Развитие советских вооружённых сил после 1921 года проходило в условиях их сокращения. Стране нужна была армия, не требовавшая больших расходов. Однако по мере укрепления экономики СССР становилось очевидно, что будущее РККА требует её реорганизации и оснащения более современным оружием. На 1 июля 1923 года численность Красной Армии составляла 573619 человек, вместо утверждённых правительством 610 тысяч человек.
Первым шагом в сторону преобразования вооружённых сил СССР стала реорганизация органов военного управления, проведенная в августе 1923 года на фоне обострения социально-политической обстановки в Центральной и Восточной Европе. В случае возможной революции требовался более мощный инструмент, чем сокращённая РККА.
На первом этапе решался вопрос не о том, какой будет военная реформа, а о том, кто её будет проводить? Доверять это дело Л.Д.Троцкому большинство Политбюро не собиралось.
9 августа 1923 года было принято решение об объединении РВС сухопутных и морских сил. Месяц спустя Реввоенсовет СССР был пополнен за счёт И.В.Сталина, К.Е.Ворошилова, С.С.Каменева, Г.Л.Пятакова и М.М.Лашевича. Правда, расширение РВС пришлось на некоторое время отложить в связи с протестами Троцкого.
Другим существенным шагом в преобразовании РККА был декрет ЦИК и СНК СССР "Об организации территориальных частей и проведении военной подготовки трудящихся", принятый 8 августа 1923 года. М.В.Фрунзе утверждал: "Выход мы находим в сочетании кадровой армии с милиционной системой. Наличие территориальных формирований позволяет нам увеличить количество пропускаемого через ряды нашей армии контингента."
Принято считать, что важнейшее военное преобразование в РККА - переход к территориальной системе комплектования войск - началось под руководством М.В.Фрунзе. Однако эта точка зрения вызывает сомнения. Прежде всего, идея более дешёвой милиционной армии выдвигалась ещё в 1917 году.
Первое постановление РВСР о переводе девяти кадровых дивизий на территориальный принцип комплектования и ведения службы было принято 12 января 1923 года, т.е. ещё при Троцком. 27 июля того же года было принято решение "О срочности переформирования дивизий на территориальных началах".
Более принципиальными были расхождения между Л.Д.Троцким и М.В.Фрунзе в вопросе о единой военной доктрине. Речь шла о том, нужно ли устанавливать единые представления о развитии вооружённых сил на длительный срок?
Предвидя скорое окончание Гражданской войны, об этом говорил на заседаниях Военно-Исторической комиссии 27 февраля и 12 марта 1920 года известный теоретик А.А.Свечин. Эту же тему затронул А.Е.Снесарев в статье "Единая военная доктрина", опубликованной в 1920 году в № 8 журнала "Военное дело". Он предупреждал, что отсутствие чётко поставленных военно-политических задач обрекает страну на гибель.
М.В.Фрунзе впервые поставил этот вопрос в статье "Единая Военная доктрина и Красная армия", опубликованной в журнале "Военная наука и революция" в июле-августе 1921 года. Ставился вопрос: "Должны ли мы утвердиться на идее пассивной обороны страны, не ставя и не преследуя никаких активных задач, или же должны иметь в виду эти последние? В зависимости от того или иного решения этого вопроса военной политики определяется и весь характер строительства наших вооруженных сил..."
Фрунзе был далёк от шапкозакидательских настроений. Он предупреждал: "Анализируя вероятную обстановку наших грядущих военных столкновений, мы заранее можем предвидеть, что в техническом отношении мы несомненно будем слабее наших противников." На первое место должна была выдвинуться подготовка к маневренной войне, которая позволила бы преодолеть недостатки РККА.
Многочисленные теоретические соображения были обращены не к военным специалистам, а к высшему военно-политическому руководству, которому предстояло расставить приоритеты в развитии РККА. С другой стороны, именно партийные руководители восприняли требования теоретиков, как несвоевременные фантазии, которые трудно было подкрепить финансированием и материальным снабжением.
