Среди противников аграрной политики большевиков доминировали казачьи области, в которых отстаивали старые сословные привилегии, и районы, попавшие под волну повальных конфискаций продовольствия. Там, где изъятие хлеба и прочих продуктов проводилось давно, выработалась определенная система, к которой удалось приспособиться. Сложнее было в районах, где продовольственные органы считали возможным устанавливать произвольные уровни излишков, подлежавшие конфискации.
К концу 1920 года руководство РКП(б) было уверено, что в мирных условиях продразверстка улучшит снабжение городов и ускорит восстановление промышленности. Одним из перспективных регионов хлебозаготовок считалось Зауралье. Еще 20 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление "Об изъятии хлебных излишков в Сибири", по которому крестьяне обязаны были сдать все излишки хлеба прошлых лет и одновременно - нового урожая. Конечным сроком сдачи излишков объявлялось 1 января 1921 года.
Однако в продовольственных органах Сибири эти указания восприняли с большой настороженностью. В докладной записке руководства Сибпродкома председателю Сибревкома И.Н.Смирнову и Помглавкому по Сибири В.И.Шорину, составленной в конце августа 1920 года, говорилось:
"Возложенная на Сибирь постановлением Совнаркома стомиллионная разверстка хлеба требует для своего выполнения величайшего напряжения сил как со стороны сибирских продорганов, так и со стороны всех руководящих государственных учреждений Сибири. В то же время политическое настроение сибирского крестьянства, в большинстве своем весьма зажиточного и находящегося под сильным влиянием кулацких элементов деревни, а также сильный неурожай, распространившийся в нынешнем году на всю Сибирь, дают полное основание полагать, что при проведении этой разверстки в жизнь почти неминуемы крупные недоразумения, могущие вылиться в организованное восстание.
Ряд восстаний, происходивших и происходящих в настоящее время в губерниях Томской, Алтайской и Семипалатинской, указывает, что именно наиболее богатые хлебом губернии более всего поражены повстанческим настроением, и, следовательно, при выполнении разверстки в этих губерниях надлежит прежде всего ожидать крупных осложнений."
Предполагаемые запасы хлеба в Сибири были переоценены. Попытка получить вместе с продовольственным зерном семенное вызвала резкое недовольство крестьян, начавших все настойчивее противодействовать работе продовольственных органов. Первыми начали протестовать женщины. Собрание Пегановской волости Ишимского уезда 31 декабря 1920 года даже постановило арестовать продработников за неправомерные действия. Однако Тюменский губисполком 22 января 1921 года решил, помимо общегосударственной продразверстки, провести еще и "внутреннюю". Это был очевидный перебор, на который села ответили вооруженным сопротивлением.
27 января начались волнения в Омутинской волости Ялуторовского уезда. 31 января 1921 года произошли столкновения крестьян с продотрядами на севере Ишимского уезда. В начале февраля выступления против продразверстки охватили Ялуторовский, Тобольский и Тюменский уезды. 6 февраля Полномочный представитель ВЧК по Сибири И.П.Павлуновский телеграфировал в Президиум ВЧК о том, что восстание в Тюкалинском и Тарском уездах Омской губернии возглавляет полковник Левицкий. Вскоре повстанцы разрушили железнодорожный путь возле станции Голышманово.
9 февраля Помглавкома по Сибири В.И.Шорин докладывал Председателю РВСР Л.Д.Троцкому:
"[В] районе севернее Тары - Тюкалинска восстание ликвидируется, продолжается вылавливание отдельных бандитов. [В] районе Ишима наблюдается брожение [в] ближайших деревнях, посланы отряды. Частям 253-го полка, занявшим ст. Голышманово, дана задача оттеснить банды [к] северу [от] желдороги... Имеются сведения, что вспыхнули волнения в деревнях Усть-Ламенское, Голышмановское, Аромашевское, численность повстанцев выясняется. [В] районе Тюмень - Ялуторовск банды, занявшие Богандинское, рассеяны нашими отрядами. Юго-западнее Ялуторовска восстания начались в районе д.д. Ингалинское, Бешкильское, Минино, Саламатово, Шатрово, [их] численность и вооружение выясняются.
