ПОСЛЕДНИЙ ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР БРИТАНИИ
«ХУД»
24 мая 1941 года, мрачная дата в истории флота Великобритании. Примерно в шесть часов утра, после короткой перестрелки с германским отрядом в составе линкора Бисмарк и тяжелого крейсера Принц Евгений, получив несколько попаданий, вначале загорелся, а спустя несколько минут взорвался на собственном боезапасе и почти мгновенно затонул линейный крейсер флота Его Величества «Худ». В этой скоротечной драматичной катастрофе британский флот потерял около 1400 своих моряков и корабль, бывший визитной карточкой Британии. Троих уцелевших подобрали миноносцы, но они мало, что могли прояснить в случившемся. Ставший свидетелем гибели своего флагмана второй линкор британского соединения Принц Уэльский, оставшись один на один с двумя кораблями противника, вскоре вышел из боя с серьезными повреждениями.
История «Худа» начинается в середине первой мировой, в момент, когда идея линейного крейсера как жизненно необходимого для взаимодействия с новейшими дредноутами получила признание у всех ведущих морских держав. Суть идеи линейного крейсера упрощенно сводится к постройке, так сказать, крейсерской версии линкоров дредноутного типа, с таким же количеством стволов единого большого калибра, но с увеличенной скоростью, за счет уменьшения толщины броневой защиты. По концепции основного идеолога линейных крейсеров адмирала Фишера именно скорость должна была стать основной защитой данного класса кораблей. Основная роль линейных крейсеров при дредноутах - поиск и сковывание сил противника до подхода своих основных сил. Ну а при самостоятельных действиях назначение сводилось к прерыванию торгового судоходства противника, обстрел баз и прочее. Причем считалось, что в этом качестве они будут почти безнаказанны, поскольку имея калибр линкоров, но более высокую скорость, даже в бою с линкорами имели шанс оторваться, намяв противнику бока, ну а старые типы крейсеров, просто не имели против них никаких шансов. Кстати последнее утверждение было подтверждено в бою у Фолклендских островов.
«Худ» задумывался как головной корабль серии из четырех линейных крейсеров в ответ на германские линейные крейсера типа «Макензен». Серию, которую должен был возглавить «Худ», сами британцы относили к шестому поколению линейных крейсеров типа «Адмирал». Для серии были выбраны имена «Худ», «Хоув», «Родней» и «Энсон». Являясь по сути улучшенными «Ринаунами», новые линейные крейсера, фактически до предела использовали возможности судостроительных мощностей Британии, став самыми большими не только в своем классе, но и вообще из подготовленных к закладке до этого боевых кораблей.
Грозное предзнаменование
В день закладки первого корабля серии линейных крейсеров шестого поколения, именно он и стал в итоге «Худом», 31 мая 1916 года, произошло событие, всерьез подорвавшее репутацию британских линейных крейсеров, оно вошло в историю как Ютландский бой. Потери британцев в этом бою составили три линейных крейсера, которые погибли от внутренних взрывов боеприпасов. Гибель их была настолько быстротечна, что не оставляла экипажам почти никаких шансов на спасение. Удручал и тот факт, что это были не какие-то фатальные попадания среди множества других, а именно всего несколько попаданий обративших современные корабли в облако дыма и дождь обломков. Эффект от потерь, был на столько силен, что поставил под вопрос необходимость строительства всей серии линейных крейсеров шестого поколения, а уже имевшиеся в строю корабли данного класса подвергли серьезным доработкам.
Строительство
Немного поостыв, специалисты Адмиралтейства решили все-таки продолжить строительство кораблей серии, внеся в проект значительные изменения, в итоге «Худ» и его сестер-шипов, фактически перезаложили, конкретно «Худ» перезаложили 1 сентября 1916 года. Изменения в проект вносились и в 1917 году, а в феврале этого же года, после получения информации о свертывании в Германии строительства семи линейных крейсеров, Военный Кабинет решает продолжать строительство только «Худа», строительство остальных кораблей серии приостанавливают. К началу 1918, у части лордов Адмиралтейства снова возникает сомнение в целесообразности продолжения строительства «Худа», однако отделу военного кораблестроения удается доказать необходимость завершения строительства. В итоге, многострадальный «Худ» спускают на воду 22 августа 1918 года. Достройка «Худа» завершается январю 1920.
