Нариманов, Нариман [1872-1925], род. в Тифлисе в 1872 г. в бедной семье, рос в ранние годы под влиянием матери, отличавшейся в высокой степени отзывчивостью к нуждам и страданиям других. Отец занимался мелкой торговлей. 12-ти лет Н. поступает в Горийскую учительскую семинарию; здесь в атмосфере строгого пансионного режима идет его образование.
Он выдается своими успехами; любимым предметом его становится психология. Здесь же начинается его литературная деятельность: первые два акта его драмы "Невежество" написаны в стенах семинарии. Мысли о предстоящей педагогической работе в деревне вели от будущих питомцев, крестьянских детей, к самой крестьянской массе и ее темноте, отсюда-зарождение пьесы.
По окончании семинарии он получает место учителя в селе Гизиль-Аджалу Тифлисской губ. Он впервые знакомится с крестьянской жизнью, с ее отсталостью во всех отношениях. Под впечатлением этих наблюдений он перерабатывает и дополняет свою пьесу и дает в ней изображение крайнего невежества тюркского [азербайджанского] крестьянства и его отношения к образованию.
Убийство Александра II застало Н. в младших классах семинарии, но тем не менее произвело на него громадное впечатление и оказало большое влияние на его последующее политическое развитие. Он все носился с вопросом: "почему убили царя?" Только уже в старших классах один из близких товарищей, грузин, дает ему какое-то воззвание к народу.
Он начинает понимать то, что так долго стояло перед ним загадкой. Под этими впечатлениями является мысль дать массам хоть некоторое изображение существующего режима, и он переводит на тюркский язык "Ревизора" Гоголя, который еще в старших классах семинарии, наряду с Достоевским, Толстым и Лермонтовым, стал его любимым писателем.
Прослужив год в сельской школе, Н. назначается в частную прогимназию в Баку, где развивает широкую литературно-общественно-политическую деятельность. Богатейший капиталистический центр в Закавказье - Баку - с его преобладающим отсталым тюркским населением, отсутствие в достаточном количестве интеллигентных сил, потребность разрешения неотложных вопросов, выдвигаемых жизнью, отсутствие всякой периодической печати (в 1890 г. не разрешали издавать газеты на тюркском языке) - все это заставляет Н. больше всего заниматься культурной работой.
Он открывает впервые в мусульманском мире - в Баку - народную общедоступную библиотеку - читальню, куда собирает пожертвованные русские и тюркские книги для чтения; чтобы получить даром газеты для мусульман, он пишет в константинопольских и калькутских газетах корреспонденции.
Через короткое время библиотека - читальня приобретает симпатии мусульманского населения, которое, не имея своей газеты, с жадностью бросается на константинопольские и индостанские газеты, в особенности на калькутскую "Абдул Матин", более либеральную в то время среди
мусульманских газет.
Очень скоро библиотека-читальня делается культурным центром не только для Баку, но и всего Закавказья. Сюда приезжают из других городов Закавказья, знакомятся с постановкой дела. Тут же происходят совещания работников по культурной части среди тюрок, читаются новые произведения на тюркском языке, происходят репетиции благотворительных спектаклей в пользу бедных учеников и студентов.
Принимая во всем этом живейшее участие, Н. свободное время - ночи проводит над составлением необходимых учебников или же пишет драмы, повести или статьи в газеты.
К этому времени относятся:
1) его учебники: грамматика тюркского языка, самоучитель тюркского языка для русских и самоучитель тюркского языка для тюрок;
2) литературные произведения: "Наданлык" (Невежество), "Длин Беласи" (Беда от языка), "Надир Шах" (историческая драма), "Бегадир и Сона" (роман) и перевод "Ревизора".
В то же самое время - Н. был активным сотрудником "Переводчика", единственной в то время газеты в России, которая издавалась на русском и тюркском языках в Бахчисарае, а также выступает в главных ролях в спектаклях с благотворительной целью.
После 10 лет такой работы Н., считая себя недостаточно подготовленным для широкой общественной работы, решает, 30 лет от роду, готовиться к выпускным экзаменам в гимназии, чтобы продолжать образование.
Получив аттестат зрелости, Н. поступает в 1902 г. на медицинский факультет Новороссийского университета. Выбирает этот факультет в духе заветов матери оказывать помощь страдающим. Первые три года все внимание Н. было сосредоточено на научных занятиях, только иногда он пишет корреспонденции в "Переводчик".
1906-1907 г. Н. в водовороте революции; он избирается курсовым старостой и проводит все университетские забастовки. Во время забастовок в Баку (1906 г.) Н. находился там; наряду с тем он принимал близкое участие в газете "Иршад" (Путь), помещает свои известные в то время фельетоны на политические темы вначале под названием "Пятничные беседы", а потом, в газете "Геятё-Хафта Ферьяды" (Недельные крики).
Нельзя тут не отметить один эпизод, характеризующий среду, в которой приходилось Н. работать. В это время происходил съезд тюркских учителей Закавказья. Н. избирают вторым председателем съезда (первым был Гасанбек Меликов, известный публицист-националист).
По желанию съезда все политические вопросы разбирались под председ. Н. На одном из заседаний съезда разбирался вопрос относительно национального самоопределения. Съезд единогласно принял предложение Н. Это постановление съезда показалось Меликову чересчур революционным и, чтобы оказать давление на съезд, он на другой день приглашает на съезд всемогущего тогда миллионера Г.3.Тагиева.
