Факт существования СССР в 1923 году трудно было отрицать. Но многие европейские политики и 5 лет спустя после Октябрьской революции не смирились с положением, при котором деньги, вложенные их соотечественниками в имущество на территории России, больше не приносили им доход.
Едва налаженные связи то и дело осложнялись старыми претензиями и пограничными инцидентами. И всё-таки, в отношениях с ближайшими соседями, кроме Румынии, СССР мог опираться хотя бы на какие-то взаимные обязательства. Остальные государства не решались даже заговаривать о признании страны, непризнанной такими крупнейшими державами, как Англия, США, Франция и Япония.
В случае с Великобританией речь шла только о юридическом признании. Англо-советские контакты, возобновившиеся в 1920 году, успешно развивались. В 1920 году советско-британский товарооборот оценивался в 4,7 миллионов довоенных рублей, а в 1923/24 хозяйственном году он достиг 103,9 миллионов рублей. Однако, признавая некоторую пользу советского рынка, в Лондоне не торопились признавать СНК СССР, как равноправного партнёра.
Положение изменилось 6 декабря 1923 года, когда в результате досрочных выборов в Великобритании к власти пришла коалиция лейбористов и либералов. Лидер победившего блока Рамсей Макдональд 8 января 1924 года на митинге в Альберт-холле обещал радикально изменить политику Англии в русском вопросе. Для признания СССР ему потребовалось несколько недель.
Английский кабинет предложил советскому правительству прислать в Лондон представителей, снабжённых необходимыми полномочиями "для выработки предварительной основы окончательного договора, решающего все имеющиеся между обеими странами вопросы". До назначения послов, временными поверенными обеих держав стали официальные агенты, действовавшие в Лондоне и Москве: Х.Г.Раковский и Р.Ходжсон.
Дальше предстояло урегулировать многочисленные спорные вопросы. 9 апреля 1924 года прибыла в Лондон советская делегация.
Усиление Советского Союза вынуждало считаться с его интересами. Уже 8 августа 1924 года между СССР и Великобританией были подписаны Общий договор и торговое соглашение. В обоих документах стороны пошли на важные уступки.
Советское правительство соглашалось возместить убытки британских кредиторов, понесённые после 1917 года. При этом, претензии британского правительства должны были рассматриваться позднее с учётом ущерба, нанесённого советским гражданам.
Существенной особенностью соглашения было то, что оно распространялось и на британские доминионы, создавая основу для налаживания отношений с Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Ирландией и Южной Африкой.
Правительство СССР получило право "вести торговые операции либо непосредственно через торгового представителя Союза, либо через какие-либо организации и учреждения, находящиеся под контролем этого (советского) правительства, либо иначе". Таким образом, была признана советская монополия внешней торговли.
8 октября 1924 года признавшее СССР правительство Макдональда ушло в отставку. Это сразу же повлекло за собой свертывание и без того не слишком гладких отношений между Великобританией и СССР. Уже 20 ноября 1924 года консервативный кабинет Болдуина-Чемберлена в специальной ноте отказался от ратификации англо-советского договора, сославшись на обнародованное "письмо Коминтерна". Однако отказываться от едва налаженных отношений в Лондоне не стали.
Официальное признание со стороны Великобритании существенно облегчило налаживание отношений СССР с другими европейскими странами, для которых решение Лондона было своеобразным сигналом о допустимости связей с большевиками. Проще всего этот вопрос был решён с Италией.
Советско-итальянские отношения можно было наладить уже после Генуэзской конференции. Усилиями Красина и Чичерина 24 мая 1922 года был подписан советско-итальянский торговый договор. Однако, оценив выгоды, полученные итальянцами от этого соглашения, Политбюро ЦК РКП(б) предпочло отказаться от него. В результате был отложен и вопрос о признании СССР.
Приход к власти фашистов не изменил общей тенденции к нормализации советско-итальянских отношений. Через неделю после своего назначения премьер-министром Муссолини заявил советскому представителю в Италии В.В.Воровскому о готовности установить дипломатические отношения с СССР.
7 февраля 1924 года в Риме Б.Муссолини, Н.И.Иорданский и Я.Д.Янсон поставили подписи под договором о торговле и мореплавании между СССР и Италией. Статья первая этого документа провозглашала установление "нормальных дипломатических и консульских сношений" между странами и взаимное признание "единственно законной и суверенной власти" друг друга. В тот же день была подписана Советско-итальянская таможенная конвенция.
