ЗАЧЕМ РОССИИ ВТОРОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПОКОЛЕНИЯ 4++
26 января 2017 года на территории производственного комплекса корпорации «МиГ» в Луховицах состоялась
презентация новейшего российского многофункционального истребителя-бомбардировщика поколения 4++ МиГ-35. Чуть позже было объявлено, что этот самолёт будет закупаться российским Министерством обороны. Между тем на вооружении Воздушно-космических сил России уже есть Су-35С, который также относится к поколению 4++. Зачем нашей стране второй истребитель подобного класса?
Исторический дуэт
МиГ-35 называют лёгким истребителем. Он действительно очень лёгок на подъём. По скороподъёмности ему нет равных. У МиГ-35 этот параметр равен 330 м/с. Основные конкуренты до этой цифры не дотягивают: F-16 - 250 м/с, Dassault Rafale - 305 м/с, Су-35С - 280 м/с. А у лёгкого американского истребителя 5-го поколения F-35А - всего 240 м/с. Но что касается веса, то даже сопоставление с «сушкой» не слишком «облегчает» восприятие новейшего МиГа. Ведь его максимальная взлётная масса равна 29,7 т - не многим меньше, чем у Су-35С с его 34,5 т. Для сравнения: максимальная масса Dassault Rafale - 24,5 т, F-16E Block 60 - 22,6 т. Правда, у «лёгкого» американского «невидимки» F-35А максимальный вес доходит и вовсе до 31,8 т. И это ещё раз подчеркивает принципиально другой смысл, который сегодня вкладывается в понятие «лёгкий истребитель».
МиГ-35 и Су-35C - новейшие модификации советской классики МиГ-29 и Су-27. Однако разница между новыми МиГ и Су в сравнении с «предками» - принципиальная. В системе Вооруженных сил СССР было чёткое распределение функций между двумя воздушными «бойцами». МиГ-29 стоял на вооружении элитных полков, базировавшихся на территории ГДР. Су-27 на линию соприкосновения с НАТО не пускали. Казалось бы, явное предпочтение отдавалось МиГу, более лёгкому и более ловкому в манёвренных воздушных боях (вспомните про скороподъёмность, которая до сих пор остается его фирменной чертой). Но на самом деле передовые части в Германии рассматривались как своего рода расходный материал для начального периода большой европейской войны. МиГ-29 должны были принять (или нанести) первый удар и героически погибнуть в жаркой схватке. Отчасти именно этот смысл вкладывался в понятие «лёгкий фронтовой истребитель», который закрепился за МиГ-29.
Сравнение ЛТХ МиГ-35 и Су-35С
МиГ-35
данные неофициальные, могут быть изменены
Су-35С
Длина, м
17,3
21,9
Размах крыла, м
12,0
14,75
Площадь крыла, м²
38
62
Масса пустого, кг
11 000
19 500
Макс. взлётная масса, кг
29 700
34 500
Масса топлива, кг
5 830
11 500
Боевая нагрузка, кг
7 000
8 000
Число узлов подвески
8+1
12
Тяга двигателей, кгс
2х5500
2х8800
Тяга на форсаже, кгс
2х9400
2х14500
Макс. скорость на высоте, М
2,5
2,5
Макс. скорость у земли, км/ч
1 500
1 400
Практическая дальность, км
~2 400 МиГ-35Д
~3 100 МиГ-35
3 500
Практический потолок, м
17 500
20 00
Скороподъёмность, м/с
330
280
УВТ
есть
есть
РЛС с АФАР
есть
нет
Су-27 поставлялся в войска ПВО, а в ВВС базировался в основном на аэродромах в Польше и на Украине. Этот самолёт должен был прикрывать небо над второй, основной волной атакующих (или обороняющихся) советских войск, которая и должна была решить исход войны. Су-27 стали называть тяжёлым истребителем завоевания превосходства в воздухе. В сравнении с ним МиГ-29 и вооружения брал меньше (боевая нагрузка 2180 кг против 6000 кг у Су-27), и летал не так далеко (боевой радиус 700 км против 1680 км). При этом стоимость лёгкого МиГ-29 была лишь на 25% меньше, чем у тяжёлого Су-27, хотя первоначально задумывалось, что их цена вообще будет относиться как 1:1,9.