Л.Д.Троцкий не принял идею "единой военной доктрины". В выступлении на XI съезде РКП(б) он заметил, что "глашатаи новой единой военной доктрины повинны не только в том, что дают неправильную формулировку общих задач стратегии и тактики, но главным образом в том, что отвлекают свое собственное и чужое внимание от важнейших, хотя и грубых, эмпирических, практических, частичных задач, из которых слагается действительная культура Красной армии." Сторонникам Фрунзе предлагалось, вместо составления доктрин, ограничиться решением повседневных задач, вроде борьбы с вшами, преодоления неграмотности и подготовки отделенных командиров.
Однако армейские преобразования начались не с казарм, а с кабинетов военного начальства. 12 ноября 1923 года III сессия ЦИК СССР приняла "Положение о Народном комиссариате по военным и морским делам Союза ССР". Значительное место в этом документе занимал раздел "О Главнокомандующем всеми вооружёнными силами Союза ССР". Упоминалось, что он назначается Союзным Совнаркомом. Однако уже в апреле 1924 года должность Главнокомандующего вооружёнными силами Советского государства, которую с 1919 года занимал С.С.Каменев, была упразднена.
20 января 1924 года первые итоги военной реформы подвёл начальник мобилизационного отдела Штаба РККА Н.Л.Шпекторов. К 1924 году в армии на 34 кадровые дивизии приходилось 22 территориальных. Ощущался большой некомплект личного состава. Планы перевода кавалерийских частей в боевую готовность в течение 24 часов были неосуществимы. Из армии уходили командиры, участвовавшие в Гражданской войне. Мобилизационная готовность РККА оценивалась крайне низко.
Шпекторов выступал за сокращение армии. По его мнению, требовалось дать вооружённым силам "минимальную твердую организацию мирного времени". Нужно было разработать планы с учётом "ухудшения и улучшения финансового положения, а также на случай политических осложнений". Идейное руководство армией следовало перенести в РВСР. Предполагалось очистить армию от специалистов, не связанных с вооружёнными силами.
3 февраля состоялось обсуждение военных вопросов на Пленуме ЦК РКП(б). Примечательно, что среди участников этого заседания не было человека, отвечавшего за военные дела - Наркомвоенмора Л.Д.Троцкого. Доклад комиссии, созданной 15 января, зачитал С.И.Гусев. Прежде всего, он отметил высокую текучесть кадров, в результате которой в некоторых частях личный состав сменился 10 раз. По мнению Гусева, "армия превратилась в проходной двор".
Обилие новобранцев и демобилизованных привело к тому, что армия обеспечивалась обмундированием только наполовину. Общий вывод комиссии звучал беспощадно: "В настоящем своем виде Красная Армия небоеспособна."
Многозначительным было заявление Гусева, что "мы продолжали бить Колчака, наступать на Восточном фронте, несмотря на протесты тов. Троцкого". Получалось, что роль Председателя РВС во время Гражданской войны сводилась к поездкам на фронт.
С ответом на утверждения Гусева выступил заместитель Председателя РВС Э.М.Склянский. Он объяснил, что "текучесть" в РККА возникла вследствие увольнения старших возрастов и отпусков по болезни. Одновременно в войска влились выловленные дезертиры и красноармейцы, возвратившиеся из отпусков.
Причиной выросшей "текучести" Склянский считал реорганизацию армии. На снабжение армии плохо влияло нерегулярное финансирование. Кроме того, поступавшее в войска обмундирование часто оказывалось некондиционным, в результате чего происходил перерасход шинелей и обуви. Часто не хватало одеял.
Склянский напомнил, что он неоднократно жаловался в Политбюро на плохое состояние артиллерийских складов, которые в любой момент могли взлететь на воздух. Однако вопрос складирования боеприпасов так и не был решен из-за недостаточного финансирования. Проблемы с заработками отпугивали даже командный состав. Из 87 тысяч подготовленных красных командиров в армии осталось только 25 тысяч.
