Будьте осторожны с терпеливыми людьми. Когда у них кончается терпение - они сжигают порты, а не корабли.
Автор неизвестен
А сколько было пафоса и понтов буквально за неделю до часа икс! Тогда как раз было объявлено, что Михаил Мишустин, действуя с одобрения Владимира Путина, в одностороннем порядке снял санкции с трех украинских предприятий. Для заробитчан ключевой фразой стало «в одностороннем порядке» И понеслось! «Что, москалюги, не можете без украинских товаров?» - бесновались в припадке свидомого патриотизма украинские заробитчане. Дальше - больше.
Очень сильно стали возбуждаться и предвкушать снятие санкций в одностороннем порядке со всех украинских предприятий «умеренные» эксперты всех мастей на условно оппозиционных каналах. У меня сложилось четкое ощущение, что эти эксперты так и не поняли, что этот шаг символический и Россия будет ждать ответных шагов, а не безропотно и покорно снимать санкции со всех предприятий из списка Медведчука. Некоторые российские эксперты и вовсе считают этот шаг своеобразной политической помощью Путина Медведчуку в преддверии местных выборов на Украине. Но нет! Украинские эксперты так широко раззявили хавальники, что вместо обсуждения ответных шагов украинского руководства начали мечтать о скорейшем возрождении «Антонова».
Выглядит это примерно так: русские дают огромную кучу денег для перевооружения и реконструкции предприятия, затем Путин (по отмашке Медведчука) дает команду министерствам и ведомствам России закупать самолеты марки «Антонов». Естественно, предварительно Россия за заказанные самолеты еще и должна произвести предоплату. Теперь можете экстраполировать данное «видение» на все товары и предприятия незалэжной нэньки, и перед вами во всей красе предстанет картина украинских аппетитов, сдобренная псевдоэкспертным сумасшествием. Обсмотревшись этой трескотни, украинские заробитчане пошли еще дальше: стали размышлять о реинтеграции Донбасса и скорейшем возвращении Крыма. Разумеется, про то, что Россия должна выплатить Украине огромную компенсацию (500 миллиардов долларов - ни больше ни меньше) они тоже не забыли.
Но прошло три дня, и в четверг, 15 октября, я имею довольно странный телефонный разговор с руководством, которое требует обозначить из подконтрольного мне списка заробитчан тех, кого можно немедленно рассчитать. Так сказать, особо ретивых. Где-то через полчаса мне позвонил дежурный мастер (у нас их три, все местные, каждый дежурит на площадке по 12 часов) и довел до моего сведения, что заробитчане осведомлены о том, что часть из них через три дня, а именно в понедельник, 19 октября, не позднее 13:00 по местному времени обязана освободить бытовки и покинуть строительный городок.
Я позвонил своему коллеге, тоже начальнику участка, который работает на Приобском месторождении. И что же? Там такая же картина - избавляются от особо ретивых. Косвенно это подтвердил и руководитель украинской делегации, что встречалась с руководителем Российской торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным 21 октября 2020 года, функционер ОПЗЖ Тарас Козак, который попросил предоставлять побольше рабочих мест украинским заробитчанам. Также из открытых источников стало известно, что российские пограничники, руководствуясь президентским указом, перестали пропускать украинцев с ID-картой и адресной справкой, а также только с загранпаспортом: необходим полный пакет документов с указанием прописки. Только вчера на границе были развернуты три харьковских автобуса-«хохловоза», набитых заробитчанами. Из всего вышеописанного я могу предположить, что сокращение украинских и белорусских гастарбайтеров на российских стройках приняло масштабный характер.
В чем же причина, спросит читатель? Неужели прозрели? Отвечаю: прозрели давно, но действовать стали, как только представилась возможность. А причин четыре.
Причина первая: кризис, вызванный коронавирусом. Из-за этого многие крупные стройки, в которых основным инвестором выступал сугубо частный капитал, встали. Про средние и мелкие я вообще молчу, они встали еще с середины июля. Многие российские рабочие и специалисты, что были в них заняты, остались без работы. А вот инфраструктурное энергетическое и дорожное строительство, где основными инвесторами выступают государство, крупные энергетические компании и системообразующие банки, нисколько не приостановлено, напротив, наращивает объемы выполнения. Российское руководство, не мудрствуя лукаво, решило трудоустроить временно безработных россиян посредством этих крупных проектов. Но для того чтобы их устроить, нужно избавиться от значительной части заробитчан, что сейчас и происходит.
Причина вторая: стремление выполнять возведение стратегически важных объектов при участии только лишь российских граждан. А вот этого давно стоило ожидать, тем более что курс на «кадровое импортозамещение» на стратегически важных стройках правительство России объявило еще в 2018 году. Тогда впервые на некоторые стройки (городок при космодроме «Восточный», частичная реконструкция магистрального нефтепровода в Челябинской области и многие другие) перестали брать украинцев и белорусов, хотя раньше кадровые ограничения для подобных объектов касались только трудовых мигрантов из Средней Азии.
Пытливые читатели зададутся вопросом: а нельзя ли было раньше начать этот процесс? Во-первых, действительно, безболезненно для своевременного возведения многих объектов нельзя. Ну, а во-вторых, процесс этот начался не сегодня, он плавно идет уже пару лет. Коронавирус его просто ускорил, выступив своеобразным катализатором. Первые тревожные звоночки прозвучали еще летом 2018 года. Тогда, как выражаемся мы, строители, «белорусов приравняли к украинцам». Это выразилось в том, что на некоторые объекты строительства стали допускать только россиян, кадровики строго поясняли подрядчикам, что «никакие иностранцы не допускаются, даже белорусы». Белорусы тогда на это жутко обижались. Но, судя по событиям и некоторым лозунгам на продолжающемся Беломайдане (а он продолжается, кто бы что ни говорил), решение было не только своевременным, но и правильным.