От границы Эстонии Петроград расположен настолько близко, что нетрудно посчитать, сколько нужно времени, чтобы водрузить свой штандарт на берегах Невы. О сроке, необходимом для возвращения на исходный рубеж, обычно никто не думает. Подготовка к очередному походу заняла у генерала Н.Н.Юденича немного времени. Ему приходилось спешить. Его торопили англичане, которые уже сворачивали свое присутствие на территории России. Юденича подталкивали и политики прибалтийских государств, которые уже приступили к мирным переговорам с РСФСР и не были заинтересованы в длительной войне. Кроме того, новый штурм Петрограда должен был сочетаться с наступлением А.И.Деникина на Москву.
Плацдарм для будущей операции был невелик, что вынуждало командование Северо-Западной армии выбирать между немедленным прорывом к Неве и постепенным расширением своей территории за счет захвата Пскова. В конечном счете, было принято решение ограничиться отвлекающим ударом на южном участке, сосредоточив все силы на взятии Петрограда. Наступление на Псков началось 28 сентября 1919 года силами 2-го корпуса Северо-Западной армии, имевшего 8 тысяч штыков, 100 сабель при 24 орудиях и 3 танках. 29 сентября 1-я пехотная дивизия белых вышла к Черному и Сяберскому озерам. 4-я пехотная дивизия Юденича оттеснила части 19-й стрелковой дивизии. 4 октября белые заняли станцию Струги Белые, нарушив сообщение между Петроградом и Псковом, в районе которого находилась 10-я стрелковая дивизия.
Чтобы задержать возможные прорывы, командование 7-й армии перебросило к Пскову и Луге крупные подкрепления. На южном участке наступление Северо-Западной армии приостановилось. Находившиеся западнее Пскова эстонские части существенной активности не проявили. А пока советское командование пыталось задержать противника на юге, 1-й корпус Северо-Западной армии 10 октября нанес главный удар на Ямбург и Гатчину. 11 октября сводный отряд полковника Хомутова при поддержке 5-й пехотной дивизии захватил Ямбург. На следующий день командование 7-й армии бросило против дивизии Юденича Гатчинский отряд из двух полков и артиллерийского дивизиона, но эта группа вступила в бой по частям и была по частям разбита.
Вечером 12 октября белые заняли станцию Волосово. 13 октября 1-я пехотная дивизия Юденича выбила части 19-й стрелковой дивизии из Луги. 14 октября белые заняли станцию Мшинская. К этому времени основная нагрузка по обороне Петрограда легла на 2-ю и 6-ю стрелковые дивизии, которые после поражений под Лугой и Ямбургом были обескровлены и деморализованы. Резервов у 7-й армии почти не оставалось.
В.И.Ленин, зная о силах Северо-Западной армии, оценивал начавшееся наступление, как отвлекающий маневр, о чем он писал 14 октября в телеграмме Исполкому Петроградского Совета: "Ясно, что наступление белых - маневр, чтобы отвлечь наш натиск на Юге. Отбейте врага, ударьте на Ямбург и Гдов. Проведите мобилизацию работников на фронт. Упраздните девять десятых отделов. Мобилизация всех сил на фронт у нас еще нигде не проводилась, хотя много писалось о том, есть и постановление Центрального Комитета, и циркулярные письма. Надо успеть их прогнать, чтобы вы могли опять оказывать свою помощь Югу." В связи с изоляцией от Петрограда 10-я и 19-я стрелковые дивизии были переданы 15-й армии.
16 октября командование Западным фронтом РККА отдало приказ: "7 армии, передав части, расположенные южнее разграничительной линии, указанной в п. 6 приказа, а именно, 19 и 10 стрелковые дивизии с приданными им частями и 2 бригадой 53 дивизии, 3 бригадой 1 дивизии и 2 бригадой 3 дивизии [в 15 армию], разбить прорвавшегося в гатчинский сектор Петрук-района противника с целью выхода на линию Керново - Бегуницы - ст. Волосово - ст. Мшинская и установления связи с право-фланговыми частями 15 армии, имея дальнейшей задачей энергичное наступление в общем направлении Волосово-Ямбург."