По итогам обсуждения Пленум ЦК РКП(б) 3 февраля поручил Троцкому, Томскому, Лашевичу, Пятакову и Гусеву подготовить рекомендации по оздоровлению армии. Предлагалось обеспечить стабильное финансирование РККА. 4 февраля РВС СССР в соответствии с указаниями Пленума ЦК образовал комиссию по организации войсковых аппаратов, в которую вошли Фрунзе, Ворошилов, Каменев, Лебедев и Уншлихт.
Серьёзные замечания о состоянии вооружённых сил содержались в докладе от 10 февраля "О болезненных явлениях в Красной Армии", подписанном командирами дивизий и корпусов. Эти известные военачальники утверждали, что "боеспособность и готовность армии к большой войне в настоящее время - после 3 лет мирного строительства - безусловно не повысилась, если только не понизилась".
Преобразование органов военного управления началось на Пленуме ЦК РКП(б), который предложил утвердить начальником штаба РККА М.В.Фрунзе, помощником начальника штаба - М.Н.Тухачевского, инспектором РККА - С.С.Каменева и командующим войсками Украины и Крыма - А.И.Егорова. При голосовании за некоторые кандидатуры воздерживались Орехов и Склянский.
2 февраля 1924 года соответствующее постановление было принято на сессии ЦИК СССР, а затем подкреплено 21 марта решением Президиума ЦИК СССР и 24 марта - постановлением СНК СССР. Официально новый состав РВС был объявлен приказом № 78 от 1 апреля.
С этого момента заместителем Председателя РВС СССР и наркома по военным и морским делам, вместо уволенного Э.М.Склянского, был назначен М.В.Фрунзе, который одновременно стал начальником Штаба РККА, вместо П.П.Лебедева. Таким образом, руководство Реввоенсоветом и военным наркоматом постепенно переходило от Троцкого к его оппонентам.
28 марта 1924 года Реввоенсовет СССР издал приказ о реорганизации органов управления РККА. Началось сокращение управленческих кадров. Численность сотрудников в военном руководстве уменьшилось с 3732 человек в 1923 году до 2885 человек в 1924 году. Штаб РККА разделили на три управления: Главное управление, штаб подготовки войск (Инспекторат РККА) и оперативный штаб РККА.
Начались кадровые перестановки среди командного состава. В конце марта 1924 года РВС СССР сформировал комиссию по реорганизации военного аппарата. Предполагалось сократить и упростить отчетность и переписку. В числе прочего, проводились меры по введению единоначалия, когда командир части одновременно исполнял обязанности комиссара.
Вскоре дело дошло до персональных кадровых перестановок, оформленных приказом РВС СССР № 78. Согласно этому решению помощниками начальника штаба РККА были назначены М.Н.Тухачевский и Б.М.Шапошников. Бывший Главком С.С.Каменев стал инспектором РККА. Н.Н.Петин был назначен начальником Управления РККА. И.С.Уншлихт стал начальником снабжения РККА. Начальником Оперативного управления Штаба РККА назначили С.М.Белицкого.
Управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота было преобразовано в командование Военно-воздушных сил СССР, во главе которых поставили А.П.Розенгольца. Начальником Военно-морских сил стал Э.С.Панцержанский. Начальником Разведуправления Штаба РККА назначили Я.К.Берзина.
15 апреля 1924 года приказом РВС были реорганизованы военно-окружные аппараты. В рамках реорганизации были назначены новые руководители военных округов. В числе прочих в апреле 1924 года был отстранён близкий соратник Троцкого комадующий войсками Московского округа Н.И.Муралов (1877-1937), которого перевели на Северный Кавказ. Вместо него, командовать столичным округом стал К.Е.Ворошилов.
Командование Ленинградским военным округом осталось тем же. Руководство Западным военным округом в связи с назначением М.Н.Тухачевского в штаб РККА перешло к А.И.Корку. М.В.Фрунзе на посту командующего Украинским военным округом сменил А.И.Егоров. Командующим войсками Сибирского военного округа, вместо Я.П.Гайлита, назначили Р.П.Эйдемана.
