за Веру, царя и количество

Jul 27, 2011 08:49

Владимир Абаринов: Образ юной, хрупкой девушки, противостоящей бесчеловечному режиму (на самом деле Засулич не была ни юной, ни наивной) произвел такое впечатление на либеральную Европу, что она дружно встала на защиту народоволки Геси Гельфман, арестованной по делу об убийстве императора и приговоренной к повешению. Когда выяснилось, что Геся на четвертом месяце беременности, Александр III отсрочил исполнение приговора до рождения ребенка. Но кампания протеста продолжалась, отмены смертного приговора требовал цвет европейской культуры. И царь заменил виселицу бессрочным заключением.

Ана Силджак: Русские нигилисты после Веры Засулич и других покушений и попыток покушения в России, о которых стало известно на Западе, сделались чем-то исключительным на Западе, особенно женщины. В них видели революционеров-романтиков, борцов с чудовищной тиранией, которые жертвовали своей жизнью в этой неравной борьбе. Этому способствовала и тайна, окружавшая организацию. В глазах публики они были отважными мужчинами и женщинами, которые охотно принимали смертный приговор и всходили на эшафот с достоинством. После удавшегося покушения на Александра II в 1881 году Софья Перовская стала идеальным собирательным образом социалистки-убийцы, которая сознательно обрекает себя на смерть, идет на казнь ради своей цели - борьбы с тиранией и воспринимает исполнение приговора практически с ангельской жертвенностью. Так что в западном сознании нигилизм - даже для тех, кто был против его методов - был окрашен в романтические тона и покрыт интригующим покровом тайны. Он стал темой романов, пьес, газетных статей, авторы которых пытались разгадать и объяснить, что такое русский нигилизм.

Радио Свобода. Время и мир.

террор

Previous post Next post
Up