Для ликвидации [повстанцев] высланы отряды из Тюмени. Восстание, по-видимому, не носит строго организованного характера. Движение поездов [на] участке Омск - Ишим производится все время беспрепятственно, техническая связь Омск - Ишим - Голышманово исправна, западнее - восстанавливается... Банды, оперирующие [в] районе желдороги, состоят [из] местного населения, большей частью - пешие. Вооружены - частью винтовками, захваченными [у] милиции, большинство - дробовиками, пулеметов не обнаружено. Численность их [в] отдельных случаях колеблется от нескольких десятков до тысячи человек при двухстах конных [в] районе Голышманово. Банды весьма слабо организованы."
10 февраля была отбита станция Мангут. Однако успехи в отражении атак на железную дорогу еще не означали поражения повстанцев. 11 февраля развернулись упорные бои к северу от Петропавловска. Железнодорожное сообщение между станциями Петухово и Мамлюткой было прервано. 13 февраля повстанцев выбили из Усть-Ишима.
В тот же день председатель Омской губернской ЧК П.В.Гузаков получил сообщение: "Повстанцы мобилизуют население от 18 до 45 лет. Вооруженных повстанцев очень мало, но в боях они все время применяют лозунг: "Долой коммунистов!" Пленные повстанцы не говорят, кто руководит движением, но видно из всего, что командуют казацкие офицеры..." 14 февраля мятежники захватили Петропавловск. Начались ожесточенные бои за город, который трижды переходил из рук в руки. 16 февраля Петропавловск заняли советские войска. Отступившая к югу повстанческая группировка 23 февраля заняла Кокчетав и предприняла неудачную попытку захватить Акмолинск (ныне - Астана) и Атбасар. 9 марта советские войска заняли Кокчетав.
Отвечая на вопрос В.И.Шорина о масштабах восстания уполномоченный Сибревкома Е.В.Полюдов сообщил: "Группа бандитов, бывшая в Кокчетаве, пользовалась типографией, а постыдное бегство Кокчетавского гарнизона и советских учреждений из Кокчетава придали этому движению массовый характер. Положительной стороной является ограниченность противника в оружии и боеприпасах. Самое же движение считаю серьезным. В него втянуто все казачество, до половины крестьянства и часть киргиз. Мирная жизнь нарушена, нет возможности реализовать заготовки продкампании, много погибнет хлеба и мяса, и с этой точки зрения движение, конечно, считаю серьезным. Но при условии изоляции южного района путем заслонов от петропавловских бандитов мы здесь, полагаю, справимся быстро."
23 марта штаб Помглавкома докладывал: "В западном и южном направлениях от Кокчетава спокойно. Акмолинская банда разбежалась, крестьяне сложили оружие". 12 апреля отступившая со стороны Акмолинска "Народная дивизия" под командованием бывшего подхорунжего С.Г.Токарева захватила Каркаралинск, но в дальнейшем этот отряд отступил в Китай и присоединился к частям генерала А.С.Бакича.
Более серьезные масштабы восстание приняло в северных уездах Тюменской губернии. Уже 20 февраля отряды мятежников овладели Тобольском и двинулись вниз по Иртышу и Оби. Численность повстанческой "Народной армии" к северу от Тюмени оценивалась в 5 тысяч человек. В Тобольске был образован "крестьянский городской совет". Тобольская газета "Голос Народной армии" вышла под лозунгом "Вся власть народу, долой коммунизм!". Реально "весь народ" состоял преимущественно из эсеров. И хотя уцелевшие члены ЦК социалистов-революционеров впоследствии отрицали какую-либо связь со своими сибирскими соратниками, на уровне губернии их партийная работа координировалась местными комитетами. 12 марта была прервана связь между Омском и Сургутом.