Иное дело - МиГ-35 и Су-35С. Качественной разницы в функционале между ними нет: в отличие от «базовых моделей» (и это главное отличие) оба они являются многоцелевыми истребителями-бомбардировщиками, способными как завоевывать превосходство в небе, так и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или морским целям. Даже боевая нагрузка у них почти выровнялась (7 и 8 т). Это универсальные инструменты воздушной войны, которые могут делать в небе схожую боевую работу. И возникает вопрос: зачем российским Воздушно-космическим силам (ВКС) второй самолёт с тем же функционалом и почти такими же возможностями? К примеру, «дальнобойность» радаров МиГ-35 и Су-35С отличается в два раза - 200 и 400 км, да и боевой радиус у самолётов разный - 1000 и 1800 км. Стоимость новой версии МиГ-35 не озвучивалась, но легко можно предположить, что она хотя и меньше, но не в два раза (такой разницы в цене не удалось добиться даже для МиГ-29 и Су-27). Приобретение МиГ-35 придаст дополнительную тактическую гибкость российским ВКС, но для выполнения тех же задач «мигов» потребуется больше и сэкономить на этом вряд ли удастся. Не говоря о том, что содержание парка из двух типов самолётов сложнее и дороже. И все же МиГ-35 с помпой представлен публике и уже включен в программу закупок вооружений РФ. Зачем?
Опять МиГ-35
Начать стоит с того, что самолёты, в отношении которых применялось название МиГ-35, уже неоднократно поднимались в небо и служили украшением лётной программы авиасалона МАКС.
Именно так должен был называться многофункциональный истребитель 5-го поколения, разработка которого началась в СССР в 1981 году. Прототип будущего МиГ-35, который создавался в ответ на разработку первого американского истребителя 5-го поколения F-22, имел обозначение МиГ 1.44. Из-за развала Советского Союза развитие этой программы замедлилось. И хотя МиГ 1.44 успел подняться в воздух 29 февраля 2000 года, вскоре после этого взлёта произошло окончательное падение: проект был закрыт в пользу разработки ОКБ им. П.О. Сухого, ныне известной как Т-50. Индекс МиГ-35 освободился для дальнейшего использования.
Поскольку проект МиГ 1.44 буксовал, то ещё со второй половины 1990-х годов обозначение МиГ-35 начали примеривать ко всем модификациям МиГ-29, основного фронтового истребителя отечественных ВВС. МиГ-29М (взлетел впервые ещё в 1984 году), МиГ-29М2, МиГ-29М3, МиГ-29М4 - рядом со всеми рано или поздно начинало маячить обозначение МиГ-35 (правда, чаще всего в скобках).
Наконец, маркетинговое обозначение МиГ-35, уже без всяких скобок, было присвоено самолёту, который участвовал в тендере ВВС Индии на закупку 126 средних многоцелевых истребителей стоимостью более 9 млрд долларов. Этот МиГ-35 дебютировал на аэрошоу Aero India в Бангалоре в 2007 году и представлял собой, по сути, сухопутную версию палубного истребителя МиГ-29К, разработанную на базе МиГ-29М для индийского авианосца «Викрамадитья», в который превратился советский тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». МиГ-35 отличался от МиГ-29К, в сущности говоря, лишь заменой тормозного гака на тормозной парашют и складного крыла на обычное.
МиГ-29К вернулся на аэродром базирования после выполнения миссии в Средиземном море на ТАВКР "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии
Тендер в Индии МиГ-35, к сожалению, проиграл (индусы предпочли французский Dassault Rafale), но произошло это скорее по политическим причинам. После массовых закупок Су-30МКИ и МиГ-29К руководство Вооруженных сил Индии не захотело, чтобы их истребительный парк состоял целиком из российских самолётов.
Индусам МиГ-35 образца 2007 года не пригодился, но задел по этому проекту был сделан такой, что терять его было неразумно. Тем более что значительная часть этого задела появилась благодаря финансированию Индией разработки МиГ-29К. И вот 26 января 2017 года в Луховицах миру был явлен «настоящий» МиГ-35, хотя большинство его преимуществ в сравнении с МиГ-29, о которых как о невероятной новости писали все СМИ после презентации, в целом повторяют списки десятилетней давности. Электродистанционная система управления вместо гидравлической, радар «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой, увеличение боевой нагрузки и запаса топлива, антикоррозийная защита и усиленное шасси, «бездымные» двигатели РД-33МК увеличенной тяги, уменьшение в 2,5 раза стоимости лётного часа (замена двигателя в полевых условиях занимает всего 58 минут), «стеклянная» кабина с большими дисплеями и так далее.
