Если бы восстание против самодержавия не поднял петроградский гарнизон, его вполне могли бы совершить моряки Балтийского флота. Генерал-губернатор Кронштадта адмирал Р.Н.Вирен в сентябре 1916 года докладывал в Главный морской штаб:
"Достаточно одного толчка из Петрограда, и Кронштадт вместе с судами, находящимися сейчас в кронштадтском порту, выступит против меня, офицерства, правительства, кого хотите. Крепость - форменный пороховой погреб, в котором догорает фитиль - через минуту раздастся взрыв. Мы судим, уличенных ссылаем, расстреливаем их, но это не достигает цели. 80 тысяч под суд не отдашь."
Вирен не ошибся. Командование Кронштадтского порта старательно скрывало информацию о Петроградском восстании. В Кронштадте слышали выстрелы со стороны Ораниенбаума, но причины этого переполоха никто не понимал. Тем не менее, 28 февраля первые питерские издания с описанием восстания попали на остров Котлин. После коротких дискуссий в кубриках и казармах, гарнизон Кронштадта заявил о поддержке восставшего Петрограда.
Сначала на улицы вышел Первый Балтийский флотский экипаж. К нему присоединился Второй крепостной артиллерийский полк вместе с командиром. Если в Петрограде основные события начались утром, то в Кронштадте гарнизон выступил в ночь на 1 марта. По темным улицам маршировали колонны с оркестрами, исполнявшими "Марсельезу". Утром дошла очередь до адмирала Вирена. Генерал-губернатора встретила возле его дома толпа матросов.
Вирена повели на Якорную площадь, где он был расстрелян, несмотря на мольбы о пощаде. Там же был убит начальник штаба Кронштадтского порта контр-адмирал А.Г.Бутаков, сын знаменитого адмирала Г.И.Бутакова. Смерть ждала командиров 1-го и 2-го Балтийских флотских экипажей Стронского и Гирса. Всего в Кронштадте матросы расправились с 24 морскими и 12 сухопутными офицерами. Кроме них, 4 офицера покончили с собой и 11 человек пропало без вести. Командующим морскими силами Кронштадта стал старший лейтенант П.Н.Ламанов.
Но Балтийский флот не был привязан к одной, пусть даже и легендарной базе. Главные силы флота были сосредоточены в районе Гельсингфорса и Ревеля, где располагались 1-я и 2-я бригады линкоров, 2-я бригада крейсеров. Командующий Балтийским флотом адмирал Непенин, находившийся в Гельсингфорсе, делал все возможное, чтобы скрыть от матросов сведения о событиях в Петрограде, надеясь предотвратить восстание в Финляндии. Но так долго продолжаться не могло. 3 марта о революции стало известно в Гельсингфорсе и на кораблях. Матросам потребовалась совсем немного времени, чтобы решить вопрос о восстании.
В 20.00 по сигналу боевой тревоги матросы линкора "Император Павел I" выбежали на палубу и захватили корабль, убив сопротивлявшихся офицеров. Одновременно был захвачен линкор "Андрей Первозванный". Командир линкора "Гангут" капитан 1 ранга П.П.Палецкий поспешил заявить о поддержке Временного правительства и Петроградского совета. На большинстве кораблей были подняты красные флаги и зажжены красные огни на клотиках. Адмирал Непенин сообщил о признании Временного правительства, но это его не спасло.
Штаб командующего флотом получил телефонограмму с линкора "Император Павел I": "Все команды судов, потерявшие к вам доверие, требуют временного прекращения издания ваших приказов и телефонограмм, которые будут только ухудшать создавшееся положение. У команды временно организуется комитет, который и будет управлять впредь до установления полного порядка".
Непенин попробовал возражать, но был арестован и при выходе с территории Гельсингфорсского порта застрелен. Освободившийся пост командующего флотом занял вице-адмирал А.С.Максимов.
И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов. Дредноуты Балтики. 1914-1922 гг. Самара, ИСТФЛОТ, 2009. 200 с. Восстания произошли также на кораблях, стоявших в Ревеле, Або, Аренсбурге, а также на береговых батареях. Балтийский флот перестал подчиняться отрёкшемуся царю. Обычно после смены власти военные быстро подчиняются новому правительству. Балтийский флот в 1917 году превратился в морскую республику, которая признавала произошедшие перемены, но подчинялась далеко не всегда.
М.А.Елизаров. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и гражданской войны: февраль 1917 - март 1921 гг. Диссертация. СПб, 2007. М.А.Елизаров. Убийства флотских офицерова в период февральской революции 1917 г. 2014. № 5. В.В.Никулин. "Революционная стихия": массовое девиантное поведение в российских революциях 1917 года. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2016. № 8 (70). C. 154. Н.А.Монастырев. Гибель царского флота. СПб. Облик. 1995. 128 с. Ф.Ф.Раскольников. Кронштадт и Питер в 1917 году. Второе издание. М. Политиздат. 1990. 319 с.