Но энергичного наступления в этот момент у красных не получалось. 16 октября 5-я пехотная дивизия белых заняла Красное Село. В ночь с 16 на 17 октября 2-я пехотная дивизия Северо-Западной армии почти без боя захватила Гатчину. Командование РККА начало срочно собирать силы со всех концов страны для отражения войск Юденича. 16 октября Полевой штаб РВСР докладывал о движении подкреплений к Петрограду, куда направлялись 1400 московских курсантов, 110 московских кавалерийских курсантов, 21-й кавалерийский полк из Тулы, 8-й стрелковый полк со станции Паша, 162-й стрелковый полк, 479-й стрелковый полк из Вологды, Сводный башкирский полк из Новгород-Северского, бронепоезд N-67 из Москвы и бронепоезд N-57 из Брянска.
Всего в октябре-ноябре в Петроград было послано 107 эшелонов войск. Опережая подкрепления, в Петроград выехал Председатель РВСР Л.Д.Троцкий. Еще находясь в поезде, он написал статью о перспективах вооруженной борьбы на улицах города. Видимо, в этот момент он не исключал возможности прорыва белых в Петроград. Л.Д.Троцкий несколько оптимистично рассуждал об уличных боях: "Достаточно двух-трех дней такой уличной борьбы, чтобы прорвавшиеся банды превратились в запуганное, затравленное стадо трусов, которые группами или по одиночке сдавались бы безоружным прохожим или женщинам."
В распоряжении В.И.Ленина, отправленном утром 17 октября, возможность уличных боев рассматривалась не как хитрый маневр, а как крайняя мера: "Первое. Постановление Совета Обороны от 16 октября 1919 года дает, как основное предписание, удержать Петроград во что бы то ни стало до прихода подкреплений, которые уже посланы. Второе. Поэтому защищать Петроград до последней капли крови, не уступая ни одной пяди и ведя борьбу на улицах города."
В тот же день В.И.Ленин обратился к рабочим Петрограда с письмом, в котором говорилось: "Товарищи! Решается судьба Петрограда. Враг старается взять нас врасплох. У него слабые, даже ничтожные силы, он силен быстротою, наглостью офицеров, техникой снабжения и вооружения. Помощь Питеру близка, мы двинули ее. Мы гораздо сильнее врага. Бейтесь до последней капли крови, товарищи, держитесь за каждую пядь земли, будьте стойки до конца, победа недалека. Победа будет за нами."
В данном случае обещание скорой победы подкреплялось вполне трезвым анализом обстановки. 17 октября белые упустили возможность прервать железнодорожное сообщение между Москвой и Петроградом. Командир сводного отряда Д.Р.Ветренко предпочел наступать на Павловск, хотя генерал Родзянко требовал от него занять станцию Тосно. Таким образом, до блокады дело не дошло. 19 октября Н.Н.Юденич бросил все свои резервы на штурм Петрограда. На следующее утро 2-я стрелковая дивизия под давлением белых отступила к Пулковским высотам.
Участник боев в районе Гатчины белый танкист Н.Реден вспоминал: "Одной из наших целей был захват деревни, оборонявшейся красными курсантами. Они горели желанием отразить атаку, но были бессильны против наступающих танков. Мы подошли к курсантам так близко, что я мог различить выражения их лиц, фанатичный блеск глаз и движения губ. Они держались на своих позициях в одиночку и группами, стреляя в упор по нашим танкам до тех пор, пока не были сражены пулеметными очередями."
20 октября Н.Н.Юденич издал в Гатчине обращение к защитникам Петрограда, сочетавшее традиционное напоминание: "Сопротивление бесполезно" и обещания материальных благ в необычной для монархиста форме: "Демократия Америки и Англии прислала для вас муку, консервированное молоко, крупу и мясо. Финляндия заготовляет молочные продукты, скот и дрова, то же делает и Эстляндия... Корабли, нагруженные съестными припасами, стоят во всех портах Балтийского моря, поезда наготове идти к вам и спасать нас от голодной смерти... Ваши светлые дни близки." После очередного залпа следовала порция церковного елея: "С колокольным звоном, молитвенным пением хвалебных гимнов... идите нам навстречу, и забудем, что была между нами распря.... и пойдем строить новую, свободную и светлую жизнь..."