Были проанализированы планы ведения войны на Западном фронте. Помощник начальника Оперативного управления штаба РККА В.Драгилев обратил внимание, что из-за текучести командного состава доступ к секретным документам оказался недопустимо широким. Рекомендовалось сократить переписку по вопросам планирования войны и ограничить круг лиц, имеющих доступ к этим документам.
Вооружённые силы СССР были сравнительно немногочисленными. По данным М.Н.Тухачевского, к 19 апреля 1924 года списочная численность РККА составляла 610 тысяч человек, из которых 273 тысячи приходились на стрелковые и караульные войска, 63 тысячи - на конницу и 25 тысяч - на флот. Из 48 стрелковых дивизий 9 перевели на территориальное положение. Согласно докладу начальника штаба РККА от 16 июля 1924 года планировалось использование 32 кадровых и 26 территориальных дивизий.
На случай войны можно было развернуть новые соединения на основе 14 территориальных кадровых дивизий численностью 550 человек и 35 кадровых дивизий, в которых в мирное время было по 36 человек. Всего в военное время Советский Союз смог бы выставить 107 стрелковых дивизий, не считая 3 национальных - в Закавказье.
Новое армейское руководство вынуждено было считаться с желанием правительства экономить на военных расходах. Однако дальнейшие сокращения грозили снижением боевой готовности вооружённых сил. 14 августа 1924 августа помощник начальника Штаба РККА М.Н.Тухачевский доложил РВС СССР: "Существующая ныне норма Красной Армии в 610 000 человек, а в действительности в 594 000 человек, вновь предложена правительством к сокращению на 50 000 человек... Уже сокращения предшествующих лет далеко перешагнули за тот минимум (800 000 человек), при котором только обеспечивалась с большим трудом оборона Союза в целом..."
Для усиления материальной заинтересованности красноармейцев в военной службе 29 октября 1924 года ЦИК СССР принял "Кодекс о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и РККФ и их семей". Окончательно комплектация армии и флота на смешанной (кадровой и территориальной) основе была юридически закреплена Законом об обязательной военной службе, принятым ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 года в соответствии с Конституцией СССР 1924 года.
К 18 ноября 1924 года, по данным начальника Управления РККА В.Н.Левичева, в Красной Армии списочный состав насчитывал 478 517 человек, а фактически в строю находилось 404 379 военнослужащих. Некомплект в пехоте составлял 45% к штату. На 100% были укомплектованы только ВВС и железнодорожные войска. С окончанием осеннего призыва 1924 года вооружённые силы предполагалось укомплектовать до 100% штатного состава. С 1925 года призывы должны были проводиться раз в год.
К концу 1924 года можно было подвести первые итоги военной реформы. 29 ноября на Пленуме РВС СССР была одобрена практика единоличного командования в частях РККА. Полномочия комиссаров при таких командирах сводилась к обеспечению морально-политического состояния соединения.
1 декабря 1924 года был вновь поднят вопрос о сокращении "текучести" командных и политических кадров. Предполагалось вообще не производить переводы, переназначения и перемещения в период 1 мая по 1 октября. Следовало исключить назначения лиц, "выдвигаемых на основе личного знакомства и личных связей". Правда, последнее требование не учитывало личные связи членов Политбюро.
Был снова поднят вопрос о территориальном строительстве РККА. На этот раз ход формирования территориальных соединений вполне удовлетворил армейское командование. Дальнейшее сокращение кадровых дивизий считалось невозможным.
Уже 29 ноября 1924 года РВС СССР сделал вывод: "В настоящее время всю реорганизацию частей и управления Красной Армии и Флота необходимо считать законченной." Однако перестройка всей пирамиды армейского управления нельзя было завершить без перестановок на самом верху. Дошла очередь и до Л.Д.Троцкого. К началу 1925 года значительная часть военных вопросов уже решалась без его участия.
