Самолет-невидимка Т-50 ПАК ФА

Aug 11, 2015 16:19



Сверхзвуковой компьютер-истребитель: самолет-невидимка Т-50 ПАК ФА



Код для вставки в блог

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА, или Т-50. Уникальные характеристики делают его лучшим в своем классе среди других аналогичных самолетов мира. О новом российском многоцелевом истребителе пятого поколения, разработанном «ОКБ Сухого», расскажет очередной фильм из цикла «Военная приемка» на телеканале «ЗВЕЗДА» - «Т-50. Самолет-невидимка».

«Зависнуть» в небе





Фото: fonstola.ru

Всего в России пока изготовлено пять таких машин. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, многофункциональный. Именно высокую маневренность ставят Т-50 в особую заслугу. Он может выполнять все известные на сегодня фигуры высшего пилотажа.

Эта машина способна «останавливаться» в полете до нулевой скорости, сваливаясь, а затем вновь набирая высоту и скорость. Заместитель начальника летной службы компании «Сухой», заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой Российской Федерации Сергей Богдан, испытавший более полусотни различных видов боевых самолетов, утверждает: у Т-50 управляемость на порядок выше других машин.

«Выше у него и устойчивость, - подчеркивает пилот. - В перспективе он будет выполнять принципиально новые фигуры пилотажа».

Сергей Богдан лично проверил во время перелета из Комсомольска-на-Амуре в подмосковный Жуковский (6 тысяч километров), как Т-50 способен держаться ровно в небе даже тогда, когда летчик бросает ручку управления.

«Сопло двигателя отклоняется таким образом, что самолет стабилизирует свое положение. Опасных разворачивающихся моментов не возникает, и это очень здорово», - говорит испытатель.

Именно полковник запаса Богдан поднял в воздух первый прототип ПАК ФА. Было это 29 января 2010 года на заводском аэродроме в Комсомольске-на-Амуре. Впоследствии Сергей Леонидович совершал полеты на других экземплярах этого истребителя, доводя их до ума, выявляя слабые и сильные стороны.

И истребитель, и бомбардировщик



Фото:hotvesti.ru

Нынешняя линейка боевых машин, состоящих на вооружении в российских ВВС, - это самолеты четвертого поколения. Су-27, Су-30,Миг-29. К истребителю пятого поколения ближе всего подобрался Су-35. Многое из того, что стоит на Т-50, проверено именно на этом самолете. Так, двигатель на ПАК ФА установлен, как и у 35-й модели, с управляемым вектором тяги. Правда, сопла могут отклоняться здесь не только вверх-вниз, как у Су-35, но и влево-вправо.

На Су-35 был также увеличен объем топливных баков и уменьшен общий расход топлива. На своих 11,5 тоннах самолет может находиться в воздухе до 5 часов. Так вот. Т-50 изготовлен из полимерных материалов, то есть он легче Су-35, и от этого возможности нового самолета даже с аналогичным запасом топлива сразу же увеличиваются.



От другой машины семейства «Сухого», Су-34, к Т-50 перешли функции нанесения ударов по наземным целям. Здесь установлен прицел, позволяющий видеть объекты на земле. Как уточняют эксперты, поставленный на ПАК ФА так называемый коллимоторный авиационный индикатор дает возможность летчику визуально отрабатывать наземные цели. При этом на самолете имеются и иные виды современных прицельных устройств, в том числе телевизионные.

А вот своей оригинальной формой ПАК ФА не сравнится ни с кем. Здесь нет ни одной параллельной линии, нет острых углов. Только округлые формы. Такая конструкция, плюс материал обшивки делают Т-50 самолетом-невидимкой. Детали здесь изготавливают из углепластика, в результате обшивка Т-50 скрывает самолет от радаров. Зато сам ПАК ФА видит все.

На его борту установлено оборудование, которое делает наш истребитель одним из самых дальнозорких в мире. Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой позволяет летчику «видеть» на расстоянии до… 400 километров! В любом направлении, на все 360 градусов.

