О самолетах. На чем мы летаем

May 15, 2012 10:44

Оригинал взят у skipy в О самолетах. На чем мы летаем
Начало размышлениям положил вот этот пост: http://letchikleha.livejournal.com/130503.html. Совсем вкратце суть. 9 января у самолета VIM Airlines (чартер из Барселоны) с нескольких попыток не завелся двигатель (с выключением света в салоне), пассажиры начали истерить, рваться из самолета наружу, рейс сорван, задержка почти 9 часов, 88 человек из чуть более 200 отказались лететь. Взаимные обвинения компании и пассажиров, ну и прочие скандальные происшествия. letchikleha решил провести по этому поводу ликбез - выделить журналистский бред, рассказать, как оно на самом деле, что и к чему. Респект человеку.

Обсуждение этого ликбеза разрослось до неприличия. И зачастую принимало неприличные формы. От открытых обвинений во лжи («А почему мы должны этому верить? Вы лицо пристрастное, Вам есть, зачем врать») до мнения, что этот пост проплачен. И в числе прочего был один комментарий про плохое состояние летающих у нас самолетов, заканчивающийся так:

И вот теперь скажите, что "это все фигня" и мы и вправду летаем не на "ржавом старье" с американских свалок

Мне стало интересно и я решил проверить это утверждение. Сначала нашел данные по "Сибири", которой мы летаем, когда вообще куда-нибудь летаем, они оказались совсем не такими удручающими. А потом я задумался - а как с вопросом возраста самолетов обстоит дело не у нас? Действительно ли мы покупаем то, что полетало несколько лет, а иностранные компании предпочитают использовать только новые машины?Вот, собственно, об этом я и хочу написать.

Есть такой сайт - www.airfleets.net. Он содержит информацию обо всем, что летает - когда борт был выпущен, когда у кого работал, под каким кодом был зарегистрирован и т.п. Можно искать и по авиакомпаниям - что у них есть, что было, кода получили, когда отдали. В общем, крайне полезная информация в разрезе того, что я хотел изучить. По самолетам нашего производства там ничего (хотя Ту-204 я видел, но это совсем новый самолет), а вот по иномаркам - практически полная информация. Все возрасты указаны на сегодняшнее число - 24 января 2012 года. Все ссылки ведут на соответствующие страницы на www.airfleets.net.

Для начала - по нашим авиакомпаниям.

Аэрофлот

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийAirbus A319152.58.35.8Airbus A320431.28.43.6Airbus A321181.17.23.9Airbus A330140.23.21.8Boeing 767912.120.814.7McDonnell Douglas MD-11318.619.218.8Sukhoi SuperJet 10040.21.00.5Итого1052.58.35.8

Сибирь

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийAirbus A310122.422.422.4Airbus A319206.112.49.7Airbus A32092.16.23.4Boeing 737218.819.419.2Boeing 737 NG60.79.77.0Boeing 767215.016.515.7Итого400.722.49.0

Трансаэро

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийBoeing 7372313.524.417.6Boeing 737 NG50.613.76.5Boeing 7472011.930.716.3Boeing 7671311.925.719.4Boeing 7771012.316.713.3Итого400.630.716.2

UTair

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийATR 42/72250.124.611.4Boeing 7373013.418.115.1Boeing 737 NG80.79.34.9Boeing 75749.818.114.6Canadian Regional Jet1511.715.714.1Итого820.124.612.8

Уральские Авиалинии

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийAirbus 320137.321.213.5Airbus 32188.114.011.4Итого217.321.212.7

Россия (Пулково)

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийAirbus 31999.115.010.2Airbus 32069.818.012.8Boeing 737419.821.020.1Boeing 76739.913.512.1Итого229.121.013.0

Ну и с кого всё началось - VIM Airlines

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийBoeing 7571018.821.619.7Итого1018.821.619.7

Можно было бы продолжать, но эти компании практически покрывают весь рынок пассажирских перевозок.

Итого, промежуточные итоги (отсортировано по среднему возрасту парка).

АвиакомпанияВозрастМинимумМаксимумСреднийАэрофлот2.58.35.8Сибирь0.722.49.0Уральские Авиалинии7.321.212.7UTAir0.124.612.8Россия9.121.013.0Трансаэро0.630.716.2VIM Airlines18.821.619.7

Более чем предсказуемо. У Аэрофлота парк новый, не старше 9 лет. Сибирь, UTAir и Трансаэро свои парки обновляют, выводя самые старые самолеты (возрастных самолетов уже остается мало, закупаются новые). Уральские Авиалинии и Россия живут на когда-то купленных самолетах. Минимальный разброс по возрасту у VIM - они все в районе 20 лет.

Само по себе такое исследование имеет определенную ценность. Но вопрос в другом - о чем эти цифры? 20 лет для самолета - это много или мало? Как считают иностранные авиакомпании?

Если бы меня попросили назвать крупные иностранные авиакомпании, то я бы назвал следующие. Американские - Delta, American Airlines, Northwest (сейчас часть Delta), Southwest, United Airlines. Европейские - Lufthansa, Air France, KLM, British Airways, Ryanair. Ближневосточные - Etihad, Qatar, Emirates. Азиатские - All Nippon Airways, Japan Airlines, Korean Air, Singapore Airlines. Ну и австралийская Qantas сюда же. Вопрос: а какой у них возраст парка?