Вслед за Англией и Италией поспешило наладить отношения с Советским Союзом и австрийское правительство. 25 февраля представитель Австрии в Москве Поль направил в НКИД СССР ноту, в которой извещал о намерении своего начальства "возобновить нормальные дипломатические и консульские сношения" с Советским государством.
Решение британского правительства послужило вдохновляющим примером для политиков скандинавских стран. 15 февраля 1924 года МИД Норвегии вручил представителю СССР в Христиании (Осло) ноту о признании Правительства Союза Советских Социалистических Республик.
Ответное послание из Москвы в Норвегию было отправлено 10 марта 1924 года. Это было извещение о желании "немедленно приступить к действительному установлению правильных дипломатических сношений". Полпредом СССР в Норвегии была назначена А.М.Коллонтай.
Свои сложности были в отношениях с Швецией. Однако быстрая нормализация отношений с Великобританией помогла и тут. 15 марта министр иностранных дел Швеции Маркс фон Вюртемберг уведомил советского представителя в Стокгольме В.Осинского, что "Королевское Шведское Правительство признает Правительство Союза Советских Социалистических Республик единственно законным и суверенным Правительством СССР де-факто и де-юре".
Решение датского кабинета о признании СССР состоялось чуть позже, хотя подготовительная работа к этому шагу началась за год до этого. 23 апреля 1923 года в Москве заместитель наркома иностранных дел РСФСР M.M.Литвинов и представитель Дании Ю.Клан подписали предварительное соглашение о нормализации отношений.
Не было особых препятствий для нормализации отношений СССР и Греции. Однако все предпосылки теряли свое значение, поскольку к этим факторам следовало добавить участие Греции в интервенции против России, а также антиклерикальную политику большевиков, затрагивавшую православную церковь.
Но политические круги, проводившие антисоветский курс, оказались неустойчивыми. Уже в марте 1924 года рухнула греческая монархия, и на земле Эллады была провозглашена Вторая республика. Вместе с администрацией изменился и внешнеполитический курс. 8 марта 1924 года было принято решение о восстановлении дипломатических отношений между Афинами и Москвой.
Совершенно непредсказуемо развивались советско-албанские отношения. В Москве едва ли рассчитывали на налаживание контактов с этой страной. Тем не менее, 16 июня 1924 года в Албании к власти пришло правительство во главе с православным епископом Фан Ноли, который провозгласил программу демократических реформ.
6 июля 1924 г. албанское правительство заявило, что будет "весьма счастливо установить дипломатические и дружественные отношения между народами русским и албанским". И тут на епископа обрушились обвинения в "большевизме". Под давлением внешних и внутренних сил Фан Ноли предложил советскому полпреду покинуть Албанию. Впрочем, это не спасло епископа от свержения.
Восстановление отношений с Китаем началось ещё в условиях Гражданской войны. Уже 27 сентября 1920 года состоялась беседа В.И.Ленина с генералом Чжан Сылинем, которому вручили советские предложения о принципах будущих двухсторонних отношений. Первым результатом этих контактов стал отказ от признания полномочий старой русской миссии в Пекине. Однако переговоры с китайскими дипломатами продвигались очень неторопливо.
Только осенью 1923 года СССР и Китай обменялись дипломатическими делегациями. Советскую миссию возглавил заместитель наркома иностранных дел Л.М.Карахан, который прибыл в Пекин 2 сентября 1923 года. Ему удалось наладить связи как с пекинским кабинетом, так и с Сунь Ятсеном. 21 февраля 1924 года начались советско-китайские переговоры.
Утром 14 марта Л.М.Карахан и Ван Чжэнтин парафировали проект советско-китайского соглашения. Однако намеченное на вечер того же дня официальное подписание документа было отменено по инициативе китайской стороны. Немалую роль в этом решении сыграл демарш французского правительства, пригрозившего финансовыми санкциями.
Но отказ от соглашения с Советским Союзом не сделал положение пекинских властей прочнее. По Китаю прокатилась волна демонстраций в поддержку СССР. За подписание советско-китайского соглашения высказались влиятельные политики и генералы, за которыми стояла не только популярность, но и значительные вооружённые силы.
Переговоры возобновились 21 мая. На этот раз советско-китайские встречи проходили конфиденциально, стараясь не раздражать бдительных дипломатов третьих стран.
31 мая 1924 года Л.М.Карахан и Гу Вэйцзюнь подписали "Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между СССР и Китайской Республикой". На этот раз вопрос о налаживании межгосударственных отношений решался вполне определённо: "Немедленно после подписания настоящего соглашения восстанавливаются нормальные дипломатические и консульские сношения между обеими договаривающимися сторонами."
