Перспективные китайский ракеты-носители

Dec 04, 2020 23:18



Китай продалжает работу над сверхтяжелой ракетой-носителем Long March 9 для пилотируемых исследований Луны, роботизированного исследования дальнего космоса и строительства космической инфраструктуры.
Сюй Хунлян, генеральный секретарь Национального космического управления Китая, выступая на Международном аэрокосмическом форуме в Вэньчане 24 ноября заявил, что массивная ракета находится на стадии исследований и разработок, а ее испытательный запуск запланирован примерно на 2030 год.
Событие последовало за запуском миссии по возврату лунного образца Chang’e-5 с космодрома Вэньчан тем утром по местному времени. Миссия была запущена самой большой ракетой Китая массой 878 тонн и длиной 57 метров Long March 5.
Для сравнения, Long March 9 будет иметь длину 93 метра, ценральный блок  ​​диаметром 10 метров и массу при взлете 4 140 метрических тонн. Он будет иметь четыре боковых ускорителя диаметром пять метров, сопоставимые с первой ступенью Long March 5. Long March 9 спроектирован так, чтобы поднимать 140 тонн на НОО или 50 тонн на траекторию отлёта к Луне.
Long March 9 уже давно давно объявлена частью долгосрочных планов по отправке китайских астронавтов на Луну и облегчению исследования дальнего космоса. Однако точная роль системы до сих пор четко не определена, поскольку Китай обдумывает пути исследования Луны как роботами так и людьми.



Потенциальные миссии для Long March 9 включают возврат образца грунта с помощью одной ракеты на Марс, хотя может быть предпочтительнее использовать схему с двумя пусковыми установками с использованием ракет Long March 5 и 3B. Строительство перспективного и технологически сложного проекта космической солнечной энергетики также было намечено в качестве возможной задачи на Long March 9.

Ракета-носитель разрабатывается Китайской академией ракет-носителей (CALT), институтом, принадлежащим China Aerospace Science and Technology Corp. (CASC), гигантскому государственному предприятию и главному космическому подрядчику страны.
Презентация на недавнем CyberSpace Международного астронавтического конгресса показывает, что Китай добился прогресса в создании двигателей большой тяги, необходимых для работы Long March 9.
Первая ступень пусковой установки будет использовать четыре сдвоенных сопловых двигателя тягой 500 т, которые иногда называют YF-130. По словам Хуэй Чена из Сианьского института аэрокосмических силовых установок, принадлежащего CASC, сборка первого керосин-кислородного двигателя YF-130 была завершена в 2019 году и двигатель готов к огневым испытаниям.
Технологии компонентов, включая высокомощные и высокоэффективные турбонасосы, газогенераторы высокого давления, регуляторы тяги с широким диапазоном, главный клапан LOX высокого давления и большого расхода, были проверены.
Long March 9 явно не заявлен как многоразовый. Однако в «дорожной карте космических перевозок», представленной CASC с 2017 года, заявлена ​​цель - сделать все китайские ракеты-носители многоразовыми к 2035 году.
Сюй также отметил, что Китай разрабатывает многоразовую транспортную систему Земля-космос, чтобы улучшить доступ Китая в космос. В сентябре Китай запустил секретный «экспериментальный космический корабль многоразового использования», который, как многие предполагали, был крылатым космическим кораблем.

Альтернативная - или параллельная  тяжелая ракета-носитель?
Еще одна тяжелая ракета-носитель, использующая три ядра первой ступени пятиметрового диаметра и группу двигателей YF-100K, также предлагается CALT для использования в качестве ракетоносителя для пилотируемых полетов на Луну.
Хотя архитектура для пилотируемых полетов на Луну, представленная на Китайской космической конференции 2020 года в сентябре, не включала Long March 9  аргументация заключается в том, что последний необходим для доставки основной инфраструктуры на поверхность Луны, чтобы облегчить более длительные сроки пребывания на Луне.
Новая ракета-носитель для полетов человека в дальний космос, по-видимому, еще не утверждена. Тем не менее, она может получить официальную поддержку с введением нового китайского пятилетнего плана на период 2021-2025 гг.

Даннная ракета-носитель будет иметь длину около 87 метров и массу при старте около 2000 тонн, рассчитан на отправку 25 тонн на
траекторию отлёта к Луне и 70 тонн на НОО


Долгожданная Long March 8
Первой ракетой-носителем CASC с многоразовой первой ступенью будет Long March 8. Первая летная модель была доставлена ​​в Вэньчан и отправлена ​​на репетицию. Запуск назначен на 20 декабря.
Однако этот первый Long March 8 будет расходной версией, при этом РН не будет модернизирована для вертикальной посадки и повторного использования примерно до 2025 года.

This will be expendable, but the Long March 8 will be converted to VTVL in the coming years. pic.twitter.com/DbbjpLh3rA
- Andrew Jones (@AJ_FI) November 29, 2020

Тем временем коммерческие китайские компании разрабатывают собственные ракеты-носители многоразового использования. Landspace намеревается испытать запуск метановой Zhuque-2 ( до 4 тонн на НОО) в следующем году, прежде чем перейти на первую ступень VTVL
с регулируемой тягой (VTVL -  Vertical Takeoff Vertical Landing, по сути - схема полетов Falcon-9.)

Другой, iSpace, который вышел на орбиту в 2019 году с легкой твердотопливной ракетой, разрабатывает свою Methalox Hyperbola-2, чтобы напрямую обеспечить возможность повторного использования первой ступени. В этом месяце компания из Пекина провела испытания в аэродинамической трубе первый этап испытаний, а в следующем году планирует взлетно-посадочные испытания на уровне метров, километров и 100 километров.

Galactic Energy, которая недавно успешно провела свой первый орбитальный запуск, также разрабатывает ракету-носитель средней грузоподъемности. «Паллас-1», запланированный на конец 2022 года, будет сжигать керосин и жидкий кислород и будет способен работать с технологией VTVL.

( ссылка )

космос, Китай

Previous post Next post
Up