В конечном счёте, об уходе заговорил сам нарком по военным и морским делам. 15 января 1925 года Троцкий написал письмо, в котором просил ЦК РКП(б) принять его отставку. Сугубо деловая сторона письма свелась к нескольким фразам: "Незачем, в частности, доказывать, что после последней дискуссии интересы дела требуют скорейшего освобождения меня от обязанностей председателя Революционного военного совета."
17 января 1925 года заявление Троцкого было рассмотрено Пленумом ЦК РКП(б). Обвинения были подтверждены и конкретизированы. На этот раз выводы Пленума звучали как приговор: "Продолжить и развить работу партии по разъяснению снизу доверху антибольшевистского характера троцкизма..." Вопреки намерению Троцкого, его предстоящая отставка была оформлена, как политическое решение.
На основании выводов Пленума ЦК РКП (б) от 17 января 1925 года постановлением Президиума ЦИК СССР от 26 января 1925 года Л.Д.Троцкий был снят с постов Наркомвоенмора и Председателя PВС СССР. Наркомом по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР был назначен М.В.Фрунзе, а начальником Штаба РККА со 2 февраля 1925 года - С.С.Каменев.
Заместителем Председателя РВС стал К.Е.Ворошилов, который 6 ноября 1925 года сменил умершего Фрунзе. С ноября заместителями наркома по военным и морским делам были назначены И.С.Уншлихт и М.М.Лашевич. Командование войсками Московского военного округа 13 ноября 1925 года доверили Г.Д.Базилевичу (бывшему подполковнику).
Перестановки в руководстве вооружённых сил, проводившиеся в феврале 1924 года, в феврале 1925 года и в ноябре 1925 года почти не повлияли на ход военной реформы. К.Е.Ворошилов так же, как Троцкий и Фрунзе, выполнял программу создания территориальных соединений.
К 1 апреля 1926 года территориальные формирования РККА включали 49 стрелковых дивизий, 3 стрелковых полка, 2 кавалерийских дивизии и 1 полк бронепоездов. Численность этих соединений составляла 98081 человек кадрового и 563 853 человек переменного состава.
Текучесть кадров уменьшилась. Налаживались регулярные призывы новобранцев. По мере стабилизации экономики СССР более устойчивым становилось финансирование вооружённых сил. После падения до 400 тысяч человек в 1924 году, начался рост численности РККА. Армия становилась надёжнее и опаснее для врагов. Ей предстояло перевооружение и очередные реформы.
В.А.Антонов-Овсеенко. Строительство Красной Армии в революции. М. Красная новь. 1923. 59 с. И.Б.Берхин. Военная реформа в СССР (1924-1925 гг.). М. Военное издательство МО СССР. 1958. 460 с. Н.П.Вишняков. Устройство вооруженных сил СССР. Л. Военное издательство Ленинградского военного округа. 1924. 327 с. В.В.Жарков. Реформирование Красной армии в 1920-е гг. Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С. 193-202. В.В.Копанишин. Подготовка командного состава на флоте в межвоенном периоде (1921 - июнь 1941 г.). Вестник Военного университета. 2007. № 2 (10). С. 74-82. Письмо Троцкого в ЦК Коммунистической партии от 17 января 1925 года. Архив Троцкого. Т. 2. М. "ТЕРРА". 1990. 252 с. Реформа в Красной Армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг. В 2-х книгах. Кн. 1. М.-СПб. Летний сад. 2006. 720 с. А.Свечин. Основы военной доктрины. Российский военный сборник. Вып. V. Русская военная доктрина. Материалы дискуссий 1911-1939 годов. М. 1994. С. 70-73. М.В.Фрунзе. Единая военная доктрина и Красная армия. "Красная Новь". 1921. № 1. С. 94-106. В.Г.Цыплин. Активизация внутрипартийной борьбы против Л.Д.Троцкого в период военной реформы 1920-х годов. Военно-исторические исследования в Поволжье. Вып. 5. Саратов. Издательство Саратовского госуниверситета. 2003. С. 290-297. Б.Т.Ягловский. Военная реформа 1924-1925 годов и современность. Ярославский педагогический вестник. 1999. № 1 (19). С. 199-203.