камнем «вашингтонского консенсуса», этого символа веры экономического либерализма.
России давно уже следовало бы ввести валютные ограничения на трансграничное движение капитала, которые, хотя и в усеченном виде, действовали в стране до середины 2000-х годов. И сделать это шаг нужно как можно быстрее - вторая волна финансового кризиса может накрыть мировую экономику в любой момент. России необходимо выстроить валютную стену. Все страны-члены БРИКС на сегодняшний день имеют те или иные валютные ограничения по капитальным операциям. Исключением в этой группе стран остаётся пока лишь Российская Федерация. Хотелось бы надеяться, что рекомендация руководителя Следственного комитета РФ будет услышана. Россия должна иметь защиту от валютной агрессии Запада.
Источник Источник:
http://rusnext.ru/recent_opinions/1461033539