«Причем она не просто видит - она классифицирует объекты, находящиеся как на земле, так и в космосе, определяет тип объектов, степень угроз, вырабатывает рекомендации для летчика», - говорит представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. Сам Т-50 защищен от лишних глаз комплексом бортовой обороны «Гималаи». Он обеспечивает радиоэлектронную защиту от атакующей авиации и зенитно-ракетных ударов.

Инновации «ставят на крыло»



Фото: survingcity.ru

ПАК ФА - это летающий компьютер. Самый мощный, самый навороченный. А по словам первого заместителя начальника НТЦ информационно-управляемых систем «ОКБ Сухого» Сергея Гусева, система управления машины здесь еще и многократно дублирована.

Сегодня Т-50 ставится на крыло. Так говорят у авиаторов, когда речь идет о вводе в строй новой модели самолета, об обкатке в воздухе его оборудования. Подтверждаются заложенные в машине характеристики, эксплуатация самолета делается более удобной, безопасной для летчика. Пока новый прототип Т-50 обкатывают в режиме легких нагрузок. Поэтому испытатели работают в обычной летной форме. А между тем на научно-производственном объединении «Звезда» для пилотов ПАК ФА уже подготовлен костюм специального назначения. Здесь все приспособлено, чтобы летчику было комфортно летать на сверхзвуковых скоростях. К примеру, через шланг противоперегрузочного устройства подается воздух для наполнения камер костюма воздухом.

Шлем летчика - вообще отдельная история. Он полностью компьютеризирован, связан со всеми фото- и видеокамерами на борту и передает пилоту информацию на защитный щиток в виде картинок. Как утверждает директор и главный конструктор Научного конструкторского центра видео-компьютерных технологий Государственного Рязанского приборного завода (АО «ГРПЗ») Леонид Костяшкин, положение картинки меняется в зависимости от положения головы. Эти достоинства особенно ярко раскрываются в бою: увидел слева вражеский самолет, шлем уловил это движение зрачка, и тут же на самолет наводит перекрестье. Летчику остается только принять решение на применение оружия.

Для Т-50 разработано и новейшее катапультируемое кресло. По словам конструкторов, это одно из самых технически сложных устройств на борту самолета. К примеру, через кресло проходит система шлангов, которая подает кислород в маску. Здесь же - автомат для сохранения заданного давления в костюме. Под сиденьем размещен носимый аварийный запас - аптечка, ракетница с патронами, радиомаяк, нож типа «Мачете» в специальных ножнах, фляжка с водой, антенна, сигнальное зеркало.

Интересно, что при необходимости упаковку можно превратить в лодку, с помощью которой можно будет какое-то время продержаться на воде. Это важно в том случае, если пилоту после катапультирования придется приводняться.

Новое - значит лучшее



Фото: weaponry-news.ru

Как заявил весной этого года заместитель Министра обороны России Юрий Борисов, серийное производство истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) начнется в 2016 году. Пока только одна страна в мире имеет на вооружении истребители пятого поколения - США с самолетами F-22 и F-35. Т-50 уже превосходит их по ряду критериев. К примеру, для нашего истребителя разработан и не имеющий аналогов в мире двигатель. Как сообщил управляющий директор НПО «Сатурн», руководитель программ для ПАК ФА Объединенной двигателестроительной корпорации Илья Федоров, это именно новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35.

По сравнению с двигателем для Су-35 его отличает повышенная сила тяги, а также новая система автоматизации, которая заложила в самолет улучшенные качества, в том числе сверхманевренность.

Большинство характеристик Т-50 сейчас засекречены. Но известно, например, что боевая нагрузка машины может составить до 10 (!) тонн. Есть информация, что самолет оснастят новыми ракетами, которые будут отличаться повышенной дальностью, чувствительностью, помехозащищенностью, а также возможностью обнаружения и захвата цели во время автономного полета, что упрощает запуск из внутренних отсеков самолета.

Всего, по некоторым данным, для нового истребителя разрабатывается 14 типов вооружения, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы. На Т-50 может быть установлена и модернизированная скорострельная авиационная пушка 9А1-4071К, позволяющая вести огонь в любых режимах.

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото:videoteka.su

авиация России

Previous post Next post
Up