В связи с продвижением повстанцев вдоль Оби нарушилось сообщение между Тюменью и северными окраинами губернии, защищавшимися крохотными гарнизонами. 21 марта повстанцы заняли Березов в низовьях Оби. 24 марта председатель Тюменской губчека Студитов докладывал: "Березов, Сургут пали. Идет эвакуация Обдорска, радио снято, противник подходит к Обдорску. В северной части Туринского уезда в Верх-Алыме - восстание."
17 марта в Обдорске (ныне - Салехард) вспыхнул мятеж, в ходе которого были убиты Иван Королёв, военный комиссар Иван Маслов, начальник милиции Иван Глазков, бойцы Никита Терентьев и Яков Рочев. К концу дня мятеж подавили а его вдохновитель купец Дмитрий Чупров был расстрелян вместе с сыновьями. Впрочем, удержание села на полярном круге без серьезного арсенала грозило разгромом, и его гарнизон отошел в сторону Урала. 1 апреля Обдорск был занят повстанцами, прибывшими с юга.
К этому времени восстание во многих районах пошло на спад. В южных уездах мятежники или были разбиты или вытеснены от городов и железной дороги. Они еще удерживали позиции вдоль Оби и Иртыша, но успех в малонаселенных районах не давал надежды на существенные пополнения. А там, где крестьян было больше, активно действовали советские войска. Подавление восстания осуществлялось предельно жестко.
5 марта президиума Тюменского губисполкома распорядился: "На основании декрета СНК от 16 сент. 1920 имущество лиц, принимавших участие в восстании против советской власти и добровольно ушедших с бандами кулаков, а также и расстрелянных советской властью за причастие к контрреволюционной организации, подлежит конфискации". Продолжать мятеж стало невыгодно. Некогда многочисленные, но слабовооруженные отряды один за другим разбивались частями ВНУС и регулярных соединений РККА.
Уже 24 февраля части Красной Армии очистили северную ветку Транссиба, а к 4 марта было восстановлено движение поездов по южной ветке. 9 апреля штаб Помглавкома сообщал из Омска: "Северная группа комполка-343 Ларина-Ефремова с боем заняла северный пригород Тобольска, ворвалась в город, захватив пленных, обоз и др. трофеи. 1-ый батальон 232 полка занял д.д. Куимово-Мамеево, 2-ой батальон 232 полка - д. Протопопово, 187 и 181 полки вышли на линию д.д. Соколово-Межецкая".
Дальнейшее продвижение вдоль Иртыша и Оби было отложено до окончания ледохода. А пока позволяли еще не раскисшие зимние дороги, советские войска нанесли удары по центру восстания - Ишимскому уезду. Блокированный повстанческий "Сибирский фронт" был разбит, а его главком В.А.Родин погиб в ходе внутреннего конфликта со своими соратниками. 10 марта после неоднократных штурмов советские войска заняли село Аромашево. Окончательный удар по этой группировке был нанесен 1 мая, когда было уничтожено около 700 мятежников и взято 5700 пленных.
11 мая советский отряд из 40 человек во главе с П.И.Лопаревым, совершив тысячекилометровый марш, захватил село Самарово, уничтожив штаб повстанцев. На следующий день красноармейцы отбили контратаку и начали преследовать мятежников. 16 мая в этом же районе погиб командующий Народной армией В.М.Желтовский. 29 мая советский десант при поддержке двух бронепароходов занял Сургут. В это же время повстанцы оставили Березов. 2 июня Советская власть была восстановлена в Обдорске. К этому моменту от первоначальных многотысячных соединений у мятежников остались только разрозненные отряды. Повстанческое движение в отдельных волостях продолжалось до конца 1922 года, мельчая и вырождаясь в заурядную уголовщину. Причины восстания были очевидны для участников событий.
