Вот уже третий месяц в фейсбуке и ЖЖ очередное поветрие: все перепащивают картину Герарда Давида "Суд Камбиса" (1498, правая панель) с присовокуплением соответствующей цитаты из Геродота:
За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.
История, V, 25
И сопровождают такими, например, комментами:
Сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Учитывая, что уровень демократии в России сейчас примерно соответствует иранскому, предлагаю распространить это правило на Российскую Федерацию. Причем портреты судей с отсеченными руками необходимо развешивать на стенах судов, рядом с портретами Путина и Медведева, по всей стране, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.
Отсюда. Камбис интересный был царь, конечно. И своеобразно относился к правосудию. У того же Геродота читаем:
Камбис воспылал страстью к одной из своих сестер и задумал взять ее в жены хотя бы вопреки обычаю. Для этого царь созвал царских судей, и спросил, нет ли закона, разрешающего по желанию вступать в брак с сестрами. А царские судьи - это знатные персы - выбирались [на эту должность] пожизненно или пока их не уличат в каком либо беззаконии. Они судят тяжбы между персами, толкуют законы и обычаи предков и разбирают все сложные дела. Так вот, судьи отвечали на вопрос Камбиса, сообразуясь с законом и соблюдая собственную безопасность: нет такого закона, разрешающего брак с сестрой, но есть, конечно, другой закон, который позволяет царю делать все, что ему угодно. Таким образом, судьи не нарушили закона из страха перед Камбисом, но, чтобы самим не погибнуть, оберегая [отеческий] закон, они нашли другой, более благоприятный для его желания жениться на сестре. Так Камбис вступил в брак с любимой сестрой, но все же немного спустя, он взял в жены и вторую сестру. Младшую же из этих сестер, которая сопровождала его в Египет, он убил.
История, II, 31
У меня только один вопрос: зачем нарезать кожу на ремни, чтобы обтягивать ими кресло? Непрактично как-то. Впрочем, Камбис, как пишет тот же Геродот, вообще был сумасшедший.
Ну и, разумеется, как тут не вспомнить любовную драму, описанную Зощенко:
Персидский царь Камбиз, выпив стаканчик какого-нибудь там шери-бренди,
с восхищением любуется своей прелестной супругой и бормочет ей разные
утешительные слова: дескать, "ах ты моя египтяночка!.. Ну, как там у вас
в Египте?.. Папаша фараон, наверно, тебя чересчур баловал. И вообще, как
же можно тебя не баловать, когда ты такая у меня душечка, и я полюбил
вас, моя дорогая принцесса, с первого взгляда за вашу царственную поход-
ку и так далее".
Тут или она понадеялась на свои женские чары, или уже неизвестно,
что случилось в ее женском сердечке, только она, засмеявшись серебристым
смехом, сказала, что вот, дескать, какой нелепый случай: дочка-то фарао-
на существует сама по себе в Египте, а он вот, персидский царь Камбиз,
без ума полюбил ее, ничего общего с дочкой фараона не имеющую. Он полю-
бил простую девицу из рабынь. Вот что делает любовь с сердцем мужчины.
Тут без содрогания нельзя представить дальнейшую сцену.
Наверно, он заорал диким голосом. Вскочил с дивана в одних подштанни-
ках. С одной босой ноги туфля упала. Губы побелели. Руки трясутся. Коле-
ни подгибаются.
- Как?! - закричал он по-персидски. - Повтори, что ты сказала! Госпо-
да министры! Арестуйте нахалку!
Ну и так далее.