«Сухой остаток»: МиГи не летают, поставок Су-57 нет - все на пользу F-35
Сколько лет мы уже слышим про самый супер-пупер российский истребитель пятого поколения Су-57 (на самом деле пока это без нового двигателя лишь 4++)? Если за точку отсчета брать первый полет самолета в январе 2010 года, то на слуху новенький «сухой» уже почти как десять лет. Что на выхлопе? С 2013 года авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре выпустил в рамках мелкосерийного производства 7 летающих экземпляров этой машины и еще 3 для наземных испытаний. То есть в строевых авиационных полках его попросту так и не увидели, а в лучшем случае пара Су-57 имеется (или предполагается к передаче) в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава. Соответственно, никто толком летать на новых «сушках» не обучен, кроме летчиков-испытателей.
Обернемся к небольшим историческим сравнениям. Самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны Як-9 (1942−1948 г. в.) клепали в непростых условиях военного времени в среднем по 2 700 машин в год. Признанный самым массовым боевым самолетом в мире (36 183 ед.) легендарный штурмовик Ил-2 пять фронтовых лет выпускался по 7 200 экземпляров в год. Помимо этого выпускалось и большое количество других истребителей и бомбардировщиков. Ладно, была война, другие были запросы у армии, самолеты теряли в воздушных боях, но конвейер ни на минуту не останавливался. Послевоенный реактивный истребитель МиГ-15 производился со «скоростью» более 1000 машин в год, сверхзвуковой МиГ-21 - 300 истребителей в год.
Один из основных конкурентов российского истребителя Су-57 - американский F-35 Lightning II, с 2006 года выпущен в количестве более 380 машин. Еще один соперник - F-22 Raptor, был произведен с 1997 по 2011 годы (снят с производства) в количестве 195 машин. Про Су-57 больше говорят, чем видят. Зато как говорят! Вот президент
Путин, например: «Самый лучший наш самолет. Не только наш - в мире самый лучший. Сто процентов. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может, как наш самолет». Ожидается, что Су-57 массово начнет поступать в авиационные части в 2020. Ну, то есть и у нас заработает конвейер, который в США с производством не останавливается и клепает проклятые F-35 без остановки. Догоним и перегоним Америку?
Не умаляя достоинств Су-57, хочется вспомнить еще про один перспективный проект в развитии отечественной истребительной авиации, который мог появиться раньше «сушки». На авиасалоне «МАКС-2015» в подмосковном Жуковском был впервые представлен самолет конструкторского бюро «МиГ» - больше известный в кругу специалистов как «Изделие 1.44». Впрочем, правильнее, и, главное, понятнее, этот самолет следует называть МФИ - многофункциональный фронтовой истребитель.
История МФИ - и уникальна, и драматична одновременно. Работы над его созданием началась даже раньше, чем над потенциальным американским конкурентом - F-22 «Раптор». Но вот американец уже во всю летает, а российский истребитель первый и, увы, единственный раз поднимался в воздух 29 февраля 2000 года. Боевую машину, долгие годы считавшуюся супер-секретной, практически никому не показывали, а последние годы она вообще пылилась под чехлом на аэродроме ЛИИ им. М. Громова. Летчик-испытатель, Герой России Владимир Горбунов, единственный пилот поднимавший МФИ в небо, до сих пор хранит «военную тайну» и практически ничего об этом самолете не рассказывает. Секретность при первых испытаниях, которые начались еще в 1986 году на полигоне НИК ВВС под Ахтюбинском была такой, что все работы замирали при пролете в космосе американских спутников-разведчиков. Вообще потенциальным шпионам могло показаться, что здесь идут работы с истребителем МиГ-29 или Су-27.
Первый публичный показ МФИ состоялся в январе 1999 года - истребитель лишь прокатился по полосе на глазах у многочисленных журналистов. Но не взлетел. Первый полет, который длился 18 минут, состоялся годом позже - уже без присутствия посторонних глаз. По словам упомянутого Владимира Горбунова, «машина вела себя штатно, чувствуется, что у истребителя большой потенциал».
Впрочем, несмотря на то, что характеристики истребителя держались в секрете, некоторые цифры стали известны. Он мог развивать скорость до 2900 км/ч и при этом держать крейсерскую сверхзвуковую скорость. Высота полета самолета, оснащенного двумя двигателями московского КБ «Люлька-Сатурн», могла достигать 20 000 километров. По боевым характеристикам МФИ мог противостоять в воздушном бою десяти самолетам противника. Истребитель считался незаметным - технологии покрытия самолета, поглощающие волны радаров, позволяли ему «маскироваться» в воздухе не хуже, а то и лучше американских «Стэлсов». Да и разница в цене по сравнению с тем же F-22 у МФИ было гораздо меньше - 70 миллионов долларов, против более чем 100 у конкурента. Тогда же шла речь, что наш истребитель уже через пару месяцев начнет полноценные полеты.