Итак, что же получилось у британских корабелов? А получился «кораблик» в длину 262,3 метра, два типовых футбольных поля с половинкой, ширина наибольшая 32,6 метра, осадка 9,6 метров. Основу вооружения составляли восемь 13 дюймовых (330 миллиметров) орудия в четырех башнях (два ствола на башню). 24 котла типа «Ярроу» питали паром четыре турбины «Браун-анд-Кертис», суммарной мощностью 151 280 л.с., они вращали четыре гребных вала. На испытательных пробегах «Худ» показал скорость 31,5 узла в среднем. В состав флота «Худ» был введен 14 мая 1920 года.
Следует отметить, что еще при строительстве о «Худе» начали создавать миф как о самом могучем, большом и прочая. Присутствует мнение, что именно данный миф не позволил, остановить постройку «Худа», тем более отправить на разборку. Как бы то ни было, «Худ» и в самом деле на тот момент был самым большим боевым кораблем британского флота. «Могучий Худ», именно так именовало население Англии этот линейный крейсер. Не удивительно, что он часто использовался как флагманский корабль, для пропагандистов он был идеальным символом мощи флота Англии. Собственно эта идеологическая нагрузка сыграла печальную роль в судьбе линейного крейсера. Вместо того, чтобы пройти кардинальную модернизацию, корабль, вынужденный постоянно быть на виду, успевал проходить плановые ремонты и незначительные, скорее косметические модернизации.
Война
С августа 1939 года, переходы для демонстрации флага, маневры и учения для «Худа», ну равно и как для всего другого Британского флота закончились, началась интенсивная подготовка к все более и более вероятной войне. 3 сентября 1939 года Англия официально объявила, что находится с Германией в состоянии войны. Начинается череда выходов на патрулирование, прикрытие конвоев, операции по блокаде торгового судоходства Германии. Немцы начинают проведения рейдерских операций своими крупными боевыми кораблями, «Худ» неоднократно участвуют в операциях по перехвату рейдеров, но все они кончаются ничем.
Первая по настоящему, с артиллерийской дуэлью между кораблями, боевая операция «Катапульта», произошла 3 июля 1940 года. 1 июля британская эскадра с линейным крейсером «Худ» в качестве флагмана, подошла берегам Алжира. Целью операции была нейтрализация в порту Оран, совсем недавно еще союзных, французских кораблей. Никакие попытки мирно решить проблему не помогли и в 17 часов 3 июля 1940 года, между недавними союзниками начался бой. Конкретной целью для «Худа» был новейший французский линкор «Дюнкерк». Бой был коротким и ожесточенным, «Дюнкерку» были нанесены серьезные повреждения, на нем было много убитых и раненых. «Худ» не получил ни одного прямого попадания.
Далее в жизни линейного крейсера следует череда переходов и патрулирований, 1941 год он встретил в море.
Последний ремонт
13 января 1941 года «Худ» прибывает на верфи в Розайте, для проведения планового текущего ремонта. В ходе ремонта производившегося с 16 января по 15 марта на «Худ» установили новый радар, кое-что убрали, но в принципе ничего серьезного не делали. В 1941 «Худу» исполнялся 21 год, что было предельным возрастом для кораблей его класса, согласно принятыми Британией статьями Вашингтонского договора 1921 года, однако война внесла свои коррективы. Вопрос о серьезной модернизации, с фактической заменой силовой установки и другими радикальными перестройками, всерьез встал уже в 20 годовщину линейного крейсера. К своей второй круглой дате «Худ» подошел с сильно изношенной паротурбинной установкой, максимальный ход с 31 узла упал до 28, да и эти 28 узлов можно было безопасно поддерживать очень не значительное время. Также, с учетом роста возможностей средств нападения иностранных флотов, нуждалась в кардинальной модернизации система бронирования, особенно палубная, а также противоторпедная защита корпуса. Самое, главное, что Адмиралтейство уже собралось поставить «Худ» на ремонт, с радикальной переделкой проблемных узлов в декабре 1939, но начавшаяся война не позволила эти намерения реализовать. В свой последний бой «Худ» пошел на изношенной энергетической установке, с не усиленной палубной броней. Возможно именно эти обстоятельства, если и не стали прямой причиной, то крайне способствовали столь скоротечной и драматичной гибели этого последнего из линейных крейсеров Британского флота.