Китайская миссия в Москве получала статус посольства. Одновременно решался вопрос о передаче Советскому Союзу зданий миссии и консульств, ранее принадлежавших царскому правительству. СССР и Китай отменяли договорённости, "затрагивающие суверенные права или интересы Китая".
Советский Союз признавал суверенитет Китайской республики над территорией Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики). Последний пункт затрагивал советско-монгольские отношения. Предполагался вывод частей РККА из Монголии, но конкретные сроки нужно было согласовать в ходе особой конференции.
Обе стороны брали на себя обязательства "не допускать в пределах своих территорий, по принадлежности, существования или деятельности каких-либо организаций или групп, задачей которых является борьба при посредстве насильственных действий против правительства какой-либо из договаривающихся сторон." Этот пункт выполнить было совсем непросто, поскольку нелегальные организации действовали по обе стороны границы.
Значительная часть договора была посвящена урегулированию статуса Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Не была полностью решена проблема судоходства на Амуре.
Если в Европе нормализация дипломатических отношений могла означать поворот к стабильному курсу, то в Китае 1920-х годов предсказывать следующий политический поворот было почти невозможно. Уже 23 октября 1924 года правившая в Пекине чжилийская группировка во главе с президентом Цао Кунем была свергнута фэнтяньской кликой, возглавлявшейся Фэн Юйсяном.
Попытки объединения Китая в ходе переговоров между Фэн Юйсяном, Чжан Цзолинем, Дуань Цичжуем и Сунь Ятсеном закончились безрезультатно. Таким образом, Советскому Союзу и другим странам поневоле приходилось налаживать связи с разными политическими центрами расколотой республики.
Связи с латиноамериканскими странами налаживать было намного проще, поскольку с ними у СССР не было ни территориальных, ни финансовых споров. Однако каждая из заокеанских республик должна была десять раз подумать прежде чем признавать Советское правительство. СССР был слишком далеко, а США - слишком близко.
Советский консул в Мексике М.Грузенберг был назначен ещё в 1919 году, но его приняли в Мехико только в частном порядке. Не спешили мексиканские власти решать судьбу старых посольств. Только в 1922 году правительство Мексики заявило о непризнании полномочий бывшего царского дипломата В.Вендхаузена.
Постепенно мексиканские дипломаты решились на контакты с советскими представителями Б.Сквирским и Бродовским. Однако власти Мексики старательно обходили вопрос о признании Советского правительства.
Мексиканский МИД сообщил своему представителю в Берлине, что "наша страна не правомочна квалифицировать происхождение правительств и, признавая право каждой страны выбирать правительство, которое ей подходит наилучшим образом, не имеет ничего против возобновления в наиболее благоприятный момент отношений с Россией".
Такая формула с одной стороны позволяла избежать заявлений о признании существующих властей. При этом, подразумевалось, что отношения вообще не прерывались. Исходя из правил этой лукавой игры, заместитель наркома иностранных дел СССР М.М.Литвинов предложил не подписывать никаких документов о взаимном признании, а просто назначить посланников.
Так и было сделано. Советским полпредом в Мексике был назначен С.С.Пестковский. Чуть позже были установлены дипломатические отношения между СССР и Уругваем.
Расширение связей с Латинской Америкой ограничилось двумя странами. Правительства остальных стран к югу от Рио-Негро действовали с оглядкой на США и не рисковали устанавливать отношения с Советским Союзом без одобрения в Вашингтоне.
Более решительными оказались власти королевства Хиджаз, представитель которого Хабиб Лутфулла ещё в 1922 году встретился с Г.В.Чичериным. Контакты оказались успешными.
6 августа 1924 года были установлены дипломатические отношения между Хиджазом и СССР. Правда, уже через год едва признанное государство было захвачено правителем Неджда Абдул-Азизом II. Советское консульство в Хиджазе стало консульством в Саудовской Аравии.
Главные перемены советских дипломатов ожидали во Франции. За четыре года после окончания Гражданской войны отношение официального Парижа к большевикам колебалось между сдержанной неприязнью и плохо скрываемой яростью. Французские чиновники не хотели говорить о нормализации отношений с Советским Союзом до признания дореволюционных финансовых обязательств.
Позиция официальной Франции менялась очень медленно. 22 декабря 1923 года премьер-министр Р.Пуанкаре попытался восстановить дипломатические отношения с СССР на основе признания старых долгов. Однако советские представители оказались неуступчивыми и предварительные условия отвергли.
