Новейший глубоководный спасательный аппарат АС-40 «Бестер-1»

Feb 03, 2016 15:57



Превосходство «Бестера»: рука помощи для подводников



Код для вставки в блог

Новейший глубоководный спасательный аппарат АС-40 «Бестер-1» заступил на боевое дежурство во Владивостоке. Уникальный батискаф, превосходящий зарубежные аналоги, способен с глубины более 700 метров «сухим» путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подводной лодки.

Спасательный аппарат «Бестер-1» построен на заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге и прошел испытания в Балтийском море. Он предназначен для головного спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов», не имеющего ограничений по мореходности. Однако пока это уникальное судно следует в порт приписки, «Бестер-1» будет выполнять задачи на борту другого спасательного судна «Алагез» во Владивостоке, куда он был смонтирован накануне специалистами ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод».

Отличительной особенностью «Бестера» является также то, что он быстро может стать мобильным. По словам представителя пресс-службы Минобороны РФ по ВМФ Игоря Дыгало, он может использоваться не только с борта «Игоря Белоусова», но и с других спасательных судов, после того как будет оперативно переброшен грузовым самолетом на любой из флотов.



Спасатель четвертого поколения

По своим характеристикам «Бестер» похож на спасательный глубоководный аппарат «Немо» системы NSRS (Submarine Rescue Vessel) НАТО, однако по некоторым своим характеристикам превосходит его.

В частности, полное подводное водоизмещение российского спасательного аппарата 50 тонн, а его зарубежного аналога всего 28 тонн. Глубина погружения аппарата «Немо» составляет 610 м, в то время рабочая глубина «Бестера» 720 м, а предельная - 790 м. Уступает НАТОвский аналог и по самому главному показателю - количеству спасаемых человек. «Немо» за один раз может поднять до 18 человек, в то время как «Бестер» может принять за один раз 22 человека. При этом благодаря системам регенерации кислорода на всех в спасательном аппарате хватит на 10 часов.

Прямо с борта российского спасателя они могут перейти в барокамеры, где создается любое необходимое давление для лечебной декомпрессии людей.

Работа на глубине





Особенность аппарата - титановый сплав и полуторакорпусная архитектура, где аккумуляторные батареи располагаются снаружи. Их, по словам экспертов, хватает 4-5 погружений на глубину в 720 метров.



Командир «Бестера» Сергей Козлов рассказал телеканалу «Звезда», что опускаться на рабочую глубину аппарат может со скоростью 0,5 узла благодаря вертикальным винтам, а выполнять задачи под водой спасатель может с ювелирной точностью. Обеспечить это могут телекамеры, которыми оборудован аппарат и специальный пульт управления, оснащенный чувствительным джойстиком.

В первом (командном) отсеке, где располагаются пилот и оператор, находится единая система управления. На нее, по словам ответственного сдатчика Игоря Андреева, выводится информация от гидроакустической станции и общесудовых систем, а также данные по насосам и местоположению аппарата. Связь с головным кораблем осуществляется по радио, но если оно не работает, «Бестер» сбрасывает за борт специальный кабель, который и посылает сигналы.

Главное же свойство аппарата заключается в том, что вытаскивать людей из аварийной подлодки он может «сухим» путем - через специальную камеру-присоску.

За время работы спасательного аппарата предыдущего поколения АС-36 на затонувшей подлодке «Курск» было предпринято пять попыток сесть на комингс-площадку, но ни одна из них положительных результатов так и не дала - сначала не могли точно сесть, потом не совпадали разъемы. Спасательные суда должны совершенствоваться по мере развития флота, однако на тот момент технологии спасения отставали.

Кроме того, тогда для спасательных аппаратов проблемой оставался еще и крен затонувшей субмарины и как следствие невозможность пристыковаться к ней, если крен подлодки составлял больше 15 градусов. Для «Бестера», как спасательного аппарата нового поколения, это не проблема - он сможет эвакуировать людей из подлодки, лежащей на грунте под углом в 45 градусов.

Изобретение представляет собой камеру стыковки в нижней части подводного аппарата с устройством центрирования и подтягивания к комингс-площадке подводного объекта. Это позволяет повысить безопасность спасаемого экипажа, которого эвакуируют с огромной глубины.

По словам специалистов, спасательный аппарат стыкуется с аварийной подлодкой с помощью гидростатического способа. Полость камеры присоса осушается и под действием перепада давлений забортного и внутри камеры присоса «Бестер» удерживается на комингс-площадке аварийной субмарины.

При этом у камеры присоса есть возможность устанавливать дополнительного механического крепления с комингс-площадкой при малых глубинах и больших скоростях течения воды.

Стоит отметить, что «Бестер» способен принимать моряков не только «сухим», но и «мокрым» путем с глубины до 60 метров.

Прямо из аварийного люка спасенные моряки попадают во второй отсек спасательного аппарата, где располагается оборудование для работы всех трюмных систем.

В совокупности систем и технических возможностей «Бестер» - не просто лучшее на флоте, а по-настоящему уникальное средство спасения.

Фото: Минобороны

ВМФ России

Previous post Next post
Up