Однако вместо хвалебных гимнов, белого генерала должна была встретить Колпинская ударная группа РККА, которая к 20 октября сосредоточилась в районе Колпино - Тосно. Численность этой группировки составляла 7 600 штыков, 531 сабель, 147 пулеметов и 33 орудия. На этот раз красноармейцев должны были поддержать два танка, сделанных рабочими Путиловского завода. Получила пополнения и 2-я стрелковая дивизия. 21 октября белым пришлось испытать на себе силу прибывших советских войск. 5-й латышский полк, едва высадившись из эшелона, отбросил белых на левый берег реки Ижоры. 188-й красный полк овладел деревней Войскорово. В тот же день 2-я бригада 2-й стрелковой дивизии овладела Путролово.
Первые атаки 6-й стрелковой дивизии были отбиты частями Юденича, которые даже потеснили красных в районе Усть-Рудицы, но затем белым пришлось отступить. 23 октября Колпинская группа после ожесточенных боев овладела Павловском и Детским (бывшим Царским) Селом. 25 октября 1-я эстонская дивизия предприняла последнюю попытку продвинуться к Петрограду со стороны Гостилицы. Белым удалось потеснить 6-ю стрелковую дивизию, но эти атаки были отражены при поддержке артиллерии Балтийского флота.
Н.Н.Юденич срочно перебросил под Петроград 1-ю пехотную дивизию, но это не спасло "отца демократии". 26 октября части 7-й армии заняли Красное Село. 31 октября советские войска неоднократно и безуспешно штурмовали Гатчину. Однако в это время Н.Н.Юденич столкнулся с новой угрозой. Части 15-й армии 31 октября овладели Лугой и начали с юга обходить ударную группировку белых. 3 ноября части РККА заняли станцию Мшинская. Над Северо-Западной армией нависла угроза окружения.
3 ноября Н.Н.Юденич отдал приказ об отходе к Ямбургу. В тот же день Гатчина была без боя занята советскими войсками. Белые отступали на запад настолько энергично, что передовые части 7-й армии не могли их догнать. Более настойчиво действовала 15-я армия, которая 7 ноября после ожесточенного боя овладела станцией Волосово. В тот же день 10-я стрелковая дивизия взяла Гдов. 13 ноября части 7-й и 15-й армий подошли к Ямбургу. Утром они начали штурм города. 14 ноября в 14.30 красноармейцы 2-й стрелковой дивизии ворвались в Ямбург, где они захватили в плен 600 белогвардейцев (включая англичан). Из ямбургской тюрьмы были освобождены около 300 пленных. 3 декабря генерал Н.Н.Юденич подал в отставку с поста главкома. Правительство Северо-Западной области пережило своего лидера на 2 дня. Собственно для Северо-Западной армии все было решено в тот момент, когда она начала отход к границе. Н.Н.Юденича поддерживали только для наступления, а содержание битых генералов в задачу Антанты не входило.
Октябрьский поход на Петроград в 1919 году споткнулся там же, где и октябрьский поход Краснова в 1917 году, и там же, где обломал зубы фон Лееб в сентябре 1941 года. Перед наступавшими на Питер войсками стояла вполне разрешимая задача, ведь в момент возникновения Санкт-Петербурга его основатель даже не предполагал, что главным редутом, который будет защищать его столицу, станут не мощные крепостные стены Кронштадта или Шлиссельбурга, а ничем не примечательные Пулковские высоты. Необходимым условием для защиты этого рубежа оказались бойцы Красной Армии.
Борьба за Петроград 15 октября - 6 ноября 1919 г. Петроград. Госиздат. 1920. 317 с. Г.Н.Караев. Разгром Юденича в 1919 году. М. Воениздат. 1940. H.A.Корнатовский. Борьба за красный Петроград. М. 2004. И.Нефтерев. Разгром Юденича. Военно-исторический журнал. 1939. № 3. Н.И.Подвойский. Коммунары защищают Красный Петроград. М.-Л. 1927. Героическая оборона Петрограда в 1919 (Воспоминания участников). Л. Лениздат. 1959. И.С.Бакланова. Северо-Западная армия была разбита и уничтожена... благодаря политическому поражению. Военно-исторический журнал. 2013. № 7. Г.В.Кузьмин. Разгром интервентов и белогвардейцев в 1917-1922 гг. М. Воениздат. 1977. Г.Л.Кирдецов. У ворот Петрограда (1919-1920). М. Кучково поле. 2016.