Тагиев взял слово и сказал: "Вчерашнее ваше решение указывает на то, что съездом руководят недальновидные люди вроде Н. Вы знаете кто такой этот Н. Он в кармане не имеет ни одной копейки, учится на мой счет, а тут смеет произносить революционные речи и вводить вас в заблуждение. Я прошу отменить вчерашнее решение, так как оно бросает тень на всю нацию перед правительством".
При гробовом молчании съезда Н. отвечает: "Товарищи, в числе других стипендиатов Г.Тагиева нахожусь и я, но я не знал, что Тагиев помогает бедным учащимся для того, чтобы они не имели своего мнения. Если до сих пор Тагиев помогал студентам для того, чтобы жить только мнением Тагиева, то во всяком случае я не могу молчать там, где нужно кричать.
Никому я не давал права и не позволю за презренный металл заставить меня молчать в то время, когда другие в это же время не только открыто говорят, но проливают свою кровь за освобождение от царского гнета. Перед всем съездом я с радостью отказываюсь от стипендии Тагиева, чтобы быть свободным от тиранов нашего времени".
После этих слов Н. весь съезд встает, как один человек, и устраивает ему овацию. Г.Тагиев, конечно, не ожидавший такого исхода, покидает собрание. В это же примерно время Н. основал персидскую соц.-дем. партию "Ичтмаюн Амиюн", которая в короткое время настолько окрепла, что считалась тогда руководящим органом в революционном движении Персии.
После прекращения забастовок Н. возвращается в университет и опять в качестве старосты продолжает свою научную и политическую работу в стенах университета. Политическая его работа здесь ограничивается борьбой с черносотенными профессорами Новороссийского университета, во главе с Левашовым, ректором университета.
Н. кончает медицинский факультет, несмотря на ненависть черносотенной профессуры, и на память от курсовых товарищей за три года борьбы с черносотенными профессорами получает богатейший набор для акушерских операций.
Н. приезжает в Баку в 1908 г., но оказывается, что Гази Тагиевым, влиятельнейшим гласным думы, дан приказ никуда не принимать Н. Не имея средств открыть кабинет, Н. покидает Баку и переселяется в Тифлис для работы в лечебнице. Спустя месяц Н. арестовывают за пропаганду среди персидских рабочих в Баку и сажают в Метехский замок.
Спустя семь месяцев Н. высылают в Астрахань на 5 лет. 3десь он продолжает литературную и политическую работу. В тюркской газете "Бурхон Таракки" Н. помещает статьи на научные и политические темы, читает лекции на тюркском языке, печатает брошюры: "О холере", "О чахотке", "О женском вопросе".
Вместе с Шаумяном и Хумаряном Н. является идейным руководителем газ. "Астрах. Край", хотя основатель газеты и был либерал. Недовольный идеями, проводимыми в газете, основатель ее прекратил отпуск денег, и газета закрылась. В это время открывается в Астрахани Народный университет, куда Н. избирается сначала тов. председателя, а затем председателем.
В секретари Н. приглашает Шаумяна, и в Народном университете начинается новая политическая жизнь. Вопреки желанию губернатора Н. избирают в гласные городской думы. Отбыв ссылку, Н., с разрешения наместника Кавказа, переезжает в 1913 г. в Баку, где с новой энергией начинает работать в местных газетах, но скоро редакции отказываются принимать его статьи ввиду революционности их содержания.
Н. усиленно начинает заниматься научной и литературной работой, пишет повести: "Пир", "Священный очаг", "Дядя" (где изображается Г.Тагиев, как благотворитель), переводит "Казнь" Ге. Подпольная политическая работа шла в организации "Гуммет" до 1917 г., и в этом. же году "Гуммет" сливается с партией большевиков. Н. снимается партией с должности врача и получает ряд ответственных постов.
В 1918 г. он член Сов. Нар. Комисс. - комиссар городского хозяйства и вместе с тем редактор партийной газеты "Гуммет". От трудной работы Н. лишается одной ноги, и по совету врачей его везут на астраханские грязи.
Несколько оправившись, он назначается комисс. народ. просвещения. В это же время Н. пишет свое воззвание, распространенное в Азербайджане в тысячах экземпляров: "С каким лозунгом мы идем на Кавказ". В 1919 г. Н. вызывается партией в Москву для доклада об Азербайджане и остается здесь работать в качестве заведующего восточным отделом при Наркоминделе, а затем заместителем народн. комисс. по делам национальностей.
Н. помещает в газетах свои воззвания к народам Востока и письмо к Неджмеддину в Дагестане. В 1920 г. Н. - председатель Азербейджанского Револ. ком., а затем председатель Совета Нар. Комисс. Азербайджанской республики.
В этой должности Н. отправляется делегатом на Генуэзскую конференцию, по возвращении откуда избирается председ. Союзного Совета Закавк. республик, а затем председателем Центр. Исп. Ком. Союза ССР.
Литературная работа Н. ограничивается в это время помещением статей в газетах "Известия" и "Бакинский рабочий". С 1923 г. Н. принимается за литерат. работу. Им написаны за это время на тюркском языке "Ленин и Восток" (перев. на узбекский язык), "Путь к коммунизму" и "Национ. вопрос" 1).
[Нариман Нариманов скоропостижно скончался 19 марта 1925 года в Москве и был похоронен у Кремлёвской стены.]