Перед Перекопом.

Aug 11, 2017 12:30

Линия фронта, приблизившаяся в январе 1920 года к границам Крыма, вполне могла перешагнуть этот рубеж. На пути 13-й армии стоял только малочисленный корпус генерала Слащева. Правда, к Перекопу двигалась не вся армия, а только 46-я стрелковая дивизия под командованием Р.П.Эйдемана.

Некоторое время командование Южного фронта РККА не исключало возможность отступления значительных сил деникинцев в Крым. Однако сам А.И.Деникин после недолгих колебаний распорядился отвести главные силы за Дон. В Крым смог пробиться только 3-й армейский корпус под командованием генерала Я.А.Слащева, воевавший против отрядов Н.Махно. Отступавших к югу от Днепра деникинцев преследовали главным образом махновцы.

5 января части Я.А.Слащева отступили к Мелитополю. Далее они двинулись в Крым. 8 января Мелитополь заняли махновцы. Войска Я.А.Слащева отошли к станции Сальково. Однако командующий 3-м корпусом медлил с отходом в Крым, поджидая бригаду, отступавшую из Херсона. Чтобы замедлить выход советских войск к перешейкам Я.А.Слащев 13 января атаковал красных в Новоалексеевке, использовав имевшиеся у него 3 танка. После демонстративной атаки деникинцы отошли в Крым. Советские войска сосредоточились на перешейках только 21 января. Видимо, чуть раньше на Перекопе появились махновские отряды, которые, по словам их командиров, удерживали село Армянский базар (ныне - город Армянск) до 23 января. Вслед за махновцами на Перекопский перешеек пришли части 46-й стрелковой дивизии.

К этому времени генерал Я.А.Слащев успел подготовиться к возможному штурму, сосредоточив главные силы на Юшуньских позициях. В этой позиции заключался определенный риск в случае, если бы командование 13-й армии бросило на Перекоп все свои силы, но этого не произошло. 23 января 46-я стрелковая дивизия без больших усилий заняла город Перекоп и Армянский базар. А.И.Деникин, получив информацию о взятии перешейка, запросил крымское командование о дальнейших действиях. В ответ Я.А.Слащёв сообщил: "Взят не только Перекоп, но и Армянск. Завтра противник будет наказан". Действительно, на следующий день после ночевки в зимней степи красные были выбиты с перешейка. 24 января Я.А.Слащев доложил А.И.Деникину: "Наступление красных ликвидировано. Отход противника превратился в беспорядочное бегство. Захваченные орудия поступили на вооружение артиллерии корпуса".

28 января командование 13-й армии предприняло повторный штурм Перекопа, к которому помимо 46-й стрелковой дивизии была привлечена 8-я кавалерийская дивизия Червоного казачества. В сводке штаба 13-й армии от 29 января говорилось: "Перешедшие вчера в наступление части 2-й бригады и заградительний отряд после нескольких атак и благодаря маневру 2-го кавполка к 17 час. заняли г.Перекоп и овладели командующим над городом валом. Противник оказал упорное сопротивление, с его стороны участвовало до 18 орудий, из них 4 тяжелых. Сбитого противника наши части преследовали в направлении к Армянскому Базару, но благодаря большим потерям комсостава и красноармейцев, а также поднявшейся снежной метели развить успех не удалось. Ранено два комполка, убит один помком полка, ранено несколько батальонных и ротных командиров. Со стороны противника громадные потери, наши потери выясняются. При взятии Перекопа нами захвачено до ста пленных Славянского полка. После двадцати четырех часов противник, подтянув резервы, открыл сильный артогонь по Перекопу и стремительным ударом сбил неустойчивый 411-й полк, благодаря чему, несмотря на геройское сопротивление 410-го полка и одного из кавполков, наши части принуждены были отойти на деревни Преображенка и Перво-Константиновка. Ночью противник занимал южную окраину Перекопа и командующий над городом Вал."