Наш истребитель должен был стать лучшим. При его проектировании была заложена формула «трех С» - сверхзвук, сверхманевренность, скрытость.
Эскизный проект МФИ был представлен командованию ВВС и успешно прошел экзамен перед госкомиссией. Впрочем, испытания проходили не всегда гладко. На основе продолжавшихся исследований и поисков вносились изменения в конструкцию. Нововведения внедрялись и при сборке опытного экземпляра самолета на заводе. К 1994 году проект претерпел шесть существенных изменений, четыре из которых были опробованы уже на летающей модели. Первоначально планировалось поставить на истребителе двигатели с плоскими соплами - снижающими радиолокационную заметность. Однако такая конструкция оказалась труднореализуемой - прогорали стенки сопла при распределении температур. Зато конструкторы-двигателисты, разрабатывая новый двигатель, сумели осуществить управление вектора тяги самолета за счет регулируемых круглых сопел - маневренность МФИ возросла многократно.
Трансформации подверглось и размещение вооружения - если смотреть на фото МФИ, то на нем нет привычных подвесок для бомб и ракет. Все оружие спрятано внутри корпуса тяжелого истребителя. Прорабатывался даже вариант грузоотсека в верхней части фюзеляжа, образно говоря, на крыше самолета, что могло облегчить пуск ракет по вышелетящим целям и при маневрах с перегрузкой. Но из-за достаточно большого веса ракет от идеи пришлось отказаться - потребовались бы специальные краны при перезарядке на аэродроме. В итоге отсек вооружения разместили в привычной нижней части фюзеляжа, но в закрытом корпусе.
Должен был получить МФИ и РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой - намного эффективнее обычных РЛС с поворотным зеркалом антенны. Новинкой была и антенна «заднего вида», позволяющая обнаружить цели в задней полусфере и дать целеуказание ракетам, в том числе и с обратным стартом - запускаемыми в противоположную сторону от курса истребителя.
- Он хорошо летал, отменно показывал себя в полете, у этого истребителя должно было быть прекрасное будущее. Тем более, что самолет уже ждали в войсках, - вспоминает авиаконструктор Ованес Микоян, сын легендарного генерального конструктора МиГ. - Однако финансирование свернули - времена для ВПК, в начале 90-х, были не лучшими. Уходили ведущие специалисты, деньги растворялись непонятно где. МФИ, по сути, были вынуждены законсервировать. А потом предпочтение отдали другому истребителю - Т-50 (заводской индекс Су-57 - авт.). Результат вы знаете - МФИ не летает, а поставки Су-57 в войска затягиваются.
Тем не менее, несмотря на небольшой пессимизм в рассуждениях, авиаконструктор считает, что работы по созданию МФИ не пропали даром. Те наработки, а порой и настоящие открытия и изобретения, уже используются в отечественном авиастроении.
- Сейчас предпочтение отдается глубокой модернизации существующих истребителей, что обусловлено финансовой составляющей, - говорит Ованес Микоян. - Но я убежден, что России в ближайшее время будет нужен такой многофункциональный истребитель. Перспективы есть, осталось дело за заказами от ВКС.
«Прижал к земле» Су-57 и еще одну миговскую разработку - многофункциональный истребитель МиГ-35, который Минобороны «планирует принять на вооружение» еще с 2012 года.
К слову, обозначение «МиГ-35» использовалось одно время и в названии проекта МиГ 1.44, однако досталось оно в итоге другой воздушной машине - глубокой модернизации боевых самолетов МиГ-29М/М2 (МиГ-29К/КУБ в версии для палубной авиации ВМФ). Военное ведомство, предполагавшее закупку более 30 единиц этих истребителей (реально построенных пока только два), не оставляет планов принятия их на вооружение и в 2020 году.
Все дело упирается в достаточно высокую цену МиГ-35, который является легким истребителем. Средства же брошены на Су-57 и на модернизацию авиапарка имеющихся истребителей Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С, так что перспективы выхода на серийное производство у МиГ-35, при всех его достоинствах и приписываемых «куче сюрпризов для противника», не так уж и много.
Для него гораздо больше экспортных перспектив, чем внутреннего использования в истребительной авиации ВКС. Турецкие военные эксперты, например, считают, что для ВВС их страны МиГ-35 подошел бы в большей степени, нежели Су-57, называя «тридцать пятый» самой модернизированной версии знаменитого двухдвигательного МиГ-29.
Итог противостояния в кабинетах между Су и МиГ, складывается не в пользу последних. А общий результат - в России так и нет пока реального и массового истребителя пятого поколения. Летаем на четверочку -4+ и 4++.