Положение изменилось 14 июня 1924 года, когда в Париже пришло к власти правительство "левого картеля". Новый французский премьер-министр Эдуар Эррио уже 15 июля 1924 года сообщил Г.В.Чичерину о решении "подготовить в короткий срок восстановление нормальных отношений Франции с Россией".
28 октября 1924 года Эррио сообщил Председателю ЦИК М.И.Калинину, что французское правительство готово "установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путём взаимного обмена послами".
В ответном послании Рыкова, Калинина и Чичерина выражалась уверенность в достижении соглашения между обоими государствами "к величайшей выгоде для народов Союза ССР и Франции". Особо отмечалось "взаимное невмешательство во внутренние дела обеих сторон", упомянутое в послании Эррио.
14 ноября 1924 года Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Франции Л.Б.Красина, сохранив за ним пост народного комиссара внешней торговли. Французским послом в СССР был назначен Ж.Эрбетт. Эррио лишний раз убедился в правильности своего решения в апреле 1945 года, когда его освободила из лагеря в Бабельсберге рота советских автоматчиков.
Таким образом, в течение 1924 года Советский Союз был признан несколькими крупнейшими государствами. Всего же к 1925 году СССР был признан 21 (22?) государствами.
В списке наиболее влиятельных стран, с которыми СССР поддерживал дипломатические отношения не хватало США и Японии. Правда, японское правительство не собиралось откладывать это решение в долгий ящик.
Сложнее было договориться с американской администрацией всё ещё надеявшейся на "неизбежное" свержение большевиков, которое позволило бы получить все возможные выгоды быстро и дешево. Однако Советское правительство не собиралось уходить, вынуждая более менее преприимчивых людей заключать сделки с непризнанными властями. А вслед за торговцами в Москву должны были приехать и дипломаты.
Л.П.Белковец. Ликвидация дипломатической изоляции СССР (от признания де-факто к признанию де-юре). "Наука. Мысль: электронный периодический журнал". 2016. № 8-1. Л.П.Белковец. Первые шаги советской дипломатии (из истории российского законодательства о дипломатическом праве). Международное право. 2016. № 1. С. 42-79. Л.П.Белковец. Советская дипломатия в борьбе за установление добрососедских отношений с Великобританией в 1920-е гг. Genesis: исторические исследования. 2016. № 3. С. 57-85. О.В.Василенкова. Англо-советские отношения в 1918-1924 гг. Автореферат кандидатской диссертации. Рязань. 2007. 187 с. Временное соглашение между Правительствами РСФСР и УССР, с одной стороны, и Правительством Австрии - с другой. Документы внешней политики СССР. Т. 4. М. Госполитиздат. 1960. C. 562. Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Италией. Документы внешней политики СССР. Т. 7. М. Политиздат. 1963. С. 68-85. История внешней политики СССР. 1917-1980 гг. В двух томах. Т. 1 (1917-1945 гг.). М. "Наука". 1980. История дипломатии. Том 3. Дипломатия в период подготовки Второй Мировой войны (1919-1939 гг.). М.-Л. Госполитиздат. 1945. 883 с. Н.И.Лебедев. СССР в мировой политике 1917-1982. 2-е издание. М. "Международные отношения". 1982. 368 с. И.М.Лемин. Внешняя политика Великобритании от Версаля до Локарно. 1919-1925. М. ОГИЗ. 1947. 488 с. И.А.Литвиновский. Восстановление советско-китайских отношений в 1924 г. Российские и славянские исследования: научный сборник. Вып. 8. Минск. БГУ. 2013. C. 174-184. Москва-Рим: Политика и дипломатия Кремля, 1920-1939. М. Наука. 2002. Обмен нотами между Правительством СССР и Правительством Великобритании о признании СССР де-юре Великобританией. (Извлечения). Документы внешней политики СССР. Т. 7. М. Политиздат. 1963. С. 53-55. Предварительное Русско-Итальянское соглашение. Документы внешней политики СССР. Т. 4. М. Госполитиздат. 1960. C. 596. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. II. Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 1 января 1924 года и 1 января 1925 года. М. Литиздат НКИД. 1925. 138 с. Советско-норвежские отношения. 1917-1955. Сборник документов. М. ЭЛИА-АРТ-О. 1997. 683 с. В.А.Шишкин. Становление советско-скандинавских экономических отношений (1917-1923 гг.). Исторические связи Скандинавии и России, IX-XX вв. Труды ЛОИИ. Вып. 11. Л. 1970. С. 164-203.