Delta Airlines

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийAirbus 319578.212.59.9Airbus 320698.421.516.8Airbus 330324.59.06.5Boeing 737 NG831.613.310Boeing 747159.823.718.7Boeing 7571739.627.517.9Boeing 767959.925.015.6Boeing 777181.912.56.9McDonnell Douglas MD-80/9014512.824.520.3Итого6871.627.515.5

Одна уже эта таблица дает обильную пищу для размышлений. В Delta Airlines успешно летают самолеты со средним возрастом 20 лет и максимальным - 27 лет. И в других компаниях то же самое:

American Airlines

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийBoeing 737 NG1670.213.06.1Boeing 7571219.822.617.3Boeing 767738.426.319.2Boeing 777475.713.111.0McDonnell Douglas MD-80/9021012.127.320.3Итого6180.227.315.0

United Airlines

Тип самолетаКоличествоВозрастМинимумМаксимумСреднийAirbus 319559.714.612.0Airbus 320979.418.413.6Boeing 7372814.218.016.5Boeing 737 NG2120.813.98.7Boeing 7472311.722.716.4Boeing 7571587.822.517.0Boeing 7675910.320.914.0Boeing 777741.517.512.6Итого7060.822.712.9

Хватит, пожалуй, таблиц. Суть ясна. По отдельным моделям средний возраст самолетов в американских авиакомпаниях доходит до 20 лет, максимальный превышает 27.

Для удобства сведу данные по всем упомянутым компаниям в одной таблице:

АвиакомпанияКоличество бортовСредний возраст паркаМаксимальный средний возраст по моделиМодель (количество)Американские авиакомпанииDelta Airlines68715.520.3McDonnell Douglas MD-80/90 (145)American Airlines61815.020.3McDonnell Douglas MD-80/90 (210)United Airlines70612.917.0Boeing 757 (158)Southwest Airlines56411.920.1Boeing 737 (194)Европейские авиакомпанииLufthansa30513.321.0Boeing 737 (56)Air France2559.414.2Boeing 747 (12)KLM1139.217.0Boeing 747 (26)British Airways22912.619.3Boeing 737 (19)Ryanair2803.83.8Boeing 737 NG (280)Ближневосточные авиакомпанииEtihad Airways594.48.8Airbus A319 (2)Qatar Airways1024.921.4Airbus A300 (3)Emirates1676.610.8Airbus A340 (18)Азиатские авиакомпанииAll Nippon Airways17112.318.6Boeing 747 (8)Japan Airlines1239.614.8McDonnell Douglas MD-80/90 (16)Korean Air1429.819.6Airbus A300 (7)Singapore Airlines1187.111.2Boeing 747 (16)Австралийские авиакомпанииQuantas14211.319.2Boeing 737 (15)Российские авиакомпанииАэрофлот1055.018.8McDonnell Douglas MD-11 (3)Сибирь (S7)409.022.4Airbus A310 (1)Трансаэро7116.219.6Boeing 767 (13)UTair8212.815.1Boeing 737 (30)Уральские авиалинии2112.713.5Airbus A320 (13)Россия (Пулково)2213.020.1Boeing 737 (4)VIM Airlines1019.719.7Boeing 757 (10)

Какие можно сделать выводы? А их, собственно два.

1. Средний возраст парка самолетов ведущих российских авиакомпаний сравним со средним возрастом парка ведущих мировых компаний. Меньше чем у Аэрофлота средний возраст только у самолетов Ryanair (но у них это политика - закупать только новые самолеты, только одной модификации, эксплуатировать не больше 10 лет) и у ближневосточных - Etihad, Qatar. С этими понятно - компании весьма богатые, заботятся об имидже. При этом, кстати, у Qatar летают три Airbus A300 со средним возрастом больше 21 года.

2. Для самолета 20 лет - не возраст.. У ведущих мировых компаний летают самолеты со средним возрастом, превышающим 20 лет. И не по одному-два борта - у Delta таких 145, у American Airlines - 210. И это только средние величины. А самые старшие в этих парках - 25-27 лет.

Более того, и это не предел. У Federal Express - одна из крупнейших мировых служб доставки отправлений - летают Airbus A310 возрастом в 30 лет без нескольких месяцев! Первый полет - 3 апреля 82 года. А McDonnell Douglas DC-10 с регистрационным номером N365FE совершил первый полет 8 марта 1971 года. Ему сейчас почти 41 год. Средний возраст самолетов этого типа у FedEx - 34.8 лет. И их не один и не два - семьдесят. Самому молодому 23 года. И летают, непрерывно.

Да, я хорошо понимаю, что любой самолет можно халатным обращением заездить за достаточно короткий срок. Но тут уже мы упираемся в другой вопрос - а, собственно, где раньше летали самолеты, которые теперь летают у нас?

Возвращаясь к теме с которой всё началось. А именно, к самолетам VIM Airlines. Из десяти их Boeing 757 шесть летали исключительно у Condor (он же Thomas Cook), оставшиеся четыре кроме Condor несколько месяцев полетали еще у Ryan International. Мне почему-то кажется, что там за ними следили хорошо. Кстати, мне доводилось летать на одном 757 VIM, в 2008-м. К самолету никаких претензий, я бы никогда ему не дал 16 лет. По крайней мере салон у него был в отличном состоянии. Я понимаю, что это не основное, но летел он тоже как по рельсам.

Итого, резюме. Говорить о том, что в росийских авиакомпаниях летает только ржавое старьё, купленное на американских свалках - в корне неверно. Возраст самолетов в ведущих российских авиакомпаниях не сильно отличается от возраста самолетов у лидеров мирового рынка авиаперевозок.

Собственно, я в этом был уверен еще до того, как начал собирать данные.

интересное

Previous post Next post
Up