Через день советские войска предприняли еще одну попытку захвата перешейка. В сводке штаба 13-й армии от 31 января ситуация на Перекопе выглядела следующим образом: "С утра 31.1 части дивизии перешли в наступление по всему фронту. Гор. Перекоп вновь занят нами и ведется бой за обладание г.Армянский Базар. На Чонгарском полуострове после ряда ожесточенных атак в ночь с 30-го на 31.І противник выбит из сильно укрепленных Джимбулукских позиций. Потери противника большие. Нами взяты пленные, пулеметы, обмундирование и другие трофеи. Количество трофеев выясняется. О подробностях боев будет донесено от штадивов."

Однако и этот штурм закончился контратакой белых, выбивших красноармейцев с занятых позиций. 5 февраля части 13-й армии попытались овладеть Перекопом со стороны Сиваша, перейдя замерзший залив по льду. Новую атаку деникинцы отразили так же, как и предыдущие. 24 февраля части 13-й армии предприняли атаку со стороны Чонгарского перешейка. Добившись поначалу успеха и захватив Тюп-Джанкой, красные вновь были выбиты.

По итогам неудачных штурмов А.И.Геккер 24 февраля был отстранен от командования 13-й армией. Его сменил И.Х.Паука, командовавший до этого 42-й стрелковой дивизией. 8 марта части 13-й армии, пополненные за счет Эстонской стрелковой дивизии предприняли еще одну попытку штурма Перекопа. Как и в прошлый раз им удалось овладеть перешейком, и точно так же атакующие полки были встречены контрударом со стороны Юшуни и отброшены назад.

Тем не менее, главное командование РККА, докладывая 16 марта 1920 года В.И.Ленину о предстоящих операциях в Крыму, было настроено оптимистично: "Несмотря на последние удачи противника на крымском направлении и на возможную переброску с Кавказа на Крымский полуостров разбитых частей Деникина, Крым не является опасным театром военных действий ни при какой политической и военной конъюнктуре, так как, являясь малонаселенным, не могущим дать значительного количества живых сил для армии противника, Крым, в то же время бедный своими природными богатствами и слабо развитой промышленностью, не может служить и источником для жизни крупных сил противника, его базой, опираясь на которую возможно было бы развить операцию на север и широких размерах."

Эти соображения не учитывали, что белые будут вести активную оборону и не ограничатся сидением на перешейках. Первым признаком этой активности стала высадка 14 апреля в Хорлах частей Дроздовской дивизии. И хотя в результате белые десантники едва не были окружены и уничтожены, это было признаком подготовки операций к северу от Перекопа. Первый этап борьбы за Крымский полуостров белые выиграли.

Еще в начале обороны Перекопа генерал Я.А.Слащев торжественно обещал: "Объявляю всем, что, пока я командую войсками - из Крыма не уйду и ставлю защиту Крыма вопросом не только долга, но и чести". Спустя некоторое время он был отстранен от командования, а его преемникам пришлось отдать красным и Перекоп и весь Крым.

Я.А.Слащов. Крым, 1920. М. АСТ. 2003. 534 с.

Я.А.Слащов-Крымский. Белый Крым, 1920. Гражданская война в России: Оборона Крыма. М. ACT. 2003. 534 с.

Я.А.Слащёв-Крымский. Оборона и сдача Крыма. Константинополь. 1921.

О.С.Смыслов. Генерал Слащёв-Крымский. Победы, эмиграция, возвращение. М. Вече. 2013. 364 с.

В.А.Оболенский. Крым при Деникине. На чужой стороне. Книга 8. Берлин-Прага. 1924.

И.В.Дубинский. Трубачи трубят тревогу. М. Воениздат. 1962. 312 с.

А.С.Кручинин. На подступах к Крыму. Противостояние и борьба в Северной Таврии в декабре 1919 - январе 1920 годов. Война и оружие. Новые исследования и материалы Труды Шестой Международной научно-практической конференции 13-15 мая 2015 года. СПб. ВИМАИВиВС. 2015.

Первая Червонная (1917-1929 гг.). М. 1931. С. 47.

А.В.Венков. Донские казаки в боях на Перекопе в 1920 году. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 2.

Д.В.Панков. Комкор Эйдеман. М. Воениздат. 1965.

Деникин, Эйдеман, Геккер, Слащев, Паука

Previous post Next post
Up