Еще 6 марта 1921 года начальник штаба советских войск Петропавловского района С.Д.Володарский направил В.И.Шорину доклад "О причинах возникновения повстанческого движения", кратко определив основные особенности еще продолжавшегося мятежа:
"Основные причины повстанческого движения двоякого рода: с одной стороны - недовольство населения продразверсткой, проводимой подчас грубо и неумело (что в особенности относится к Ишимскому уезду, откуда и началось движение), с другой стороны - контрреволюционная агитация кулаческих и черносотенных элементов, умело воспользовавшихся объективной обстановкой для усиления противосоветской агитации. Определенно идейным движение назвать нельзя; все лозунги, за исключением лозунга "Долой и бей коммунистов!", носят совершенно неопределенный характер - "Свобода народа", "Народное право" и проч., и могут быть использованы кем угодно, начиная от буржуазно-соглашательских элементов вплоть до представителей самой черной реакции. Цель движения - захват власти и возвращение к старому, главную привлекательность которого, по представлению повстанцев, имеет свободная торговля и отсутствие коммунистов.
Какого-либо определенного строя, долженствующего заменить существующий, каких-либо преобладающих политических идеалов в повстанческой массе указать невозможно; тут мирно уживаются идеалы керенщины и самый закоренелый монархизм. В некоторых местах возобновилось титулование по чинам и ношение погон. По полкам рассылаются извещения о том, что б[ывший] Великий князь Николай Николаевич и Анненков соорганизовали стотысячную армию и идут повстанцам на помощь. Характер движения безусловно массовый, но не все части населения принимают в нем активное участие. В крестьянстве активным элементом является молодежь, старики идут по объявленной организационными кучками мобилизации; казачество участвует почти целиком."
Подводя итоги этого восстания, до настоящего времени пользуются весьма приблизительными оценками. Общая численность восставших колеблется у разных авторов в диапазоне от 30 до 150 тысяч. Количество погибших можно точно установить только со стороны победителей. По крайней мере, известны 406 коммунистов, убитых в Ишимском уезде.
Территорию, охваченную крестьянским движением, определяют расплывчатым названием "Западно-Сибирское восстание", хотя до многих пунктов Западной Сибири повстанцы так и не добрались. Можно определенно говорить о том влиянии, которое оказал мятеж на решение советского руководства отказаться от многих мер принуждения в ходе хлебозаготовок. Однако сами повстанцы этими благами не успели воспользоваться.
В.В.Кондрашин. Крестьянство России в Гражданской войне: к вопросу об истоках сталинизма. М. РОССПЭН. 2009. Н.Г.Третьяков. Из истории Западно-Сибирского восстания 1921 года: окончательная ликвидация повстанческого движения в Тюменской губернии. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3 (45). С. 129-131. В.И.Шишкин. Западно-Сибирский мятеж 1921 года: историография вопроса. Гражданская война на востоке России. Проблемы истории. Бахрушинские чтения 2001 г. Новосибирск. 2001. C. 137-175. И.А.Иванов. Борьба за установление советской власти на Обском севере (1917-1921 гг.). Ханты-Мансийск. 1957. Неизвестная война. К 90-летию крестьянского восстания в Тюменской губернии (библиографический указатель). Тюмень. 2011. Телеграмма Помглавкома по Сибири В.И.Шорина председателю Реввоенсовета Республики Л.Д.Троцкому. 9 февраля 1921 г. РГВА. Ф. 16. Оп. 3. Д. 75. Лл. 29-31. Рукописный подлинник. Доклад начальника штаба советских войск Петропавловского района С.Д.Володарского начальнику штаба Помглавкома по Сибири "О причинах возникновения повстанческого движения в Петропавловском, Ишимском и Кокчетавском районах". 6 марта 1921 г. РГВА. Ф. 1393. Оп. 1. Д. 72. Л. 23. Машинописный подлинник.