Сирийское противостояние - уроки, выводы и перспективы (КАРТА)
31.01.2017 - 22:05
Разрешение конфликта в ближневосточной Сирии имеет огромное значение не только для региона, но и окажет влияние на всю геополитическую ситуацию в мире.
Для понимания происходящих там процессов необходимо сделать небольшой экскурс в историю.
Нынешняя Сирия была сформирована отцом Башара Асада, компетентным государственным и политическим деятелем, Хафезом аль-Асадом, который руководил страной на протяжении 29ти лет - с 1971 по 2000 год.
Башар Асад стал шестнадцатым президентом страны в 2000 году. К 2010 году искусственно созданная и навязанная определенными силами «Арабская весна», которая к тому времени успела уничтожить Йемен, Ирак, Афганистан, Ливию и едва не разрушила Египет и Тунис, докатилась до Сирии, инспирировав там начало протестных движений.
Сегодня у специалистов нет никаких сомнений в том, что так называемые арабские революции являются управляемыми извне процессами, конечная цель которых - свержение неугодных США и Западу правительств и политиков для замещения их на лояльных и управляемых, что на практике означает доминирование в регионе прозападных сил.
Относительно самостоятельный Башар Асад не вписывался в новое устройство региона и поэтому мешал своим геополитическим противникам - Израилю, США, Саудовской Аравии, Катару, Турции и некоторым европейским странам, прежде всего Великобритании и Франции. Спецслужбам этих стран, по откатанным в ходе «Арабской весны» схемам, не составило труда организовать снабжение «мирных протестантов» в Сирии деньгами и оружием.
В результате в 2011 году в стране началась гражданская война, разжигателями которой стали террористические организации «Фронт ан-Нусра» (региональное подразделение «Аль-Каиды»*), ИГИЛ* и другие.
Развитие гражданской войны в Сирии шло по тому же сценарию, что и в Ливии. Как и у Кадаффи, нашлись у Асада и свои предатели. Генерал Мустафа аль-Шейх, перешедший на сторону боевиков Сирийской Свободной Армии (ССА), в 2012 году в интервью газете «La Republica» заявил: «Президент Башар Асад падет в сентябре 2012 года, потому что его войска деморализованы, большая часть офицеров-суннитов дезертировала, его оружие слишком старое и боеприпасов очень мало».
Ситуация была катастрофической. Крупнейшие города страны стали заполняться боевиками, которые проникали под видом мирных жителей, а как только армия начинала оказывать сопротивление, СМИ и западные страны сразу реагировали, обвиняя сирийскую власть и лично Асада в «чрезмерном применении силы» к «мирным протестующим». За несколько лет «ползучей» гражданской войны сирийская армия потеряла территории на востоке и в центральной Сирии, восточную половину Алеппо. Столкновения начались и в столице страны Дамаске.
Разнородные группировки боевиков буквально разорвали страну. В центре и на востоке обосновался ИГИЛ, так называемая умеренная оппозиция контролировала Идлиб и часть Алеппо, на юге страны бесчинствовали боевики из Саудовской Аравии, прошедшие подготовку у американских инструкторов.
Читайте также:
ВКС России громит ИГИЛ в Дейр-эз-Зор: корректируемые бомбы падают на головы террористов По информации представителей министерства обороны РФ, в середине 2015 года под контролем сирийской армии находилось не более 30% территории страны. Сирия находилась на грани распада и краха государственности.
От окончательной гибели Сирийскую Арабскую Республику спасла дружественная помощь из России. 30 сентября 2015 года, по просьбе сирийского правительства, в страну началась переброска авиационной группы ВКС России, которая позже была усилена ССО, саперами, медиками и другими подразделениями.
Под руководством начальника Генерального штаба МО РФ Валерия Герасимова было организовано эффективное взаимодействие с Сирийской арабской армией, спланирован и успешно проведен ряд операций, в которых был задействован огромный потенциал ВКС, что привело к стратегическому перелому в ходе войны.
Среди этих операций особо стоит выделить освобождение Пальмиры, блокирование и освобождение Алеппо и ликвидацию анклавов джихадистов в провинциях Латакия, Дамаск и Хама.
Эти операции, безусловно, станут хрестоматийными примерами грамотного оперативно-тактического планирования. Высшие экспертные оценки этих операций подтверждаются вручением начальнику генерального штаба МО Валерию Герасимову и министру обороны Сергею Шойгу государственных наград по итогам операции. Иллюстрации дают наглядное представление об изменении оперативной обстановки за полтора года после начала оказания помощи российским контингентом:
Перспективы
По мнению военных специалистов, перспективной тактикой станет дальнейшее постепенное вытеснение боевиков с занимаемых ими позиций, при которой особое внимание нужно будет уделять пресечению контратак противника.
Как пояснил Федеральному агентству новостей (ФАН) военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев: «Быстрый захват Пальмиры в прошлом году был воспринят как успех и таковым являлся. Но посмотрите на карту - правительственные войска контролировали только узкую полосу территории вдоль дороги, при этом горы и холмы вокруг заняты боевиками ИГИЛ. Невозможно контролировать город, не контролируя территорию вокруг. К сожалению, Пальмира была отбита у правительственных войск именно потому, что наступление не велось на широком фронте. В будущем войска Асада не должны повторять таких ошибок, нельзя спешить и оставлять открытыми фланги».
В целом, по оценкам специалистов, все действия сирийской армии на различных направлениях, проводятся в соответствии с разработанными высшим командованием планами, с рациональным и максимально эффективным использованием возможностей наземной и военно-космической разведки, а также с применением самых современных артиллерийских систем и сил ВВС.
Руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов обращает внимание на то, как под руководством командующего российской группировкой войск в Сирии, генерал-полковника Андрея Картаполова, подразделения САА грамотно продвигаются под Пальмирой, наступая на широком фронте и занимая господствующие высоты, закрепляя достигнутый успех.
В целом, специалисты склонны рассматривать военно-политическую ситуацию в Сирии в 2017 году как стабильную с тенденцией к улучшению.