Христианские мыслители ведут спор на эту тему уже не одно столетие. В XVIII веке европейские просветители скрестили перья в очередной раз, и тоже по случаю землетрясения - Лиссабонского. То было страшное бедствие, до основания потрясшее мировоззрение современников и имевшее долгосрочные политические, философские и культурные последствия. Даже такие ходячие выражения, как "потрясение основ", и "земля уходит из-под ног", по мнению некоторых лексикографов, происходят от лиссабонской трагедии.
Грани. Финал, подвергшийся сокращению:
Неловко цитировать самого себя, но в январе 2005 года, после катастрофического цунами в Южной Азии, я питал те же надежды.
Мне казалось, что после такой трагедии мир просто не сможет не стать иным:
Беда, обрушившаяся на Южную Азию, должна открыть глаза гражданам первого мира. Восстановление жизнедеятельности огромного, плотно населенного региона - задача на долгие годы вперед. Но он не может и не должен быть восстановлен в том виде, в каком существовал до цунами, потому что это было несправедливое устройство. Если восстанавливать по совести, жители этой части планеты должны получить все блага современной цивилизации. И это станет настоящим прорывом в борьбе с бедностью. Вкладывая средства в этот проект, Запад тем самым сделает крупнейшую инвестицию и в борьбу с террором, потому что террор - это оружие бедных, а ненависть вырастает из нищеты.
Смог. Но, может, хоть новый урок пойдет ему впрок.