Есть, разумеется, и некоторые дополнения. Всё же наши конструкторы не сидели 10 лет сложа руки. На новом МиГ-35 предусмотрена установка новых российских вооружений, которые не поставляются на экспорт. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей новой модификацией радара «Жук-АМЭ» увеличена до 260 км, а его масса снизилась с 240 до 100 кг! Введён очень мощный многоспектральный комплекс обороны, позволяющий засечь пуск ракеты противника и отслеживать её траекторию с любого направления. При этом создатели настоящего МиГ-35 утверждают, что довели его качество «до звона».
Большинство этих систем пригодятся и для будущего лёгкого истребителя 5-го поколения, если решение о его создании будет принято. После отработки на борту МиГ-35 останется лишь изготовить новую «оболочку» с технологией радионевидимости (правда, нужны будут и новые двигатели). Этот проект, если до него дойдёт дело, будет вести, как ожидается, корпорация «МиГ», что позволит сохранить легендарную компанию, обладающую громадным потенциалом. И это тоже один из важных аспектов проекта МиГ-35.
И всё же пятерку с плюсом создателям концепции МиГ-35 следует поставить прежде всего за маркетинг: недаром формат презентации больше напоминал показ новой модели люксового автомобиля и на мероприятие были приглашены представители более 30 иностранных государств.
Экспортный потенциал
Момент для очередного «дебюта» МиГ-35 выбран не случайно. Это предложение для стран, которым нужен истребитель поколения 4++, но не такой дорогой, как западные Rafale, F-16 или даже наш тяжёлый Су-35С. Стоимость МиГ-35, повторим, не озвучивается, но очевидно, что он станет самым доступным на рынке истребителем уровня 4++. Собственно, в этом и заключается его «лёгкость». Рассуждения о том, что доля лёгких и тяжёлых истребителей в парке ВВС уважающей себя страны должна составлять 30 и 70% соответственно, - лукавство или скорее «соус», под которым подают новое «блюдо» в виде МиГ-35. Этот тезис верен для таких стран, как США и СССР. Но большинству традиционных покупателей вооружений России нужен просто истребитель. И чем дешевле, тем лучше.
Самолёты семейства Су-27 в течение десятилетий очень успешно продавались на международном рынке, но наступил момент, когда почти все, кто могли его купить, сделали это. МиГ-35 - это отличная попытка «расшевелить» покупателей, создать новый сегмент продаж отечественной авиатехники. МиГ-35 предлагает те же многофункциональные возможности, что и Су-35С, но по более доступной цене. Есть шанс, что в условиях спада в мировой экономике, когда и без того небогатые страны становятся совсем скупыми на закупку военных «игрушек», этот расчёт сработает.
Китай МиГ-35, конечно, не купит, как и Польша с Болгарией, до сих пор эксплуатирующие МиГ-29. Но среди заказчиков могут быть не только Египет, Ирак, Иран, Вьетнам, Малайзия, Алжир, Куба и Перу, но и Индия, которая не очень довольна выбором Rafale, чьи закупки из-за дороговизны пришлось сократить со 126 до 36 штук. А ведь Индии надо чем-то заменить порядка 450 устаревших МиГ-21, которые до сих пор стоят на вооружении этой страны.
Су-35С, Сирия, перелёт на авиабазу Хмеймим, февраль 2016 года
Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net
Экспортная стоимость Rafale оценивался в 100 млн долларов. Это больше цены американского лёгкого истребителя 5-го поколения F-35A, чью стоимость производитель обещает к началу массового производства в 2019 году снизить до 83,4 млн долларов. МиГ-35, представленный в рамках индийского тендера (то есть более 5 лет назад) стоил порядка 45 млн долларов. Цена МиГ-35 образца 2017 года, наверное, будет побольше (хотя это будет зависеть от комплектации), но вряд ли превысит 83 млн долларов, за которые Су-35С купил Китай в 2015 году.
И все же остается вопрос: зачем МиГ-35 нужен ВКС России? Для этого также есть весомые экономические резоны. Серийное производство палубного МиГ-29К уже налажено в стране, причем за счёт иностранного заказчика. А МиГ-35 - это во многом тот же МиГ-29К. Почему бы современной машиной, производство которой уже освоено, не пополнить ряды отечественных ВКС? А там, глядишь, появятся заказы и из-за рубежа. Ведь принятие самолёта на вооружение в собственной стране - важный аргумент в переговорах с зарубежными клиентами. МиГ - один из самых известных в мире отечественных брендов. Грех не использовать его потенциал.